ИГРАЮТ ДЕТИ - ИГРАЕМ ВМЕСТЕ
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Время проведения: 17 апреля 2015 год 17 часов 30 мин.
Форма проведения: традиционная с элементами совместных игр детей и родителей.
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.
Задачи: показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребенка; рассмотреть правила организации игровой деятельности; обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи; развивать навыки общения со своим ребенком в процессе игры.
Участники: родители, педагог – психолог, дети, воспитатели
Место проведения: музыкальный зал
План проведения
1.Вступительная часть.
2.Анализ результатов микроисследования.
3.Педагогический всеобуч.
4.Психогимнастическое упражнение «Моя любимая в детстве игрушка».
5.Обсуждение дискуссионных вопросов.
6.Творческая работа «Игрушка в жизни моего ребенка».
7.Игра «Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребенок».
8.Совместные игры детей и родителей.
9.Заключительная часть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_2ml_15_god.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРАЮТ ДЕТИ - ИГРАЕМ ВМЕСТЕ
Игра не пустая забава.
Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития.
Д. В. Менджерицкая
Время проведения: 17 апреля 2015 год 17 часов 30 мин.
Форма проведения: традиционная с элементами совместных игр детей и родителей.
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.
Задачи: показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребенка; рассмотреть правила организации игровой деятельности; обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи; развивать навыки общения со своим ребенком в процессе игры.
Участники: родители, педагог – психолог, дети, воспитатели
Место проведения: музыкальный зал
План проведения
1.Вступительная часть.
2.Анализ результатов микроисследования.
3.Педагогический всеобуч.
4.Психогимнастическое упражнение «Моя любимая в детстве игрушка».
5.Обсуждение дискуссионных вопросов.
6.Творческая работа «Игрушка в жизни моего ребенка».
7.Игра «Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребенок».
8.Совместные игры детей и родителей.
9.Заключительная часть.
Подготовительная работа:
- Игра «Игрушка, которая мне нравится» (проводится с каждым ребенком индивидуально). Ребенку из десяти игрушек предлагают выбрать ту, которая ему нравится. Набор игрушек может быть произвольным, например собачка, попугай, динозавр, строительный набор, кукла, машина. Каждого ребенка фотографируют с выбранной игрушкой.
- Проведение конкурса игрушек, сделанных своими руками.
- Подбор материалов для выставки: игр и игрушек в соответствии с возрастом детей, информационного материала, литературы.
- Подготовка наглядного материала (схемы, плакат с изображением айсберга и т. п.).
- Оформление плакатов с цитатами:
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Макаренко А. С.
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Коменский Я.
«Игра — это огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский
«Игра — в значительной степени основа всей человеческой культуры»
А. В. Луначарский
- «Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых»
Я. Корчак
Организационный этап:
- В одной половине зала расставлены стулья для взрослых, в другой — детские столы и стулья для игр детей с родителями, настольно-печатные, дидактические игры, набор «Строитель» с мелкими деталями (на несколько игр больше, чем участников, чтобы обеспечить право выбора), стол с игрушками, которые предлагались детям в процессе пробы.
- Подготовлены материалы для творческой работы (листы белой бумаги формата АЗ, ножницы, карандаши, фломастеры, клеящие карандаши, цветная бумага, старые детские журналы, емкости для мусора), музыка.
Ход собрания:
Ведущий (воспитатель Редикульцева С.Г.)
Добрый вечер, уважаемые родители! Начинаем родительское собрание. Но сначала определимся с его темой. Предлагаю упражнение «Ассоциации». Опорное слово — игра. Подберите такие слова, которые ассоциируются у вас с этим словом.
Родители: Дети, азарт, деятельность, действия, атрибуты, куклы, игрушки.
Воспитатель: Вагоны - это стулья,
А паровоз — кровать,
А если ты не веришь,
А если ты не веришь,
А если ты не веришь,
То можешь не играть.
Р. Сеф
Тема собрания звучит так: «Играют дети — играем вместе». Мы раскроем значение совместных игр и игрушек для развития ребенка. Познакомимся с правилами организации игровой деятельности. Обсудим вопрос об организации игровой среды в условиях семьи и поиграем со своими детьми.
Сегодня нам предстоит работа в группах. Поэтому я напомню вам правила, которых необходимо придерживаться. Вы:
- должны быть активны;
- вправе давать о себе только ту информацию, которую сочтете нужной;
- вправе не разглашать частную информацию, полученную от других участников в ходе собрания;
- в процессе совместной игровой деятельности с детьми должны признавать личность ребенка и стремиться к сотрудничеству. А поможет нам в этом приём «Чудесный мешочек». (Из мешочка каждый родитель достает один предмет, и далее родители объединяются по общему признаку). Стулья сдвигаются, создаются три микрогруппы.
Воспитатель: Вы заметили, что, покупая современные игрушки, взрослые порой охотнее играют в них, чем сами дети? Это не случайно.
