Консультация для родителей "Формирование слушательской культуры"
консультация на тему

Данная консультация предназначена для музыкальных руководителей и родителей дошкольников, направлена на формирование у читателей "правильного" отношения к выбору музыкальных произведений для детей разного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_slushatelskoy_muzykalnoy_kultury.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 69» города Бийска

Консультация для родителей

«Формирование слушательской культуры»

Подготовил:

музыкальный руководитель

Иванова Я.А.

Бийск, 2017

ФОРМИРОВАНИЕ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ

 КУЛЬТУРЫ.

С самого рождения малыш, попадая в мир, полный музыкальных звуков, вслушивается в них.  Первые и очень важные его музыкальные впечатления связаны с пением мамы, бабушки. У нас много замечательных колыбельных песен и утренних песенок, выражающих нежное  отношение к ребенку. Например, утренняя песенка:

Доброе утро, заинька мой,

Доброе утро, сыночек дорогой!

А я сыноньку люблю,

Ему песенку спою:

-Доброе утро, заинька мой,

Доброе утро, сыночек родной!

Поем дочери:

Доброе утро, ягодка моя,

Доброе утро, сладенькая!

А я доченьку люблю,

Я ей песенку спою:

-Доброе утро, ягодка моя,

Доброе утро, сладенькая!

Когда малыш бодрствует полезно включить  приятную для его слуха инструментальную музыку  и вы заметите, что слушая музыку он явно испытывает удовольствие.

К концу третьего месяца ребенок начинает реагировать на пение взрослого и затем на звучание музыки. Рекомендуется в процессе пения знакомить ребенка с окружающим миром.

 - с близкими взрослыми (мама, папа, бабушка, дедушка);

 - с игрушками (зайка, мишка, кукла и т.п.);

 - с детскими звучащими игрушками (погремушка, колокольчик). В процессе пения взрослый продолжает знакомить ребенка с другими близкими людьми (брат, сестра, тетя, дядя, няня); с детскими музыкальными инструментами (дудочка, свистулька, погремушка и т.д.).К семи месяцам вовлекать в простейшие игровые действия под музыку. Приобщать к элементарным движениям под музыку (в частности к хлопкам в ладоши - в пении (подпевать концы песни – «ай», «ах» и т.п.),

 - в играх (выполнять простейшие игровые движения),

 - в пляске (выполнять простые плясовые движения: хлопки, топанье ногами, легкие полуприседания).

К концу первого года жизни малыш:

  - эмоционально по-разному откликается на музыку контрастного характера по темпу и динамике;

 - с удовольствием смотрит на взрослого и слушает его пение.

 -проявляет активность в разных видах деятельности:

 - в певческой – гулит, лепечет, демонстрирует простейшие певческие интонации, подпевает конец песни «ай», «ой» и т.п.;

 - в игровой – выполняет элементарные игровые движения, доступные его пониманию: загибает пальчики, прячется;

 - в плясовой – совершает элементарные плясовые движения, такие как хлопки, топанье ногами, легкие полуприседания, выражая при этом соответствующие эмоции. К концу второго года дети проявляют интерес друг к другу, начинают играть рядом, часто они вступают в игровое эмоциональное общение, ходят и бегают друг за другом, громко смеются. В данный возрастной период продолжается развитие музыкальных способностей ребенка. Особенно ярко проявляется эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего в процессе ее слушания, а также в элементарной исполнительской деятельности.

Происходит становление сенсорной основы музыкальности (дети начинают реагировать на выразительные отношения музыкальных звуков, различных по тембру, динамике, высоте), а также музыкального мышления и памяти.

К концу второго года ребенок имеет запас музыкальных впечатлений, связанных с окружающим миром.. Они могут в течение 3-4 минут слушать несколько песен (или пьес), но в промежутках им необходимо менять вид деятельности.

На третьем году жизни ребенка происходит дальнейшее развитие музыкальности. Маленький слушатель не только откликается на общее настроение, переданное в музыке, но и выделяет понятные ему интонации восхищения, горя, вопроса и ответа. Например: «Сережа с мамой приехали в деревню к бабушке. Идут они по улице, вдруг видят: маленькая птичка летит (муз. «Птичка»). Птичка пропела песню и улетела. Идут они дальше и подходят к дому бабушки, а им навстречу собачка выскочила и залаяла. Сережа говорит: «Ты, собачка, не лай, я про тебя песенку спою» (поет песенку «Собачка»). Услышала бабушка лай собачки, вышла во двор встречать дорогих гостей, обрадовалась и запела веселую песенку («Кто у нас хороший» - русская народная мелодия)» и т.п.

В таком контексте малыш лучше воспринимает музыкальные образы и запоминает музыку. Предложите малышу выбрать и показать картинку, содержание которой соответствует только что услышанному. Желательно, чтобы вы продолжали развивать у ребенка восприятие выразительных особенностей музыкальных звуков. Постепенно с вашей помощью он узнает и запомнит, что у кошки – мамы голос звучит низко, а у маленького котенка – высоко (аналогично у собаки и щенка). Первоначально звуки должны быть контрастными. Точно так же обнаружит, что по звукам, по ритму, который вы прохлопываете (простукиваете), можно определить, кто идет в гости – медведь или зайчик, лисичка или волк.

