Памятка "Если Ваш ребенок левша"
консультация на тему

Ярополова Ирина Анатольевна

Памятка "Если Ваш ребенок левша"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_esli_vash_rebenok_levsha.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Если Ваш ребёнок левша.

Вы никогда не задавались вопросом, почему ребенок предпочитает действовать левой рукой? Почему ему это удобно? Этому посвящена данная консультация.

Левое полушарие мозга управляет правой половиной тела, а правое — левой. Природе человека чужда симметрия. Поэтому не только руки, но и все парные органы и системы человека неравнозначны, асимметричны. В первую очередь это касается восприятия (зрение, слух) и движения. Например, у любого человека один глаз «ведущий», а другой — «подчиненный», одно ухо воспринимает больше и более «активно», а другое, образно говоря, «на вторых ролях». То же самое и в двигательной сфере: одна нога сильнее, активнее, делает больший шаг и даже чуть длиннее своей «коллеги». Про руки и говорить нечего: явное предпочтение одной из рук. Левша вы или правша — заметно сразу. Говорить «левша» не всегда правильно, вернее будет сказать «леворукий», ведь леворукий может иметь ведущую правую ногу, правое ухо и глаз. А настоящий левша — это тот, у которого ведущую роль играет не только левая рука, но и левое ухо, левый глаз. Чтобы определить у ребенка ведущий глаз, сверните трубочкой лист бумаги и попросите его через эту трубочку на что-нибудь посмотреть. К какому глазу малыш ее поднесет, тот и является «главным». «Найти» ведущее ухо помогут часы. Предложите ребенку послушать, как они тикают. К какому уху он их приложит, то и ведущее. Обратите внимание, какой рукой ребенок рисует, берет ложку, копает лопаткой в песочнице.

Переучивать или нет?

Несмотря на то, что сейчас отношение к левшам и методы работы с ними в детских садах и школах изменились, родители все-таки задаются этим вопросом. Очень часто взрослые не понимают особенностей «левши» и ставят перед ним невыполнимые задачи. Давайте выясним причину левшизма. На ваш взгляд, какое из полушарий мозга «главное» — левое или правое? Память, речь, зрительное или слуховое восприятие, счет, ориентация в пространстве — все это результаты совместной работы обоих полушарий мозга. При этом каждое из них играет свою роль. Правое полушарие, в основном, отвечает за левую сторону тела: принимает информацию от левого глаза, уха, левой руки, ноги, а левое полушарие обслуживает правую сторону тела. Праворукие — это люди, у которых больше развито левое полушарие. А леворукие — те, у которых развито больше правое полушарие.

Бывает, что левшизм — это способ преодоления мозгом ребенка последствий какой-либо родовой травмы. Например, если левое полушарие пострадало, то правое берет на себя часть его функций, и ребенок становится «вынужденным» левшой. А бывает, что леворукость передается по наследству. В случаях, когда один из родителей или его родственник левша, вероятность появления в семье малыша-левши очень высока. В таких случаях переучивать ребенка не стоит. Его мозг уже так запрограммирован. И насильственное переучивание, а ребенок, если понаблюдаете, будет сильно сопротивляться переучиванию, лишь навредит. Нельзя ломать его уже отлаженные механизмы, иначе ребенка можно довести до эмоционального срыва, привести к заиканию, дефектам чтения и письма. Взрослые должны понять, левшизм — это не дурная привычка, которую нужно просто искоренить, заставляя ребенка все делать правой рукой. Это один из вариантов нормального развития организма, связанное с особенностями работы головного мозга. Левое полушарие называют рационально-логическим. Правое — эмоциональным, оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства. Праворуким легче удаются математические расчеты, они славятся своей логикой. Всю информацию о мире они предпочитают пропускать через разум, а уж потом через сердце. Леворукие совершенно иные. Они чутко прислушиваются к окружающему их миру и переживают все через эмоции. Им очень важны собственные ощущения, именно сердцем они могут принимать и понимать мир. Среди леворуких много музыкантов, писателей и художников. Как правило, леворукие — очень чувствительные люди, даже если их талант не проявился в виде стремления к живописи, музыке или поэзии. Леворукие — очень ранимые, а праворукие более трезвые и расчетливые. Переучивая левшу, взрослые пытаются переделать биологическую природу ребенка, но им не по силам изменить работу полушарий головного мозга. У ребенка-левши есть два пути развития: он будет нормально развиваться, но писать, есть левой рукой или он будет писать правой, но превратиться в невротика. Доказано, что у переученных левшей бывают такие неврологические проявления, как нарушение сна, аппетита, тики, заикание, раздражительность, резкая смена настроения. Поэтому на вопрос, переучивать левшу или нет, многие специалисты дают однозначный ответ: «Нет!». При этом замечают, что иногда бывает, ребенок сам хочет научиться писать и есть правой рукой, как все. В этом случае не стоит мешать ребенку. Пусть малыш сам сделает свой выбор, какой рукой будет писать, рисовать. Взрослые, не мешайте маленькому левше освоиться в мире правшей, чтобы он не считал себя каким-то ущербным. Ведь левши испытывают дискомфорт в нашем мире, где все для праворуких.

