"Умные движения"
статья на тему
Статья для родителей "Умные движения" посвещена упражнения Гимнастики мозга. Родителям в доступной форме предлагается освоить данную методику для снятия учебного и рабочего стресса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья для родителей "Умные движения/" | 941 КБ |
Предварительный просмотр:
«УМНЫЕ» ДВИЖЕНИЯ
Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и, особенно в развитии детей. Как раз посредством движений ребенок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему. О значении двигательной активности в жизнедеятельности человека есть немало высказываний разных специалистов: физиологов, врачей, психологов, педагогов и др.
Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно на деятельность мозга. Доказано, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека.
Достаточный уровень двигательной активности ребенка, удовлетворение его потребности в движениях можно обеспечить за счет правильной организации двигательного режима в детском саду, в школе и дома. В детских учреждениях такой режим обеспечивается особым распорядком дня, в котором предусматривается время для разнообразных видов занятий по развитию двигательной сферы детей.
К сожалению, не всегда, дети имеют возможность получить достаточный уровень двигательной (моторной) нагрузки. Это не позволяет им в полной мере удовлетворять свои физиологические потребности в движении, что в свою очередь сказывается и на развитии психических процессов.
Большинство родителей полагает (особенно после того, как ребенок встал на ноги и пошел), что разнообразные движения (двигательные действия), жизненно необходимые ребенку, появляются у него с возрастом сами собой без особых усилий со стороны взрослых путем подражания их двигательным операциям в различных ситуациях. В лучшем случае ребенка учат в семье пользоваться столовыми приборами, одеваться, застегивать, зашнуровывать, завязывать и т.д. Однако нередко можно встретить детей, принимаемых в детские сады или поступающих в школу, у которых даже эти элементарные двигательные навыки по самообслуживанию не сформированы.
Все чаще в современные дошкольные учреждения поступают дети с различными нарушениями речи, особенностями развития познавательной сферы, с ортопедическими проблемами. Все перечисленные проблемы часто усугубляются в процессе увеличения учебной нагрузки, особенно у старших дошкольников. И здесь на помощь нашим дошколятам приходят «умные» движения, которые мы делаем перед занятиями и во время игр, в процессе режимных моментов.
«Умные» движения- это «Гимнастика мозга» Пола Денисона. В 1970 годах американский психолог Пол Денисон разработал программу, в которую входили простые упражнения. Они способствовали активизации природных механизмов головного мозга. Пол Деннисон создал программу, решая собственные проблемы – дислексии и слабого зрения у детей. Методика разрабатывалась в центре для неуспевающих "Walley" ("Долина") в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым успешно справляться с их трудностями, поэтому нужно было найти название, привлекательное для детей, и в то же время отражающее суть происходящего.
С помощью специально организованных и очень простых упражнений мозг и тело человека приводятся в сбалансированное состояние, устанавливается гармоничная связь между мышлением (интеллект), эмоциями (чувства) и телом, что дает возможность человеку эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самыми сложными интеллектуальными действиями.
Данная терапия показала хорошие результаты для развития координации и интеграции движений, интеллекта, повышения сопротивляемости стрессу, страху, боли, снижения гиперактивности, агрессии, чрезмерного эмоционального возбуждения.
Этот метод способствует решению различных проблем школьной дезадаптации, дислексии и трудности обучения: недостаточная концентрация внимания, проблемы в работе долговременной и кратковременной памяти, неадекватное поведение и недостаток социальных навыков.
Дети с удовольствием делают эти упражнения. Некоторые из них, Вы, уважаемые родители, можете делать вместе со своими детьми дома. Обязательное условие - это водный режим. То есть, перед выполнением упражнений необходимо выпить воды - очищенной питьевой, желательно не кипяченой. Когда мы обезвожены, у нас нет достаточного количества электролита для создания оптимальной электрической активности между нервами и мышцами.
«Перекрестные шаги»: шагаем на месте, стараясь дотронуться ладонью (локтем) левой руки до правого колена, правой ладонью (локтем)- левого колена. Можно делать под ритмичную музыку. Выполнять 2-3 минуты.
