Семинар –практикум для родителей : « Развитие речи детей 2-3 лет» ( старший воспитатель и учитель –логопед)
учебно-методический материал на тему
познакомить родителей с особенностями речи детей раннего возраста, дать представления о способах активизации речи; снять тревожность, связанную с речевым развитием малышей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_dlya_roditeley.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар –практикум для родителей : « Развитие речи детей 2-3 лет»
( старший воспитатель и учитель –логопед)
Цели: познакомить родителей с особенностями речи детей раннего возраста, дать представления о способах активизации речи; снять тревожность, связанную с речевым развитием малышей.
Игра «Пожелание»
Цели: способствовать установлению контакта между родителями; сформировать у них положительный настрой.
* * *
Родители сидят в кругу. Каждый из них по очереди встает и говорит какое-либо пожелание в адрес других.
Обсуждение в кругу «Как говорит мой ребенок...»
Цели: заинтересовать участников предложенной темой; способствовать созданию атмосферы общности.
* * *
Участники высказываются, обмениваются мнениями о том, как говорят их дети, какие при этом возникают трудности и как родители с ними справляются.
Упражнение «Чтение сказки»
Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком для развития его речи.
Инструкция. Трем участникам предлагаются книжки со знакомыми детскими сказками. Первый участник читает отрывок, сидя к остальным членам группы спиной. Второй читает, повернувшись лицом, но не отрывая взгляда от текста. Третий эмоционально рассказывает, лишь изредка посматривая в текст.
После трех разных прочтений родителям предлагается ответить на вопрос: «Какое чтение лучше воспринималось и почему?»
Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста
На этапе становления речи для ребенка очень важен хороший эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми.
Ежедневный многочасовой просмотр телепередач и задержка развития речи у детей тесно связаны между собой. У них наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, задержка развития речи, их словарный запас очень скуден. На первый взгляд эти данные кажутся парадоксальными — ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора. Тем не менее, детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться помощью технических устройств. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства и мысли малыша.
Ученые считают, что телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребенка в первую очередь потому, что родители отвлечены от общения со своими детьми. Чем дольше в доме работает телевизор, тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку. В результате дети испытывают недостаток общения в раннем возрасте, когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов, в первую очередь речи.
Цель: познакомить родителей с особенностями развития речи детей третьего года жизни.
* * *
Развитие речи ребенка в этот период существенно зависит от внимания и усилий родителей. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию — это благоприятный фактор для развития активной речи.
К трем годам речь становится не потребностью («Дай пить», «Мама (дай) кука (куклу)»), а средством познания окружающего мира, обогащается ее смысловое содержание. Ребенок уже хорошо понимает все, о чем говорит с ним взрослый.
Заметно увеличивается словарный запас, ребенок использует в общении почти все части речи, понимает значение простых предлогов и формы множественного числа, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка.
Дыхательный и артикуляционный аппарат только развивается, к трем годам остаются некоторые несовершенства в произнесении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом: например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация.
Очень важно в этом возрасте развивать активный и пассивный словарь ребенка. Вот несколько рекомендаций по накоплению и расширению словаря.
- Когда вы гуляете с ребенком, старайтесь не только наблюдать за объектами и называть их, но и способствуйте различению предметов по их внешнему виду («это дуб», а «это береза»).
- Старайтесь не только называть, но и обозначать составные части разных предметов («У дома есть крыша, стены, дверь, окно...»). Предоставляйте малышу возможность сравнить предметы, сопоставить их по величине, форме, цвету, ведь крыши бывают красные и серые, стены — высокие и низкие, окна — маленькие и большие.
- Попробуйте комментировать все то, что делает малыш.
- Если вы играете с ребенком, старайтесь привлекать его к активным действиям и вместе их проговаривать.
- Малыши очень любят игры, связанные с поисками спрятанной игрушки и т.п. Задача не только в том, чтобы найти, но и сказать, что где было. Вообще, очень полезно интересоваться тем, кто что делает.
- Старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных контекстах.
Развитие мелкой моторики
Цель: познакомить родителей с играми, способствующими развитию тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
* * *
Развитию речи также способствует развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Подражание движениям рук, игры с пальчиками стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка, подготавливают руку к письму.
Начинать лучше всего со статичных поз: «зайка», «коза», «корова», «стол», «стул», «рыбка», «пароходик» и т.д. Затем можно переходить к динамическим движениям: сделать колечко, посолить, порубить, и т.п. Также мелкая моторика развивается, если ребенок нажимает на резиновую игрушку, мнет тесто, пластилин, глину, мнет и рвет бумагу, сортирует мелкие предметы.
Желательно делать ребенку массаж кистей и пальцев рук.
Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3—5 мин; проводится несколько раз в день.