Когда одного ученого спросили: «Что вы станете делать, если начнется конец света?», — он ответил: «Играть». Заметьте: не плакать, не спасаться, не молиться, а играть! Да, взрослое человечество играет. Азартно играет на биржах, на стадионах, на сценах, в конференц-залах и казино. Взрослые играют в политику, в деньги, играют словами и обещаниями, играют в любовь и порядочность. Как говорят, разница между взрослым и ребенком — в цене игрушек.
(Выступление сопровождается показом видеофильма о детях нашей группы играющих в групповых комнатах, на улице).
А как играют наши дети? Раньше дети играли круглый год, с утра и до позднего вечера, развиваясь физически, умственно, духовно, вопреки политическим, экономическим и бытовым настроениям...
К сожалению, современные дети, те, для кого игра — жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки — летать?
Прервалась многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Все больше примитивных игровых форм — шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство (забавы с огнем, взрывами мучительством животных, а то и людей, бессмысленное разрушение и т. п.). А зачем ребенку нужна игра? Вот что думают по этому поводу педагоги и психологи.
«Игра — это школа произвольного поведения» Д.Б. Эльконин
«Игра — школа морали в действии» А.Н. Леонтьев,
«Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте».
Воспитатель: Уважаемые родители предлагаем Вам, каждой микрогруппе обсудить одно утверждение, доказать, привести примеры. И представить свои доводы.
Воспитатель делает обобщение:
Итак:
Игра — это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно — он не простоит и двух секунд, но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную припевку: «Море волнуется — раз, море волнуется - два, море волнуется - три. Замри!» Ведь замирают и стоят самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке.
Игра — школа морали в действии. Можно сколь угодно долго объяснять ребенку, что такое хорошо и что такое плохо, но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Они, при умелой организации взрослых, учат многим добродетелям. Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится, и наоборот — для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт и желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы. Но здесь, конечно, важно руководство взрослых...
Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.
Воспитатель: Любая проблема, а в нашем случае это игра детей, содержит видимую и невидимую стороны (обращает внимание на плакат, где изображен айсберг, на поверхности находится незначительная часть, а большая — под водой).
Игры существуют разные (показывает схему, на которой обозначены разные виды игр): подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные, творческие, театрализованные. Одни развивают мышление и кругозор, другие — ловкость и силу, третьи — конструкторские навыки детей. Все они нужны и по-своему полезны детям. Но именно свободная творческая игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Вместе с тем и дошкольные учреждения, и современная семья нередко недооценивают ее значение, увлеченные обучением и ускорением темпов развития ребенка. Большинство родителей относят игру к приятному, но не самому необходимому и важному для ребенка времяпрепровождению. Поэтому если у взрослого есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребенком, то он скорее всего предпочтет последнее.
При решении проблемы важно не замыкаться только на видимой части, важно подумать, как избежать опасности столкновения с подводной частью. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.
Игра радует детей, делает их веселыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
Воспитательное значение игры, ее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра поможет сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину (Д.В. Менджерицкая).
Воспитатель Чайко Г.П.
Уважаемые родители, перейдём к анализу результатов, которые были получены при подготовке к родительскому собранию. Мы провели опрос детей и анкетирование родителей.
Родители в своих ответах на вопросы «Играете ли вы с ребенком?», «Играете ли вы с ним вместе?», «Ваш ребенок любит играть вместе с вами?» ответили положительно.
А дети на вопрос «С кем вы играете дома?» ответили, что играют: в одиночестве — 70%; с братьями и сестрами — 30%.
Все опрошенные родители покупают детям развивающие игры. Исходя из полученных результатов, можно предположить, что родители действительно стараются создать в домашних условиях игровую среду для своих детей, но недостаточно активно принимают участие в детских играх.
Опрос детей показал, что все опрошенные дошкольники любят играть. Но одни предпочитают играть в детском саду (56%), другие — на улице (13%), третьи — везде (6%), а дома любят играть 25% детей. На вопрос «Почему ты любишь играть?» основной вариант ответа был «интересно».
Действительно, игра в силу своей природы не направлена на достижение иной цели, кроме той, которая заложена в ней самой. Она начинается по инициативе самих играющих и требует, чтобы играющие были активно вовлечены в нее. Детская игра связана со всеми сторонами жизни ребенка, содействует адекватному психическому развитию, росту творческих способностей дошкольников.
Дошкольники предпочитают играть в следующие игры, на вопрос:
«Во что ты любишь играть?»:
- в войну, гонки, пиратов, машины, летчиков - 21%;
- в «дочки-матери», мягкие игрушки — 29%;
- в подвижные игры — 15%;
- в строительные игры — 15%;
- в сюжетные игры — 10%;
- в компьютерные игры — 4%;
- вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби), которыми они просто манипулируют, — 20%;
- не могли назвать ни одну игру —5%.
Воспитатель Редикульцева С.Г.
Уважаемые родители, хочу предложить упражнение, которое называется «Моя любимая в детстве игрушка»
Звучит песня о любимой игрушке («Папа подари мне куклу»)
Воспитатель: А сейчас пришло время поговорить о любимой игрушке. (Включается релаксационная музыка, ведущий медленно говорит.) Сядьте удобно: ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору. Спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию — оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, как вы с ней играете. Она очень вам нравится, вы ее любите и стараетесь не расставаться с ней. Любимая игрушка приносит вам много счастья и радости, и вы улыбаетесь, вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза. Расскажите о своей любимой игрушке.