Что дает это упражнение : улучшается внимание, организованность в процессе учебной деятельности. Выполнять необходимо регулярно перед какой-либо умственной деятельностью.
«Крюки Денисона». Вам или Вашему ребенку необходимо сосредоточится, снять эмоциональное напряжение, возбуждение - постойте в «крюках». Ноги перекрещены, руки « в замок» и тоже перекрещены. Пару минут регулярного использования, и Вы ощутите результат.
«Сова»- любимое упражнение у детей. Упражнение выглядит забавно. Детям нравится, взрослые могут стесняться.
- Правая рука захватывает надостную мышцу (посередине плеча) с левой стороны (обычно мы массируем ее, чтобы снять усталость).
- Далее все движения выполняются синхронно: рука сжимает мышцу; губы вытягиваются трубочкой и произносят звук "ух"; шея сдвигается немного вперед, подбородок выпячивается; глаза расширяются.
- Возвращаемся в исходное положение: рука отпускает мышцу; губы расслабляются, шея занимает свое естественное положение, глаза тоже.
- Далее пункты 2 и 3 чередуются. На каждое "ух" голова немного сдвигается, перемещаясь по направлению от плеча, которое сжимает рука, к другому плечу. На эту дугу приходится 5-6 "ух".
- Делаем с одной рукой столько раз, сколько считаем нужным. Далее левой рукой захватываем правую надостную мышцу и делаем то же самое.
Внимание! Обязательно соблюдать синхронность сжимания мышцы и "уханья".
Во время выполнения этого упражнения происходит снятие напряжения, возникающего при длительном письме или сидении в статичной позе, нормализуется приток крови в головному мозгу. Это позитивно влияет на навыки внимания, памяти, чтения. Также благодаря "уханью" освобождаются челюстные зажимы, что способствует более плавной и связной речи. Снимается напряжение при работе с компьютером и другой техникой.
Упражнения гимнастики мозга разработаны на активизацию различных зон головного мозга. Этих упражнений достаточно много. Подробнее можно узанть из книги : Карла Л. Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. М., 1999 г. – 238 с. ил., поискать информацию в интернете, а также у психолога нашего детского сада.
С момента основания в 1987 году организации образовательной Кинесиологии, исследовательские проекты, использующие "Гимнастику мозга", распространились по всему миру, и принесли замечательные результаты.
"Гимнастика мозга" также высокоэффективна для занятий спортом, музыкой, живописью и танцами всех видов.
Упражнения эти довольно просты, не требуют много времени и силы для выполнения. Их легко делать в игровой форме, они доступны и взрослым, и детям.
Вместе с тем эффективность упражнений очень высока. Это подтверждают отечественные исследования и большой опыт американских коллег.
Успехов и удачи вам в освоении своего тела!
Источники:
- Липатова Т. В. "Гимнастика мозга", или образовательная кинесиология. Практическое пособие - Омск, 2008 г. – 48 с.
- www.sibuch.ru/taxonomy/term/591
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-тренинг "Умные движения"
В рамках родительского клуба представлен тренинг для детей и родителей с Гимнастикой мозга ( элементы упражнений из образовательной кинесиологии)...
Родительское собрание "Хочу все знать!" Мастер-класс для родителей "Умные движения" ссылка на видео
Ссылка на видео мастер-класса по Образовательной кинесиологии- эелементы Гимнастики мозга для родителей https://youtu.be/pcZcpl35RaQ...
Программа дополнительного образования "Умные движения"
Психомоторное развитие ребёнка...
Картотека нейропсихологических упражнений "Умные движения"
Перекрестные телесные упражнения При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария гол...
Сиди дома. Умные движения.
Развиваемся в игре...
Проект «Умные движения: развитие детей методом образовательной кинезиологии»
Цель проекта: активизация мыслительной деятельности, повышение умственных способностей детей старшего дошкольного возраста, посредством использования кинезиологических упражнений...
Буклет для родителей "Умные движения или нейрогимнастика - это интересно!"
В этой памятке вы познакомитесь с нейрогимнастикой.Выполняя эти упражнения с детьми вы разовьете психические процессы внимание, память, мышление и сформируете важный аспект межполушарного воздей...