Возрастные особенности дошкольников.
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Файлы содержат информацию о возрастных особенностях развития детей-дошкольников (таких как психическое, моторное, речевое и т.д. развитие) в различном возрасте. Эта информация может быть использована и как наглядный материал (стендовая информация в группах детского сада), и как полезное напоминание при работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_4-5.doc | 862 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные закономерности и нюансы
развития ребенка 4-5 лет
****
ПСИХОМОТОРИКА
Ребенок 4-ого и 5-ого года жизни отличается хорошим психомоторным развитием. Он достаточно вынослив и может совершать длительные прогулки, во время которых получает новые впечатления, расширяя свои знания об окружающем мире. Улучшается тонкая моторика и ее синхронация со зрительным контролем.
Чрезвычайно полезно научить ребенка завязывать и развязывать бантики (даже если вся обувь у него на липучках), заплетать косички, застегивать пуговицы, следить за тем, чтобы он правильно держал ручку и карандаш при рисовании.
РИСУНОК
Изобразительная деятельность ребенка в этом возрасте отличается тем, что для него важен не результат, а сам процесс создания рисунка. Поэтому, как только рисунок завершен, дети часто выбрасывают его. И только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на сам рисунок, то есть оценивать результат своего труда.
С психологической точки зрения рисунок - своеобразная детская речь и подготовительная стадия письменной речи. Так ребенок выражает свое отношение к действительности, можно увидеть, что главное для ребенка, а что второстепенное.
***
РЕЧЬ
На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он придумывает, переделывает слова (например, «тот, кто сидит в машине спереди, тот передник, а кто сзади — задник!» или «тот, кто чинит сапоги — сапожник, а велосипеды — велосипедник»). Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями.
К 5-и годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается. Речь ребенок использует для общения со сверстниками. Он часто задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д.
***
МЫШЛЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
Ребенок в 4-5 лет уже может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.
Ребенок может решать довольно сложные задачи, он уже может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне по сравнению с предыдущими годами. Однако логика его мышления довольно своеобразна (например, "Ветер дует, потому что деревья качаются", "Я так и знал, что ты меня родила. Если бы папа, я был бы с усами", "Звезды не падают, потому что они как-то вертятся на небе".
***
ПАМЯТЬ
В этом возрасте ребенок может целенаправленно запоминать. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.
К пяти годам постепенно начинает формироваться и сознательное запоминание и вспоминание. По просьбе взрослого ребенок может заучить стихотворение, песенку, текст какой-либо роли к детскому празднику и т. д. При этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивать смысловую память.
СКАЗКА
Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.
***
ЭМОЦИИ
Большинство детей в обычных условиях оптимистично воспринимают окружающий мир. Им кажется, что он устроен самым лучшим образом. Надо всегда помнить об этом, щадить и оберегать легкоранимую психику ребенка. Опасно выяснять в присутствии детей свои отношения, устраивать, сцены и скандалы.
Не стоит рассказывать при детях страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для ребенка такая информация может стать сверхсильным раздражителем, трамплином для нервного срыва. Нужно постепенно, осторожно и в более старшем возрасте вводить ребенка в сложный и противоречивый взрослый мир.
Примерно с пяти лет появляется стремление управлять собой, своими эмоциями и своими поступками. Однако это не всегда получается. Помогите ребенку, поощряя (улыбкой, похвалой, подарком и т.д.) его хорошие поступки. Существует золотое правило: "Поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению".
САМООЦЕНКА
Для формирования высокой самооценки слишком мало говорить ребенку, что вы его любите, какой он замечательный. Нужно, чтобы ценность личности измерялась реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.
И ВСЕГДА ПОМНИТЕ, что дети стремятся во всем подражать своим родителям. Вы воспитываете ребенка не только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, тем, как вы одеваетесь, как вы разговариваете, как вы радуетесь или печалитесь. Не забывайте об этом.
ИГРА
Игра в возрасте 4-5 лет чрезвычайно важна, она является ведущей деятельностью дошкольника. Игра уже более сложная: она сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Дети теперь умеют играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил.
Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни
- реализует свое стремление к самостоятельности, моделируя жизнь взрослых;
- открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей;
- учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры.
- проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности;
- развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.
Отнеситесь к детской игре в этом возрасте со всей серьезностью, всячески поддерживайте любые стремления детей к играм. Разрешите пользоваться разнообразными "ненужными" (на ваш взгляд) вещами: какие-то палки, бруски, железяки, катушки от ниток и т.д..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности дошкольников в РЭМП.
Родителям на заметку о том, какие математические навыки должны буть у ребенка дошкольного возраста....
Возрастные особенности дошкольников
Здесь представлена информация для родителей о возрастных особенностях детей 1-2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-6,6-7 лет....
Возрастные особенности дошкольников в игровой деятельности.
Знание возрастных особенностей позволяют педагогу понять детей и грамотно выстроить педагогический процесс....
Презентация "Возрастные особенности дошкольников"
Презентация "Возрастные особенности дошкольников"...
Учёт возрастных особенностей дошкольников при организации разных видов деятельности.
Консультация для воспитателей и родителей....
Возрастные особенности дошкольников.
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11137998","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"600","width":"800"}}]]...
Возрастные особенности дошкольника
Возрастные особенности общения 9.1. Особенности общения в разные возрастные периоды развития Особенности общения детей раннего возрастаВ младенческом возрасте ярко выражена потребность...