Комплекс левши.

Не нужно говорить ребенку, что он не такой, как все, чтобы у него не сформировался комплекс левши. Левши итак находятся в постоянном стрессе, могут даже болеть от того, что их не понимают в мире правшей. Комплекс левши чаще всего появляется, когда внимание на левшизме первоклассника заостряет учитель. Если это происходит, обязательно поговорите с учителем. Скорее всего, он это делает, не осознавая последствий, может сломать ребенка, но толку не добьется. В школе должны принять и не такого, как все, ребенка и предоставить ему свободу выбора, какой рукой писать. Следует знать, что при обучении для левшей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте наглядные пособия, рисунки. Оказывается, для левшей, бывает и правшей, трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Еще одна особенность. Нередко карандаш у ребенка-левши смотрит вбок, почти параллельно строке. Измените положение листа бумаги или направление наклона. Ничего страшного, если тетрадь будет лежать почти перпендикулярно к обычному положению.

Замечено, что левше трудно ориентироваться в пространстве. Часто такие дети изображают рисунок вверх ногами, пишут «зеркально». Чтобы помочь левше ориентироваться на листе бумаги, предложите ему простые графические задания и упражнения. Лишний раз похвалите ребенка, пусть даже за его маленькие успехи. Левши, как правило, очень ранимы и чувствительны.

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЛЕВША.

Одной из загадок человеческого мозга является его несимметричность: правое и левое полушария мозга при всем их внешнем сходстве различаются и по строению, и по функциям. Тем не менее, тот факт, что полушария не являются «зеркальными» отражениями друг друга, принят в науке не так давно. Ученые накопили огромное количество фактов и наблюдений, но вот уже на протяжении всего нескольких десятков лет в науке сменяют друг друга разные взгляды на то, какое из полушарий мозга «главное» — левое или правое. Исследования продолжаются и в настоящее время. Но ясно одно: человеческая память, речь, зрительное или слуховое восприятие, счет, ориентация в пространстве — все это результаты совместной работы обоих полушарий мозга. Каждое из них играет свою роль.

Левшество — самое наглядное проявление неравнозначности половинок мозга. Действительно, активное использование человеком левой руки вместо привычной правой обращает на себя внимание.

Вы никогда не задавались вопросом, почему человек предпочитает левую руку? Почему ему это удобно? Все мы знаем, что левое полушарие управляет правой половиной тела, а правое — левой. Природе чужда симметрия и полная «зеркальность». Так устроен мир. Поэтому не только руки, но и все парные органы и системы человека неравнозначны, асимметричны. В первую очередь это касается восприятия (зрения, слуха, кожной чувствительности) и движения. Так, например, у любого человека один глаз «ведущий», а другой — «подчиненный», одно ухо воспринимает больше и более «активно», а другое, образно говоря, «на вторых ролях». То же самое и в двигательной сфере: одна нога сильнее, активнее, делает больший шаг и даже чуть длиннее своей «коллеги». Этим, к примеру, объясняется тот факт, что человек, заблудившись в лесу, кружит и возвращается на то же место, откуда начал идти. Про руки и говорить нечего: явное предпочтение одной из рук в бытовых действиях заметно сразу, и даже далекий от психологии человек всегда скажет, кто перед ним — левша или правша.

Говорить «левша» не всегда правильно, вернее будет сказать «леворукий», ведь леворукий может иметь ведущую правую ногу, правое ухо и глаз. А настоящий левша — это тот, у которого ведущую роль играет не только левая рука, но и левое ухо, левый глаз.

Каждый из нас без особого труда может самостоятельно исследовать себя и своих близких, посвятив этому несколько минут. Естественно, что результаты нашего исследования «в домашних условиях» будут весьма приблизительными. И, тем не менее, они могут оказаться довольно интересными, а возможно, для кого-то и неожиданными.

