"Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей детей с общим недоразвитием речи"
проект по развитию речи (старшая группа)

Усова Юлия Владимировна

Инновационный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usova_innovats.pr_.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект

1.Тема: « Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи».

1.1. Обоснование проекта. Актуальность для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития образования Краснодарского края.

      В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В «Концепции дошкольного воспитания», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) определены целевые ориентиры, которые  говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как: воображение, фантазия, творчество, коммуникативные способности (умением вести диалог, отвечать на вопросы, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, потребность ребенка активно действовать в мире) и др. Друдлы - это черно – белые картинки загадки, смотря на которые совершенно невозможно точно сказать, что это такое. Друдлы в переводе с английского означают «каракули». Техника стала известна в 1950 году, благодаря Леонарду Стерну и Роджеру Прайсу, который был автором – юмористом и использовал друдлы в качестве развлечения для публики.   

Эта игра интересна дошкольникам тем, что она дает неограниченное
пространство для полета фантазии, воображения и творчества детей: друдлы
развивают речь ребѐнка во время игры, повышают мыслительную деятельность,
стимулирует пространственное мышление, познавательную активность детей.
 Смысл друдлов, как можно больше придумать вариантов видения картинки. Они заставляют мозг перелопатить тонну информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке. В результате занятий с применением друдлов, у ребенка-дошкольника снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.

  1. Нормативно-правовое обеспечение проекта.

- Конституция Российской Федерации (в которой закреплено право каждого гражданина РФ на получение основного общего образования, а также регулируются отношения в сфере образования);                                                                                                                                        - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в котором описываются условия, необходимые для обеспечения защиты конституционного права граждан РФ на образование, для экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования и пр.);

-Федеральные государственные образовательные стандарты (в которых закреплены особенности реализации образовательной деятельности в зависимости от уровня и направленности образования. В частности, в соответствии с ФГОС ООО — необходимо выстраивать систему проектного обучения, как сквозную подготовку обучающегося к использованию проектирования и исследования для решения различных личных, жизненных, профессиональных и социальных проблем, для организации самоопределения и самообучения в течение всей жизни.

- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации Распоряжение от 15 мая 2013 г. № 792-р

1.3. Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы.

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящее время представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью развития связной речи у дошкольников.   Поэтому, выстраивание работы требует от педагогов новых подходов, форм и методов работы, использования  инновационных технологий и вариативных форм, методов и приемов развития речи детей дошкольного возраста. Друдлы - одна из тех игр,
что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, общаться,
фантазировать и креативить.

2. Цель. Объект инновационной деятельности. Предмет инновационной деятельности. Гипотеза. Задачи.

Цель: развитие речи и творческих способностей дошкольников через  игру в друдлы.

Объект инновационной деятельности: творческие и речевые способности дошкольников 5-6 лет.

Предмет инновационной деятельности: процесс развития творческих и речевых способностей детей средством игры в друдлы.

Гипотеза: использование игры друдлы в педагогическом процессе способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Задачи:

-Развивать  речь, творческое воображение и креативность мышления.

-Способствовать расширению кругозора, возможность пополнять словарь.

-Содействовать развитию устойчивого интереса к изобразительной
деятельности
.

-Способствовать воспитанию настойчивости, целеустремленности, умения находить решение в нестандартной ситуации.

- Укрепление детско-родительских отношений.

3. Теоретические и методологические основания проекта (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта).

 Проект основан на принципах:

- Психологической комфортности,

-Деятельности,

- Вариативности,

-Доступности.

-Партнерского взаимодействия с семьей.

4. Обоснование идеи инновации и механизма реализации инновационного проекта.

Основная идея инновационного проекта – внедрение нестандартной  игры друдлы  для  развития творческого и речевого потенциала дошкольников.

Проект значим тем, что  показывает, как игра дает неограниченное
пространство для полета фантазии, воображения и творчества детей: друдлы развивают речь ребѐнка во время игры, повышают мыслительную деятельность, стимулирует пространственное мышление, познавательную активность детей. Эта игра идеально подходит для достижения цели, а именно развитию речи и творческих способностей дошкольников.

5. Обоснование новизна инновационной деятельности.

Новизна проекта заключается в следующем: разработан целый ряд игр и приемов их организации и проведения.