На четвертом году жизни ребенка интенсивно формируются основы его личности. Проявляются такие сложные нравственные чувства, как любовь к близким, гуманное отношение к животным, растениям, стремление быть хорошим, добрым. Поэтому он с удовольствием слушает музыку, связанную по содержанию с его родным домом: с образами любимых мамы, папы, бабушки, дедушки, домашних животных (кошки, собаки), игрушек, с природным окружением. Продолжается становление музыкального восприятия.

Однако необходимо помнить, что пока еще произвольность поведения только формируется, музыкальная деятельность имеет неустойчивый характер. Ребенок по-прежнему не может долго слушать музыку, и продолжительность ее звучания должна быть четко регламентирована.

 Важно продолжать формировать представление о малых жанрах музыки (песня, танец, марш) и отдельных разновидностях песни (колыбельная, плясовая). - настроение, характер музыки (веселый, грустный);

 - отдельные яркие интонации (например вопрос – ответ);

 - особенности художественного музыкального образа.:

Поддерживать в детях попытки выражать в элементарных эстетических суждениях свои впечатления и отношение к характеру и содержанию прослушанной музыки, а также моделировать их (условно-образно) на фланелеграфе.  Характер музыки представлен на карточке рисунком – лицо ребенка, веселое или грустное. Содержание произведения передается рисунком, соответствующим музыкальному образу.

Одним из любимых видов музыкальной деятельности ребенка пятого года жизни по-прежнему остается слушание музыки (как вокальной, так и инструментальной).

 Детям нравится содержание музыкальных произведений, связанное с их жизнью в детском саду (а не только в семье), так как они способны сопереживать настроению и содержанию музыки, соответствующей их собственному опыту.

В процессе слушания музыки продолжается активизация таких музыкальных способностей, как эмоциональная отзывчивость на музыку, ладо высотный слух и чувство ритма.

На шестом году жизни слушание музыки остается по-прежнему весьма привлекательным для ребенка. Он любит фантазировать, поэтому при слушании музыки опирается на достаточный запас жизненных впечатлений, на знакомые ему внемузыкальные компоненты; эмоционально реагирует на музыкальное произведение.

Дошкольники 5-6 лет могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамику развития музыкального образа. Они выделяют большинство средств музыкальной выразительности, некоторые интонационные ходы. Интенсивно продолжают развиваться музыкально-сенсорные способности. Ребята могут различать выразительные отношения музыкальных звуков.

Развитие умственных способностей влияет на формирование музыкального мышления ребенка

Продолжать формировать представления об образной природе музыки, предлагая для прослушивания музыкальные произведения, имеющие один-два музыкальных образа и передающие их развитие и взаимодействие.

Продолжать развивать представления:

 - о первичных жанрах музыки –песня, танец, марш – и видах музыкальных произведений:

1). Виды народной песни: колыбельная, плясовая, хороводная, игровая;

2). Виды танцев: народная пляска, полька, вальс;

3). Виды маршей: марш игрушек, солдатский марш;

На седьмом году жизни ребенок приобретает более широкий кругозор, достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования, то есть обладает заметными возможностями, чтобы слушать довольно сложные музыкальные произведения. К этому времени у него имеется значительный объем музыкальных впечатлений, он знает некоторых композиторов, избирательно относится к музыке, мотивирует свой выбор.

Шести-, семилетние дети способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, вслушиваться в интонационные ходы и ритмические особенности, осознавать характер музыки, выявлять комплекс средств музыкальной выразительности, поскольку у большинства из них в этот период интенсивно развиваются музыкальное воображение и мышление. Ребенок способен анализировать музыкальное произведение, сравнивать, выделять, обобщать отдельные особенности музыкального языка и речи.

Совершенствуются музыкальная память и мышление, поскольку интенсивно расширяется музыкальный запас малыша. Он помнит многие музыкальные произведения, узнает их. Особенностью возраста является то, что ребенок любит многократно слушать полюбившиеся ему песни. Особенно легко дети воспринимают доступные им музыкальные произведения, вплетенные в канву небольшого рассказа.

Литература:

  1. «Камертон». Элеонора Костина. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. Линка-Пресс, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Влияние культуры самовыражения родителей на культуру поведения ребёнка в детском саду

Консультация для родителей«Влияние культуры самовыражения родителей на культуру поведения ребёнка в детском саду» Роль семьиВасилий Александрович Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок по...

Консультация для родителей «Влияние культуры поведения и самовыражения родителей на культуру поведения детей»

Консультация для родителей «Влияние культуры поведения и самовыражения родителей на культуру поведения детей». Прежде чем воспитывать ребенка - воспитайте себя. Посмотрите на себя и задайте себе...

Консультация для родителей "От культуры речи взрослого до культуры речи ребенка"

Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. Так давайте объединимся и дадим нашим ...

Консультация для воспитателей "Звуковая культура речи, как составная часть общей речевой культуры».

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры....

Консультация для родителей «Влияние культуры поведения и самовыражения родителей на культуру поведения детей»

Консультация для родителей«Влияние культуры поведения и самовыражения родителейна культуру поведения детей» "Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас.Воспитывайте...

Консультация для педагогов Тема: «Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребёнка»

Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, котор...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О культуре поведения. Культура поведения ребенка в семье»

Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережн...