Через год – школа
консультация (подготовительная группа) на тему

Муртазина Любовь Александровна

Этапы подготовки ребенка к первому классу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_1-y_klass_-_cherez_god.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Через год – школа

Через год ваш ребенок станет первоклассником. Что надо сделать, чтобы малыш не потерял интереса к учебе и быстрее адаптировался к школе? Как с пользой провести это время, чтобы неусидчивый, подвижный, неугомонный малыш не потерял интереса к учебе и быстрее адаптировался к школе.

Крайне нежелательно, чтобы дошкольник не посещал какое-нибудь дошкольное заведение. Дом для него тесен, ему нужно общение и другие разнообразные впечатления. Он общителен, легко сходится с детьми и взрослыми, подвижен, предприимчив. Он создан для коллектива. Мнение родителей – «Пусть он лучше до школы дома посидит, окрепнет, а потом уж сразу пойдет в первый класс», - неверно. Дело в том, что поступающий в любое массовое детское учреждение ребенок испытывает три рода стрессов.

Первый — стресс иммунологический. Проще говоря, на него сразу начинают чихать и кашлять столько детей, сколько имеется в группе (классе, школе). Если иммунная система ребенка не слишком сильна , то ей требуется некоторое время, чтобы приспособиться к данной ситуации. Именно поэтому большая часть детей, впервые попавших в садик или школу, начинает регулярно болеть простудными заболеваниями. В норме приблизительно через полгода ситуация выравнивается — иммунная система приспособилась к имеющимся антигенам. Если ребенка после первой-второй болезни забрали из садика, а на следующий год отдали снова — все повторяется сначала.

Второй стресс — это стресс социальный. Ребенок, который в семье привык быть центром внимания, объектом заботы взрослых людей, вдруг оказывается в ситуации, где с его желаниями не очень-то склонны считаться, где все делается по команде, а другие ребятишки имеют точно такие же права, что и он сам. Если в семье, где растет ребенок, есть другие дети, его братья и сестры, то все это проходит почти безболезненно. Но если ребенок единственный, то он сталкивается с серьезными проблемами.

Кроме того, только "в обществе" можно построить систему социальных ролей. Кто я — лидер или ведомый? Как поступить, если я хочу подружиться с этим мальчиком? Что делать, если эта девочка отобрала мою любимую игрушку? Как привлечь внимание других детей? Как, наоборот, остаться одному, сделать так, чтобы не приставали? Все эти вопросы решаются только в практике ежедневной социальной жизни и никак иначе.

Очень социально интересное место — детсадовский туалет, уменьшенная копия школьного туалета. Здесь решаются очень важные вопросы, назначаются свидания, выясняются отношения. Для мальчика, который не прошел "школу" садиковского туалета, туалет собственно школьный оказывается неожиданным и зачастую весьма неприятным открытием.

Третий стресс — это собственно школьный, учебный стресс, подстерегающий любого первоклассника. Высидеть 45 минут на одном месте, отвечать только по команде (даже если знаешь ответ лучше других), на перемене не бегать, все время следить за учительницей, успевать выполнять задания, да еще все время думать, думать, думать...

Так вот, родители, которые или редко водят или вовсе не отдают ребенка в садик, а ждут дома, пока он "окрепнет", обрекают ребенка на весьма непростую ситуацию, когда все три стресса (иммунологический, социальный и учебный) обрушиваются на него одновременно. И тогда ребенок либо начинает отчаянно болеть, либо однажды утром заявляет: "Я в эту вашу школу больше не пойду!". И что тогда делать родителям?

Так что лучше сразу позаботиться о том, чтобы все эти стрессы были разделены в пространстве и во времени.

Год перед школой: с чего начать?

И вот в жизни нашего дошкольника наступает ответственейший момент — 6 лет, последний год перед школой. Ребенку-то все равно, он продолжает резвиться и радоваться жизни, но родители — в ужасной тревоге. Скоро в школу, а он еще и буквы путает, и на "один плюс один" может сказать "три", и, главное, совершенно не хочет ничем заниматься, а все возит и возит свои машинки или смотрит мультики.

Что же делать, чтобы с наименьшими потерями и наибольшим КПД миновать этот суровый для родителей  этап?

В первую очередь надо определить цели и задачи. Здесь важно не только содержание целей, но и порядок их расположения. Обратите на это внимание.

Вот они:

  • Не допустить, чтобы у ребенка выработалось стойкое отвращение к процессу школьного обучения еще до начала самого обучения.
  • Выяснить, какие конкретно имеются слабые места в познавательных процессах ребенка (слуховая память, логическое мышление, образное мышление, связь "мозг-рука" и т.д.)
  • Подготовить ребенка к поступлению в школу и обучению в первом классе.
  • Сформировать у ребенка положительную самооценку и позитивный настрой на грядущее обучение.

Каким образом все это можно проделать?