Для определения ведущей руки вспомните, какой рукой вы выполняете большинство действий: кидаете предметы, пишете, рисуете, играете в бадминтон, держите ножницы, отвертку, зубную щетку, какой рукой причесываетесь, отвинчиваете пробку от флакона и т. п. Ведущий глаз, как правило, труднее закрыть, им неудобно подмигивать, но удобно рассматривать предметы через свернутый в трубочку журнал. К ведущему уху мы обычно прикладываем трубку телефона, им же прислушиваемся к тихой речи. Для подпрыгивания на одной ноге, подъема на ступеньку или быстрого удара по мячу первой используется также ведущая нога. Обратите внимание на случаи, когда, считая себя правшой при выполнении предложенных тестов вы затрудняетесь определить предпочтительную руку, ногу, ухо или глаз. Это означает варианты так называемого скрытого левшества.

Учеными установлено, что среди обычных людей «чистые правши», т. е. имеющие одновременно ведущую правую руку, глаз и ухо, составляют всего около 30%. То, насколько выражена несимметричность систем организма, напрямую влияет на поведение и способы реакции человека в различных ситуациях. Так, например, установлено, что «чистые правши» успешнее других ориентируются в пространстве, они более чувствительны к положительным эмоциям и в целом более оптимистичны, чем леворукие. В то же время леворукие и «чистые левши» при хорошем здоровье чаще жалуются на плохое настроение, подавленность, внутреннее напряжение, раздражительность, нарушения сна, боли в сердце. Согласно статистике леворукие и скрытые левши чаще встречаются среди женщин, чем среди представителей сильного пола. Поэтому типично женскими считаются повышенная эмоциональность, интуиция. Интересно, что правая половинка мозга более альтруистична, чем левая. То есть в случаях поражения левого полушария мозга, возможно более успешное выздоровление, чем при поражениях правого.

Знаменитые левши:

 Николай Лесков - писатель, автор «Левши».

 Владимир Даль - писатель, лексикограф, этнограф.

 Лев Толстой – писатель.

 Иван Павлов – физиолог.

 Сергей Прокофьев - композитор, пианист, дирижер.

 Сергей Рахманинов - композитор, пианист, дирижер.

 Василий Кандинский - живописец и график.

 Гарри Каспаров – шахматист.

Детские психологи установили, что, например, в возрасте 2—5 лет заболевания и травмы мозга могут и не привести к тяжелым последствиям. Мозг ребенка обладает чрезвычайно высокой пластичностью и способностью к поиску обходных путей развития. Часто бывает так, что правой половинке детского мозга настолько успешно удается компенсировать дефект, что поражения левого полушария, которые приводят у взрослых к речевым нарушениям, на состоянии речи ребенка почти не отражаются.

Вообще леворукие дети — совершенно особая тема для разговора. Несмотря на то что сейчас отношение и методы работы с ними в детских садах и школах изменились, родители «левшат» задаются одними и теми же, схожими вопросами. Самый частый из них — переучивать ребенка или нет. Для того чтобы этот вопрос решить, необходимо выяснить причину леворукости.

Часто бывает, что левшество является способом преодоления мозгом ребенка последствий какой-либо родовой травмы. Например, если при рождении левое полушарие пострадало, то правое берет на себя часть его функций и ребенок становится «вынужденным левшой». Так же часто леворукость носит наследственный, «семейный» характер. В случаях, когда один из родителей или его родственники левши или скрытые левши, вероятность появления в семье такого малыша очень высока. В этих случаях переучивать ребенка не стоит. Его мозг уже имеет сложившийся стиль работы, отличный от «среднестатистического». Насильственное переучивание, а заметьте, что дети инстинктивно очень сильно сопротивляются ему, может сломать отлаженные механизмы и привести к заиканию, дефектам письма и чтения, эмоциональным нарушениям вплоть до неврозов.

Ребенку, появившемуся на свет без особых проблем, до 1—1,5 лет все равно, в какую руку брать предметы. Поэтому если родители настойчиво вкладывают ему ложку или игрушку в правую руку, то малыш благополучно превращается в правшу. Если же родители не обращают внимания, какую руку предпочитает их ребенок, то он может стать или остаться левшой.

