Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2-3 лет.»
консультация на тему

Корнеева Ирина Владимировна

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rechevogo_razvitiya_detey_2.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития детей 2-3 лет.

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.

После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами , конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом накапливается его пассивный словарь.

В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные)хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи , песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называем и объясняем ребенку все, что он видит перед собой. Повторяем нужное слово несколько раз, попросим показать тот предмет, который  назвали, а затем попросим его самого назвать слово. Обязательно хвалим малыша и отмечаем его успехи.

Малыш конечно уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращаем его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задаем наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно спрашиваем, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Постепенно вводим в речь ребенка прилагательные. Стараемся, чтобы в нашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша.

В свой работе, по развитию речи детей  осуществляем посредством организации разных форм деятельности: наблюдение и элементарный труд в природе;  применяем игры-забавы и игры-хороводы; слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок; использование потешек,  игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; игровые ситуации.

 Малыши плохо умеют, да и не любят одеваться, отвлекаются. Использование потешки помогает привлечь детей к одеванию, они запоминают названия вещей и последовательность их одевания например: "Вот они сапожки. Этот с правой ножки, этот с левой ножки.." . Во время умывания. Например:  "Водичка, водичка, умой мое личико..."

Большие возможности для развития речи имеют дидактические игры. Так, игры с матрешками , направлены на внимание детей, на сравнение матрешек по величине, за различия в одежде, побуждают к рассматриванию и названию основных цветов, размеров. Дидактические игры "Угадай , кто кричит", "Угадай, что звучит" , "Кто как кричит" позволяют развивать слух детей.

Для развития речи детей используем настольно-печатные игры, которые позволяют учить детей составлять целое из частей "Разрезные картинки", правильно называть изображенные предметы, группировать предметы по форме, размеру, назначению "Лото малышам", "Парные картинки", "Кому что нужно"

Большие возможности для развития речи ребенка, обогащение его словарного запаса,  возникают при рассмотрении рисунков и книг, при показе настольного и кукольного театра. Они закрепляют представления об окружающем, вызывают у ребенка желание говорить, создают эмоционально-позитивный настрой.

Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение наших детей, малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. Дети нашей группы с удовольствием играют, сопровождают речью игровые  действия, могут поделиться информацией, пожаловаться на неудобства или действия сверстников; слушают небольшие рассказы, рассказывают небольшие стихи; общаются со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности и значение развития логического мышления у детей 5-7лет».

Консультация для родителей «Особенности и значение развития логического мышления у детей 5-7лет»....

Консультация для родителей "Особенности воспитания и развития детей 3-4 лет. Основные задачи воспитания."

Формирование личности и созревание характера происходит с самого момента появления человека на свет. Ежедневно кроха познает мир вокруг себя, формирует отношения с окружающими, осознает свое значение ...

Консультация для родителей "Особенности воспитания и развития детей седьмого года жизни"

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам....

Консультация для родителей «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»

     Консультация для родителей «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»...

консультация для родителей "Особенности социально- коммуникативного развития детей 4-5-лет"

консультация для родителей "Особенности социально- коммуникативного развития детей 4-5-лет"...

Консультация для родителей «Особенности художественно-эстетического развития детей шестого года жизни»

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведением искусства; воспитание интереса к художественно-...

Памятки, советы, рекомендации Консультация для родителей : «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»

Дети с задержкой психического развития – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Педагогическое воздействие должно строиться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка...