Статья на тему: "Познавательный интерес ребёнка"
статья по теме

Фирсова Екатерина Сергеевна

Каким образом сформировать познавательный интерес ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_interes_rebenka.docx14.11 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный интерес ребенка

В настоящее время доказано, что ведущим мотивом деятельности ребенка является его познавательный интерес. Поскольку от характера развивающей среды и наполненности познавательного интереса ребенка в процессе его взросления зависит формирование полноценной личности ребенка, основная задача воспитания – способствовать многостороннему развитию познавательного интереса у детей.

Рассматривая познавательный интерес в контексте общей проблемы воспитания и развития детей, педагоги и психологи исследуют все стороны этого сложного психического образования. Одни исследователи изучают интеллектуальную природу и специфическую эмоциональную направленность интереса, другие изучают познавательный интерес как важное условие обучения, третьи рассматривают его как мотив или как отношение личности к явлениям и объектам ее окружающим. Несмотря на различие в подходах, все авторы говорят о влиянии и индивидуальных особенностей ребенка, и его окружения.

Потребность проникать всюду, стремление к исследованию привлекающих внимание особенностей окружающих предметов и явлений, поиск способов получения информации в ответ на возникающие у ребенка вопросы способствуют его познанию их сути. В свою очередь приобретенные им в процессе познания способы и навыки взаимодействия с этими предметами с помощью взрослых или самостоятельно позволяют ребенку развивать свою ориентировочно-исследовательскую деятельность. Активизируются природные психические особенности: активность, пытливость, способность концентрировать внимание, которые способствуют расширению кругозора ребенка, формированию стремления узнавать и открывать как можно больше нового, развивают его склонность к обучению.

Исследования и разработки психологов, воспитателей и педагогов показали на практике, что:

1. Использование обсуждений, дискуссий, творчества помогают ребенку научиться узнавать новое, обнаруживать недостающие элементы картины, понимать ее;

2. Использование игр, театральных представлений, просмотр фильмов окрашивает познавательный процесс яркими эмоциями, что, впоследствии, повышает интерес;

3. В экстремальных ситуациях, когда нужно быстро найти ответ, возрастает волевая активность познавательного интереса;

4. Эмоциональная поддержка интереса со стороны семьи придает особую «теплоту» протеканию всех процессов познания, благодаря чему обучение становится более продуктивным и приобретает большую глубину.

Таким образом, для формирования познавательного интереса ребенка важно:

  • Поощрять спонтанность и любопытство ребенка, стремление к новому, которое порождает потребность в новых впечатлениях, в исследовании окружающего мира.
  • Познавать мир вместе с ребенком, принимать активное участие в его игре, в обсуждениях, особенно, когда он сам Вас приглашает.
  • Поощрять ребёнка действовать с разными предметами и материалами, экспериментировать с ними.
  • Если у ребенка что-то не получается (а без таких моментов невозможно представить себе познание мира), необходимо поддерживать и напоминать, что ошибка дает возможность увидеть новое.
  • Побуждать ребенка доводить начатое дело до конца, хвалить его волевые усилия и активность.

Взрослея, ребенок постоянно вникает, стремиться узнать и разобраться во всех сторонах и существующих свойствах предметов и явлений. Возникающий «каскад вопросов» к взрослым и совместный поиск ответов помогают узнавать мир и себя как части этого мира. Таким образом, наличие всего многообразия процессов, включенных в познавательный интерес, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника. Именно в младшем дошкольном возрасте целенаправленное и...

Статья на тему:"Познавательная активность детей дошкольного возраста"

Познавательная активность — стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одн...

Статья на тему «Познавательно-речевое развитие дошкольников через мнемотехнику».

В этой статье я хочу рассказать, как через мнемотехнику у детей дошкольного возраста развиваетсся познавательно-речевое развитие....

Статья на тему: «Познавательное развитие дошкольников в условиях ФГОС

Статья на тему: «Познавательное развитие дошкольников в условиях ФГОС»        На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольног...

Статья на тему: Познавательное мероприятие «Утро памятное» в рамках календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам РФ — ко Дню начала Великой Отечественной войны

Познавательное мероприятие «Утро памятное» в рамках календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам РФ — ко Дню начала Великой Отечественн...

Статья на тему: «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Развитие познавательно-речевой деятельности является одной из актуальных проблем умственного развития ребёнка, особенно в настоящее время. Организация познавательно-речевого развития дошкольника ...

Статья на тему:Познавательное развитие дошкольников посредством использования конструкторов.

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овлад...