Для начала совершенно недопустимо отдавать ребенка (особенно гипердинамического ) в школу, если на момент поступления ему еще не исполнилось 7 лет. Ребенок может быть сколь угодно развитым интеллектуально, но психофизически он еще не готов к ситуации школьного обучения. Не сразу — но это обязательно проявит себя. И тогда в третьей или четвертой четверти первого класса или в начале второго исправлять что-либо будет уже поздно.

Иногда родители заявляют, что 6-летний ребенок совершенно готов к школе (читает, считает, пишет), и еще год в садике ему будет просто скучно. Успокойтесь! Ребенку (особенно гипердинамическому) скучно не бывает. Он очень любит играть и просто двигаться. Если вам кажется, что ему не хватает познавательных впечатлений, отдайте его на этот год в один или два кружка "по интересам". Будет много пользы и никакого вреда. А на следующий год, окрепнув физически и психически, ребенок спокойно и с удовольствием пойдет в школу.

Как выбрать школу и учительницу?

Сделать это можно разными путями. Можно сделать так.

Вы идете в ту школу (школы), куда планируете отдать ребенка, и наблюдаете за четвероклассниками, выходящими в вестибюль после окончания уроков. Среди выбежавших детишек вы замечаете трех-четырех расхристанных, подвижных как ртуть, с раскрытым портфелем и вымазанными чернилами руками. Если они еще при этом и орут, как ненормальные, и говорят, захлебываясь и приплясывая на месте, то можно быть уверенным — вот он, гипердинамический контингент данного класса. Далее вы замечаете, кого из заинтересовавших вас детей встречают. Подходите к маме или бабушке и говорите приблизительно следующее:

— Здравствуйте! Извините, пожалуйста, мой сын в будущем году поступает в первый класс. Возможно, он попадет к вашей учительнице. Чем-то он напоминает вашего мальчика (девочку). Я очень волнуюсь за него. Скажите, как у вас складывались отношения с учительницей эти три года?

Если вам рассказывают трагическую историю про борьбу за успеваемость, испещренные красным цветом тетради и дневники, про стояние в углах и разносы на родительских собраниях, то, вне зависимости от "официальной" репутации данной учительницы, — вам следует серьезно поразмыслить, прежде чем отдавать своего ребенка (гипердинамического) к ней в класс.

Если же вам говорят о том, что проблем была масса, но учительница как-то сумела найти к ребенку подход, всегда находила, за что его похвалить, и в результате он и ошибок теперь меньше делает, и внимательнее стал относиться к учебе, и в школу всегда с удовольствием идет — можете не сомневаться: это именно то, что вам надо.

Гиперактивный ребенок и курсы подготовки к школе

В год перед школой (но не раньше!) гипердинамическому ребенку обязательно нужны курсы по подготовке к школе. В идеале — курсы в той самой школе, в которую ребенок пойдет на следующий год. Сейчас многие школы практикуют очень хороший вариант: подготовительные курсы ведут те учительницы, которые на следующий год набирают первый класс. Это очень славно для обеих сторон: учительница знакомится с детьми, вычисляет их индивидуальные особенности, ищет подход, а ребенок, в свою очередь, заранее, в щадящей обстановке привыкает к учительнице, к ее требованиям.

Кроме того, посещая школу во время подготовительных занятий, ребенок знакомится с пространственной организацией школы, с ее раздевалкой, этажами, классами и коридорами, с практикой сидения за партой, поднимания руки при ответе, работой с тетрадью и т.д. и т.п. Придя в школу на следующий год, он входит в уже знакомое, обжитое им помещение.  

Кроме того, в предшествующий поступлению в школу год с гипердинамическим ребенком нужно заниматься дома. Никакие курсы и подготовительные занятия не исчерпают проблему формирования школьной зрелости вашего ребенка. Ему, безусловно, нужен индивидуальный подход (тот самый, о котором так любят рассуждать родители). Вот вы, родители, ему (ребенку) его (подход) и обеспечите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование работы по освоение детьми образовательной области «Познание» через интеграцию с другими образовательными областями по развитию познавательной активности, с использованием экспонатов мини-музеев групп и деятельности «школы экскурсовода».

В Федеральных государственных требованиях  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесса, который д...

мотивационная готовность детей к школе через игровую деятельность

Каждый второй ребенок находится в тревожном  ожидании встрече со школой, чувствует внутреннюю напряженность и давление со стороны взрослых его окружающих. Ребенка предупреждают, что в школе перед...

Совместное мероприятие с родителями посвящённое 70 летию Победы в Великой Отечественной войне в подготовительной к школе группе детей с ФФНР «Помните! Через века, через года – помните! О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!»

Знакомить детей с историческим прошлым нашей страны, для формирования социально –активной личности гражданина и патриота через совместную социально – полезную деятельность родителей, детей и педагогов...

Выступление на педагогическом совете. Тема:" Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность"

Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность презентация...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Помните! Через века, через года, — помните…»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Помните! Через века, через года, — помните…»Образовательная область: «Познавател...

Формирование мотивационной готовности детей 6-7 лет к школе, через использование сказок М.А. Панфиловой «Лесная школа»

В данной презентации представлен опыт работы по программе  «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Приключения будущих первоклассников», с использов...