Специфика работы мозга левши отражается на его психических особенностях. Дети-левши более эмоциональны, неуравновешенны, чувствительны к мнению близких, чем праворукие. Они имеют ярко выраженные интересы и склонности, пристрастия к какому-нибудь хобби. У левшей позже развивается связная речь. В школе дети-левши, как правило, тугодумы. Учителя считают, что у них нет стойких понятий о том, где правая, а где левая сторона. В представлении таких детей буквы и цифры можно написать или прочитать не только в зеркальном, но и в горизонтальном, и вертикальном направлениях. Соответственно есть трудности овладения письмом и чтением. Особенных усилий от ребенка требует счет, в частности счет в уме.

Зная все это можно предположить, что школьник-левша обязательно станет двоечником. Однако такого, как правило, не происходит. Дело в том, что, видя свои ошибки, левша упорно пытается приспособиться к «правостороннему» миру. Это требует от него огромных усилий, ведь то, что у «нормального» ребенка формируется естественным путем, левше надо освоить с помощью пути обходного. Мудрая Природа предусмотрительно наградила маленьких левшей огромной фантазией и колоссальным произвольным самоконтролем. Тем не менее, взрослые могут помочь ребенку-левше справиться с трудностями при помощи комплекса специальных упражнений, игр и занятий, разработанных детскими нейропсихологами. Эти игры-упражнения направлены на освоение содружественной работы рук и ног, разворачивание деятельности во времени и пространстве, развитие точности и меткости, закрепление представлений о правом и левом и многое другое.

Интересные факты.

 13 августа — международный день левшей.

 Все полярные медведи — левши.

 Свой знаменитый «маленький шаг одного человека — и огромный шаг всего человечества» на Луну астронавт Нейл Армстронг сделал левой ногой.

 Некоторые левши обладают способностями экстрасенса.

 В Японии муж мог развестись с женой, узнав, что она — левша.

 Все кандидаты на президентских выборах 1992 года в США были левшами: Билл Клинтон, Росс Пэрот и Джордж Буш.

 Левши чаще рождаются во второй половине года, а реже всего весной.

 4 из 5 разработчиков Macintosh’а были левшами.

 Заикание и дислексия (неспособность к чтению) чаще встречается у левшей.

 Левши под водой видят лучше, чем правши.

 На Земле более 500 миллионов левшей.

 УЗИ способствует рождению левшей.

 У женщин-левшей риск развития рака груди на целых 42% выше, чем у правшей.

 В 1963 году Боб Чарльз стал первым гольфистом-левшой, выйгравшим Открытый чемпионат Великобритании.

 Знаменитый лягушонок Кермит, появившийся в 1957 году, был левшой, как и его создатель Джим Хенсон.

 В штате Западная Вирджиния есть город Left Hand.

 В Москве левшей 3,5%, в Центральной России — 7%, а на Таймыре — 34%.

 Первый леворукий президент США Джеймс Гарфилд был еще и амбидекстром: он одной рукой мог писать по-латински, а другой — по-гречески.

 Только у 43% левшей ведущим является левый глаз, а у 45% леворуких людей левая нога доминантная.

 Левша Леонардо да Винчи вел все свои записи справа налево, так что прочитать их можно было, только поднеся к зеркалу.

 Благодаря древним орудиям труда ученые доказали, что левши существовали еще 1,4 миллионов лет назад.

 Самая большая организация для левшей — «Left-Handers International» (насчитывает более 50 000 членов по всему миру).

Левша в мире праворуких.

Ваш ребенок левша? Вы не знаете, переучивать его держать ложку и карандаш? Как подготовить маленького левшу к обучению в школе?

    Очень часто родители не знают и не понимают особенностей ребенка-левши и ставят перед ним невыполнимые задачи.

Загадки двух полушарий…

    Многие думают, что левшество – чуть ли не дурная привычка, которую легко искоренить, заставляя ребенка делать всё правой рукой. Дело в том, что левшество - это один из вариантов нормального развития организма, связанное с особенностями работы головного мозга.

    У каждого полушария головного мозга своя роль. Правое полушарие в основном отвечает за левую сторону тела: принимает информацию от левого глаза, уха, левой руки, ноги, а левое полушарие обслуживает правую сторону тела.

    Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением.

    Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, помогает приспосабливаться  к переменам.

   Обычно уже к 4 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо. Ведущая левая рука (ухо, глаз) указывают на активность правого полушария.

Переучивать ли левшу?

     Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка. Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.

     У ребенка левши есть два пути развития: ребенок будет нормально развиваться, но писать и есть левой рукой, или он будет писать правой рукой, но превратиться в невротика. Переучивание левши может стать причиной не только невроза, но и школьной неуспеваемости, а также к привести к физическим изменениям в организме: замедление роста, нарушение речевых и зрительно – пространственных способностей.