 6. Проектируемые этапы инновационного процесса с обозначением проводимой деятельности по различным направлениям: образовательной, управленческой, взаимодействия с социумом, обобщения образовательной среды, транслирования продуктов и результатов и т.д.                                                                                

Этапы инновационного проекта

Задача

Действие (наименование мероприятия)

Срок реализации

Полученный (ожидаемый) результат

Этап 1. Подготовительный этап  (декабрь 2018г.)

1.

Сбор и обработка теоретического материала.

Изучение  игры «Друдлы».

Декабрь 1018г.

Проанализирована информация.

2.

Разработать  рабочий план по этапной реализации проекта.

План действий.

Декабрь 2018г.

План по реализации проекта.

Этап 2. Практический этап  (январь 2019г. – апрель 2019г.)

1.

Разработать картотеку игр и упражнений для развития моторной сферы и речевой активности.

Обогатить среду группы  тематическими играми и упражнениями.

 Январь 2019г.

Картотека игр и упражнений, набор карточек – друдлов для свободного рисования, набор тематических сериационных друдлов, логические картины.

2.

Развивать умение  придумывать разнообразные ассоциативные ряды, смотреть на рисунок под разными углами, соотносить с абстрактным рисунком привычные объекты и наделять их невероятными   способностями.

Вербальная игра в друдлы.

Февраль – апрель  2019г.

Развитие креативного воображения «Учусь видеть необычное в обычном».

3.

Развиваем фантазию, воображение, мелкую моторику, коммуникативные способности.

Невербальная игра в друдлы.

Март - апрель 2019г.

 Провести выставку рисунков «Волшебные каракули», создать творческий альбом «Мир фантазии».

4.

Познакомить родителей с вариантами проведения игр в друдлы в домашних условиях.

Укрепить детско-родительские отношения.

Март 2019г.

Провести консультацию «Играем в друдлы»

5.

Познакомить педагогов с игрой друдлы, как способом   развития речи и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Семинар-практикум.

Апрель 2019г.

Повысить профессиональную компетенцию педагогов ДОУ.

Этап 3. Обобщающий этап (май 2019г.)

1.

Анализ достижений цели и решения задач, обозначенных в инновационном проекте. Определение перспективы развития инновационной деятельности.

Итоговый отчет.

Май 2019г.

Представление результатов проекта в рамках педагогического совета ДОУ.

7. Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности. Диагностические методики и методы, позволяющие оценить эффективность проекта.

Методы позволяющие оценить эффективность проекта:

Педагогическое наблюдение.

Сравнительный анализ результатов проектной  деятельности воспитанников.

Экспертная оценка продуктов проекта.          

8. Проектируемые результаты и инновационные продукты.

Проект направлен на повышение эффективности речевого и творческого потенциала дошкольников.

Повысить  профессиональную компетенцию педагогов в области речевого развития и творческих способностей дошкольников.

Вовлечь семью в воспитательно-образовательный процесс.                                                   Инновационный продукт:
 Картотека  упражнений и игр в друдлы, набор тематических сериационных друдлов, логические картины.
 Копилка разработок консультаций, семинаров – практикумов для родителей и
коллег по теме.

9. Практическая значимость и перспективы развития инновации (проекта).

Практическая значимость заключается в том, чтобы посредством игры в друдлы  повысить речевую и творческую активность детей.

Перспективы развития.

 Если  после реализации проекта предполагаемые результаты будут достигнуты в полном объеме, то можно  распространить эффективность опыта  в сообщество педагогов  ДОУ,               а также продолжить работу по   разработке программы дополнительного образования по теме.

10. Обоснования наличия необходимых ресурсов для выполнения задач инновационного проекта.

Необходимы материально-технические ресурсы: компьютер, принтер, канцелярские принадлежности.

11. Степень разработанности инновации с предоставлением ранее изданных материалов, выполненных в рамках проекта.

 Ранее изданных материалов не имеется.

7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Проект "Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи".

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях де...

Консультация для родителей. "ДРУДЛЫ, как средство развития речи и творческих способностей у детей".

Взрослые, учитесь у детей иногда быть детьми. Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире....

«Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей дошкольников»

Проект «Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей дошкольников»...

Мастер - класс «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»

МАСТЕР-КЛАСС«Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»...

Проект Подготовительная группа «Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»

laquo;Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»...