Педагогический проект «Моя семья» в средней группе Актуальность проекта Содержание нравственного воспитания дошкольников включает в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание программ дошкольного воспитания включен цикл занятий «Моя семья». Вместе с тем следует отметить, что объём знаний детей по данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое, забываются семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи и привития чувства привязанности к семье и дому, установления контакта с её членами и воспитания любви и уважения к ним, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея реализации проекта «Моя семья». «Без прошлого нет будущего» Основание проекта Семья это – дом, семья – это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой, могут царить лишь покой и любовь. В прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Для ребёнка знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живёт его семья. Для детей важно знать, как зовут родителей, как нужен их труд и занятия других членов семьи, называть ближайших родственников и принимать посильное участие в подготовке семейных праздников. Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. В семейном кодексе говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются. В настоящее время все больше появляется конкуренция между ДОО, у родителей все чаще возникает вопрос: в какой детский сад отдать ребенка? Повысились требования, которые предъявляют Законы РФ, в частности ФГОС ДО, родители, школа — к ДОО. В результате детские сады вынуждены искать пути информирования родителей о том, какую помощь в воспитании и образовании ребенка они могут предоставить. Нам приходится учиться заинтересовывать родителей своих воспитанников, изучать их требования и запросы. Кроме того, даже при условии, что родители стремятся правильно воспитать своего ребенка, они очень часто просто не знают, как это сделать. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских. В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях. Дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, появилась идея создать проект «Моя семья» для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. В начале 2017-2018 учебного года, наблюдя за детьми в ходе совместной и непосредственно образовательной деятельности, я обратили внимание на то, что у детей очень скудные знания о своей семье, о самых близких людях. Из бесед с детьми и проведенного занятия поняла, что родители вследствие своей занятости уделяют недостаточное количество времени для общения со своими детьми. Я решили попытаться изменить эту ситуацию и расширить знания детей о ближнем окружении, научить разбираться в родственных связях, воспитать в детях любовь и уважение к членам семьи, показать ценности семьи для каждого человека. На родительском собрании сообщила о теме проекта, познакомили с планом его реализации. Особое внимание стали уделять сюжетно-ролевым играм, таким как «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» использовать различные сюжеты для данных игр, пополнять и обновлять игровой материал. Большую помощь оказали родители, откликнувшись на просьбу изготовить некоторые игрушки своими руками С целью укрепления детско-родительских отношений были оформлены папки-передвижки с консультациями для родителей на следующие темы: «Влияние родительских установок», «Как повести выходной день с детьми», «Отец как воспитатель», «Роль семьи в физическом воспитании ребенка», «Семья и семейные ценности», «Советы родителям». Благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас ребенка. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде. Достигнутые результаты позволят сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были и будут проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная продуктивная и познавательная деятельность детей и родителей, мы получим положительный результат. У детей повысятся знания в вопросах, касающихся своей семьи, родители станут активней участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду. |
Цель проекта: Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях. Задачи: - Совершенствовать качество работы детского сада по взаимодействию с родителями.
- Формировать у детей представление о семье, нравственное отношение к семейным традициям, показать ценность семьи для каждого человека, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
- Развивать творческие способности детей и родителей в процессе совместной деятельности.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, желание проявлять заботу о родных людях.
Возраст участников: дети 4-5 лет. Тип проекта: долгосрочный Продолжительность: 2017 — 2018 Состав проектной группы: воспитатель, воспитанники группы 4-5 лет, родители. Формы реализации проекта: - Анкетирование детей.
- НОД.
- Консультация «Что такое генеалогическое древо?»
- Создание альбома «Тайна имени».
- Выставка детских рисунков «Моя семья».
- Выставка поделок «От скуки на все руки»
- Составление древа семьи
- Сюжетно — ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
- Родительское собрание «Моя семья — что может быть дороже»
Этапы реализации проекта: I этап – подготовительный - Анкетирование детей по проблеме
- Определение цели и задач
- Создание необходимых условий для реализации проекта
II этап – основной (практический) - Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.
- Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?».
- Выставка «Генеалогическое древо семьи».
- Создание альбома «Профессии моих родителей».
- Выставка детских рисунков «Моя семья».
- Совместное изготовление детей и родителей атрибутов к сюжетно — ролевым играм «Семья», «Больница», «Магазин».
- Разработка и накопление методических материалов и рекомендаций по проблеме.
III этап-заключительный - Обработка результатов по реализации проекта.
- Обсуждение результатов по реализации проекта на родительском собрании.
- Презентация проекта «Моя семья».
Ожидаемые результаты проекта: Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения. План реализации проекта № п/п | месяц | продукт | 1. | Сентябрь | - Праздник посвящённый дню пожилого человека
- «Мои любимые бабушка и дедушка» Выставка рисунков
| 2. | Октябрь | - «Путь от дома до детского сада» Составление плана-схемы от дома до детского сада.
| 3. | Ноябрь | - Выставка детских рисунков «Моя семья».
«Моя рука - моя семья» Рисование по шаблону карандашами | 4. | Декабрь | - Создание альбома «Профессии моих родителей».
| 5. | Январь | - консультации «Что такое генеалогическое древо?».
- Выставка «Генеалогическое древо семьи».
| 6. | Февраль | - «Роль отца в воспитании детей» Консультация для родителей
- «Мой папа-защитник Отечества» Конкурс рисунков
- «23 февраля» Изготовление подарка для пап
| 7. | Март | - «У моей мамы золотые руки!» Конкурс: изготовление книжки- малышки «Моя мамочка»
- Изготовление подарка для мамы
- «Портрет моей мамы!» Выставка рисунков
| 8. | Апрель | - «Дом, в котором я живу!» Выставка рисунков
| 9. | Май | - «Всей семьей на отдых» - фотовыставка
|
Используемая литература: 1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005. 2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007. 3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004. 4. По программе М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой «Развернутое перспективное планирование средней группы» 5. О.Н.Козак «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет» 6. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» 7. По программе М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой «Комплексные занятия 2 младшая группа» 8. Дронь А. В., Данилюк О. Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс», 2008. 9. Хрестоматия для чтения М., «Просвещение»
Приложение 1
Дидактическая игра: «Родственные отношения» Дидактическая задача – разложить картинки по возрасту ее персонажей (дочка, старший брат, мама, папа, бабушка, дедушка, прадедушка, прабабушка) Методические рекомендации. Целесообразно предварительно договориться, что в семье папа чаще бывает хотя бы ненамного старше мамы.
Приложение 2 Памятка для бабушек по воспитанию внуков Памятка с рекомендациями по воспитанию внуков. • слушайте своих внуков, не перебивайте их, вникайте в интересующие детей вопросы и проблемы. • помогайте всем, чем только можно деньги-наименьшее, что можно дать близким, но иногда они очень важны. • интересуйтесь друзьями, подругами своих внуков попытайтесь понять, чем они привлекательны, отметьте их лучшие качества. • выполняйте свои обещания, не откладывая их в долгий ящик и не надеясь, что внуки забудут о них. • помните: главные воспитатели-родители, а бабушки и дедушки имеют лишь право совещательного голоса. • обращайте внимание на хорошие качества внуков, и их станет больше. • умейте планировать радость, помните: нет ничего лучше искреннего детского смеха, детской непосредственности, детской любви.
|