Воспитатель: Любимую игрушку помнят всю жизнь, и это дает нам положительные эмоции.
Воспитатель: Следующий вопрос нашего собрания, это обсуждение дискуссионных вопросов:
Вопрос 1. Что детям нужно для игры?
Ответы родителей: безопасное место для игры, различные предметы, и т.д.
Воспитатель: По мнению К.Д. Ушинского, «лучшая игрушка для детей — это куча песка». Как вы думаете, почему?
Ответы родителей: расслабляет, можно строить и т.д.
Воспитатель: Известный исследователь детской игры Д.В. Менджерицкая писала: «Для игры детям требуются игрушки и разные предметы. Интересные постройки делают из песка. Например, дети сделали из песка, воды и дощечек водокачку.
Дети очень любят играть с водой, налитой в корыто или таз. Они пускают плавать лодки, пароходы и разные предметы. Дети берут палки, ветки, листья, камешки и интересно играют с ними.
Для детских игр необходимы песок, вода, палки, доски, поленья, ветки, камешки, желуди, шишки, все то, что в изобилии имеется под руками.
Очень важно, чтобы взрослый умел делать игрушки из дерева, коры, шишек, лоскутков и научил этому детей.
Кроме того, у детей должны быть игрушки: куклы, игрушечные животные, тележки, автомобили и многое другое».
Подумайте и приведите примеры того, что в домашних условиях может служить материалом для игр детей и как это может использоваться в игре. Родители: Кастрюли, подушки от дивана, покрывало, швабра, стулья, пуговицы, детская одежда, тесто и т. п.
Вопрос 2. Игровой уголок для детей дома. Каким он должен быть? Какие игрушки полезны, а какие не следует приобретать?
Родители обсуждают вопрос о количестве игрушек, об их видах. Делятся информацией о том, как хранятся игрушки у них дома, как лучше оборудовать игровой уголок, какова процедура уборки игрушек после игры. Родители обмениваются информацией о магазинах, торговых центрах, где по доступной цене можно приобрести качественные игрушки, с сертификатом.
Воспитатель: Предлагаем вам творческую работу «Игрушка в жизни моего ребенка». Мы сегодня убедились: у каждого человека есть любимые игрушки, которые он помнит всю жизнь. У ваших детей они тоже есть. Хорошие родители должны знать, какие игрушки любит их ребенок, и с уважением относиться к его выбору. В детском саду много игрушек, но в течение дня ребенку хочется видеть свою любимую, ту, которая находится дома. Нарисуйте картинку с любимыми игрушками вашего сына (дочери).
Воспитатель: Мы обязательно покажем ваши творческие работы детям и предложим им угадать, где чьи мама или папа потрудились. Но вначале поиграем.
Игра «Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребенок»
После того как родители сделали свой выбор, им показывают фотографии, и они определяют, совпал ли их выбор с выбором ребенка.
Совместные игры детей и родителей
В зал приглашаются дети.
Предлагается задание для детей: узнать работу своей мамы (папы).
Детям показывают творческие работы, выполненные родителями. Воспитатели сообщает детям, что из работ будет сделан «поезд», который украсит их группу.
В заключении хотим предложить совместную словесную игру «Как живёшь?»
Все становятся в круг. Ведущий задает вопросы, участники отвечают, имитируя движения.
- Как живете?
- Вот так! (Показывают большие пальцы обеих рук.)
- Как идете?
- Вот так! (Маршируют.)
- Как бежите?
- Вот так! (Бегут на месте.)
- Как ночью спите?
- Вот так! (Соединяют ладони и кладут под голову.)
- Как берете?
- Вот так! (Прижимают ладонь к груди.)
- А даете?
- Вот так! (Выставляют ладонь вперед.)
- Как молчите?
- Вот так! (Надувают щеки и кулаками мягко ударяют по ним.)
- Как грозите?
- Вот так! (Пальцами грозят друг другу.)
Совмесный танец «Вуги»
Воспитатель: Наше собрание подходит к концу. Хотелось бы узнать Ваше мнение: Информация полезная – красный цветок, Ничего нового – синий . На экране оставьте своё мнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи....
Презентация к родительскому собранию «Играют дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
Презентация поможет воспитателям провести родительское собрание в интересной и доступной форме...
Памятка для родителей по игре: "Играют дети - играем вместе".
Игра не пустая забава.Она необходима для счастья детей,для их здоровья и правильного развития.Д.В.Менджерицкая.Игры существуют разные. Одни развивают мышление и кругозор, другие - ловкость, третьи - к...
Родительское собрание в средней группе "Играют дети - играем вместе" (в форме квест-игры).
Родительское собрание в средней группе "Играют дети - играем вместе" (в форме квест-игры)....
Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности...
Конспект организации и проведения родительского собрания по теме «Играют дети – играем вместе , роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
Конспект организации и проведения родительского собрания по теме «Играют дети – играем вместе , роль игры в развитии детей дошкольного возраста»....
Родительского собрания в средней группе Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
quot;Играю дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста"...