     У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.

     Поэтому, на вопрос переучивать левшу или нет, ответ однозначный: нет, т.к. переучивание это не просто перекладывание ложки или карандаша в другую руку, это изменение работы полушарий головного мозга.

    Кроме того, Вам, родители, следует знать, что действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения (от 1985г.), где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево.

Как помочь ребенку-левше?

    У леворуких детей часто бывают неврозы. Это связано с тем, что в нашем праворуком мире они постоянно испытывают «дикстрастресс» (правый стресс). На каждом шагу леворукий сталкивается с тем, что все окружающие предметы сделаны так, что ими удобно пользоваться правше и неудобно или невозможно – левше.

   Как же можно помочь маленькому левше освоиться в этом мире? Вот несколько советов:

1. При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.

2. Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.

3. Часто ребенок-левша держит карандаш «крюком» или карандаш смотрит вбок, параллельно строке. В этом случае ему легко можно помочь, изменив положение листа бумаги или направление наклона. Ничего страшного, даже если тетрадь лежит почти перпендикулярно к обычному положению.

4. Леворуким детям трудно ориентироваться в пространстве. Часто дети изображают рисунок вверх ногами, пишут «зеркально». Чтобы помочь левше ориентироваться на листе бумаги, предложите ему простые графические задания и упражнения.

5. Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

Если Ваш ребенок левша.

Неужели действительно маленький упрямец чаще бывает левшой? И почему вообще люди делятся на левшей и правшей? В чем их отличие, в чем их сходство? И какое значение имеет для Вашего малыша, если он все предпочитает делать левой рукой? Что будет дальше? Возможно ли его переучить?

А надо ли вообще пытаться переучивать такого малыша? Чем отличается он от других, обычных, по нашему мнению, детей? Лишь только тем, что у него доминирует правое полушарие. Но ведь ребенок рождается с двумя правыми полушариями. И лишь позднее, по мере развития личности малыша, одно из двух начинает «леветь». Поэтому мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другому, и как в одном, так и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое – отвечает за речь и абстрактное мышление, правое – за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. При доминировании левого полушария испытывается счастье и наслаждение, при доминировании правого – страх и печаль. Эти различия можно продолжать без предела, но главное, что даже относительное доминирование какого-либо из полушарий обусловливает психологические особенности людей. Толчками для превращения одного из правых полушарий в левое у детей является начало овладения речью и первое осознание ребенком самого себя. Поэтому после кризиса 3-х лет и начинают вырисовываться различия между «правшами» и «левшами», вернее, «праворукими» и «леворукими» детьми. Как «праворукость», так и «леворукость» объясняются тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга. Причем при доминировании левого полушария ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария – левая. У третьей части людей ни одно из полушарий не доминирует.

Ребенок «правополушарный» – левша – намного отличается от своих сверстников, и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают их большие музыкальные способности, для них не редок абсолютный слух. Но в это же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков. Такой ребенок непосредствен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчивый в осуществлении желаний. Ему с большим трудом даются чтение и письмо, овладение которыми в раннем возрасте оказывается совершенно непосильным, а в первом классе может быть камнем преткновения. Но в целом такие дети общительные и контактные. И если мы, учитывая их особенности, найдем правильные методы воспитания, все наши проблемы будут разрешимы.

Как надо вести себя родителям с ребенком – левшой:

 Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.

 Создать благоприятный климат для него в семье.

 Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства постараться завуалировать какой-нибудь игрой.

 Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.

 Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.

 Стараться чаще делать малышу сюрпризы.

 Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим, обычным детям.

 Ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т. е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.

 Любить его таким, какой он есть.

Если после пятилетнего возраста Вы заметите у ребенка непонятные Вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно к специалисту!

Как не надо вести себя родителям с ребенком левшой:

 Не пытаться скрыть свои насмешки по поводу того, что ребенок отличается от многих, в основном все делая при помощи одной левой руки.

 Лишний раз подчеркивать все это при знакомых или посторонних людях.

 Делать все возможное, чтобы переучить ребенка, И наказывать, когда он не поддается обучению.

 Стараться доводить его до слез и вызывать своими методами воспитания другие отрицательные эмоции.

 Быть в основном сухим и педантичным, общаясь с ним.

 Стремиться довести его талант до совершенства, все время предъявляя завышенные требования к нему.

 Учить до школы чтению, письму и иностранным языкам, ругая, что у него сплошные неудачи.

 Создать такую обстановку для ребенка в своей семье, чтобы его самооценка уменьшалась с каждым днем, чтобы он чувствовал себя отвергнутым и никому не нужным.

Запомните, такое воспитание обычно является благоприятной почвой для развития невроза или симптомов заикания у малыша!

Он не такой, как все.

А почему, собственно, ребенок должен быть таким, "как все"? Кто сказал, что "как все" - это норма?

До трех лет детки одинаково пользуются как левой, так и правой рукой. Тем не менее, уже ближе к году у малыша начинают проявляться признаки того, кем он будет: правшой или левшой. Это можно заметить по тому, какой рукой ребенок держит карандаш, какой ножкой бьет по мячику и т.п.

В это время, пока у него нет  четко выраженной тенденции преобладания левой руки или правой можно слегка поспособствовать тому, чтобы малыш давал предпочтение правой руке. Просто кладите ему под правую руку то, чем он пользуется: карандаш, ложку и прочее.  

Если малыш предпочитает пользоваться левой рукой — ничего страшного в этом нет. Просто помогите ему адаптироваться к такой своей особенности.

Итак, откуда берутся левши?

Все зависит от того, какое полушарие мозга доминирует. Ведь каждое полушарие головного мозга имеет свои специфические функции. Правое отвечает за  восприятие музыки, звуков природы, а левое -  за речь, чтение и письмо. Обычно доминирующая рука связана с ведущим полушарием головного мозга такими "отношениями": если правая рука ведущая, то доминирует левое полушарие. Поэтому, когда левшу заставляют писать правой рукой, он не может задействовать свое правое полушарие, ответственное за контроль речи, чтения и письма.

Левши обычно отличаются склонностью фантазировать, имеют музыкальный слух и хорошую память. Кроме того, они чувствительны, оригинальны, отлично ориентируются в пространстве и образно мыслят. Вообще, как утверждает статистика, среди левшей намного больше талантливых людей, чем среди правшей. Так, левшами были такие талантливые люди, как Александр Македонский и Карл великий, Микеланджело и Леонардо да Винчи, Жанна Д`Арк и Наполеон, Мерилин Монро и Билл Клинтон.

Какие могут быть проблемы у леворуких?

С точки зрения нейропсихологии у левшей изменена функциональная специализация полушарий, то есть могут выявляться затруднения с речью, тонкой и грубой моторикой. Левши могут испытывать трудности организации времени и пространства, особенно при обучении чтению и письму. У них возможно запаздывание по сравнению с праворукими детьми формирования фонематического слуха, могут быть трудности при переключении с одной деятельности на другую. В силу того, что полушария головного мозга "ведают" и эмоциями, левши чаще могут испытывать чувство обиды, быть раздражительными.

Как вести себя с ребенком левшой?

•    быть с ним чуткими и доброжелательными;

•    создавать благоприятный климат в семье и устраивать почаще для него приятные сюрпризы;

•    не воевать с ним из-за излишней настырности. Выходки упрямства стараться завуалировать какой-нибудь игрой;

•    принять, как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в правшу;

•    хвалить за успехи и поощрять его художественные или музыкальные способности, но не стремиться сделать из него вундеркинда;

•    не предъявлять к нему завышенных требований.

Переучивать или нет?

Большинство специалистов склоняются к мысли, что левшей переучивать не надо, ведь это значит изменить специфические качества психики ребенка, что отрицательно влияет на его психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом.

Принимайте ребенка таким, как он есть, и тогда у него не будет проблем ни с письменным языком, ни со счетом, которые появляются, если переучивать левшу на правшу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особый ребенок - левша

В данной консультации для воспитателей освящены следующие вопросы: чем отличается ребенок-левша от правши, его особенности, стоит ли переучивать и почему и, конечно же, воспитание и обучение левши....

ребенок- левша

Рекомендации родителям по воспитанию леворуких детей...

Если ребенок левша

У Вас леворукий ребенок стоит ли его переучивать?...

презентация для родителей"ребенок-левша"

В презентации даны практические упражнения и игры для развития мелкой моторики рук и полезные советы родителям....

Особенности развития, воспитания и обучения ребенка левши. Методические рекомендации для левшей дошкольников.

Большая часть человечества – «праворукие» люди и, только 5-10% составляют «леворукие». Специалисты подчеркивают, что «леворукость» – индивидуальный вариант нормы. Леворукие люди ничем не хуже и не луч...