Массаж состоит из следующих типов движений:
- поглаживание (совершается в разных направлениях);
- растирание (отличается от поглаживания большей силой давления — рука не скользит по коже, а сдвигает ее);
- вибрация (нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев);
— манипуляция с помощью специального массажного мячика (движения совершаются по спирали от центра ладони к
кончикам пальцев). Практический совет: мячик должен быть
твердым, т.е. не деформироваться (тогда воздействие будет
максимальным);
— сгибание-разгибание пальцев (пальцы изначально сжаты в кулак, каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику).
Родителям предлагается поиграть в пальчиковые игры.
Петя-петушок!
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Что ты звонко поешь, Деткам спать не даешь?
Улитка
На одной скользящей ножке Домик, голова и рожки.
Дай-ка пальчики сюда!
То не пальчики — рога.
Произнося последнюю фразу, изобразить пальчиками рожки.
Водичка-водичка!
Водичка-водичка,
Умой мое личико!
Чтобы щечки алели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Замок!
Руки сложены в «замок», пальцы переплетены. При чтении стиха ритмично раскачивать «замок»:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали, Дети ритмично постукивают
основаниями ладоней друг о друга, не расцепляя пальцев.
Покрутили, Не расцепляя пальцев, одну руку
тянут к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули Тянут руки в разные стороны,
выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
И открыли! Резко отпуская руки, разводят
их широко в стороны.
Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.
Солнышко
Утро красное пришло, Во время чтения дети разгиба-
Солнце ясное взошло. ют пальцы один за другим.
Стали лучики светить,
Малых деток веселить.
Прилетели тучки, Спрятались лучики.
Дом
Молоточком я стучу,
Дом построить я хочу. Дети постукивают кулачками друг о друга.
Соединяют кончики пальцев обеих рук.
Поднимают выпрямленные ладони вверх. Хлопают в ладоши.
Строю я высокий дом,
Буду жить я в доме том.
Артикуляционная гимнастика
Цель: познакомить родителей с особенностями проведения артикуляционной гимнастики.
Звукопроизношение зависит от того, как развиты мышцы артикуляционного аппарата. Для его развития нужно делать гимнастику
Когда ребенок облизывает тарелку, ложку с медом, ест твердую пищу (яблоки, морковку, сушки), это также способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.
Добивайтесь от своего ребенка четкого произнесения звукоподражаний:
Поезд сигналит: ту-ту-ту.
Дети в лесу перекликаются: ау-ау-ау.
Колокольчик звенит: динь-динь-динь.
Барабан барабанит: там-там-там.
Ежик фыркает: фу-фу-фу.
Кукушка кукует: ку-ку, ку-ку.
Ослик кричит: иа-иа-иа.
Малыш плачет: уа-уа-уа.
Лошадка ржет: го-го-го.
Курочка кудахчет: ко-ко-ко.
Корова мычит: му-му-му.
Баран блеет: бе-бе-бе.
Коза мекает: ме-ме-ме.
Филин кричит: уху-уху-уху.
Мышка пищит: пи-пи-пи.
Интересные и увлекательные пальчиковые игры вы можете найти на сайтах:
http://www.boltun-spb.ru/books.html,
http://www.solnet.ee/parents/p 13_00.html
Артикуляционные упражнения помогают ребенку закрепить звуки. Покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнение. Помните, что их следует делать перед зеркалом. Постепенно увеличивайте количество повторений и время выполнения упражнений.
Родителям предлагается сделать несколько артикуляционных упражнений.
«Вкусное варение». Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу справа налево и наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку.
«Качели». Широко открыть рот и, улыбнувшись, положить кончик языка на нижнюю губу, а потом поднять его к верхней губе.
«Лошадка». Открыть рот и поцокать кончиком языка.
«Иголка». Открыть широко рот, узкий напряженный язык вытянут вперед. Выполнять упражнение 5 раз, высовывая язык на 5-10 с.
«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Маляр». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и кончиком языка водить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять упражнение 5 раз.
«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
«Блюдце». Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Подмять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 с.
«Чистые зубки». Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем то же проделать по нижним зубам. Язык должен скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.
«Ириска». Ребенок должен представить, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг приклеилась к верхним зубам. Предложите малышу отделить ее языком (делать им движения по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и по нижним зубам. Важно в этой игре обращать внимание ребенка на движения
языка.
«Карасик». Пошлепать расслабленными губами, словно рыбка.
«Лопатка». Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5-10 с.
Развитие дыхания Цель: познакомить родителей с особенностями развития речевого дыхания.
* * *
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как является энергетической базой для нее. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильно распределить выдох. Можно дуть на ватку, бумажку, отцветший одуванчик, вертушку и т.д., в воду через соломинку (не сильно, но продолжительно). Необходимо следить, чтобы малыш выдыхал через рот. Очень удобно вырезать из бумаги бабочек и, закрепив их на ниточках, дуть на них. Ребенок с удовольствием будет дуть на пламя свечки, одуванчик, кораблики из спичечных коробков с бумажными парусами.
Родителям предлагается попробовать с детьми несколько дыхательных упражнений.
«Пузыри». Предложите ребенку самому поиграть с мыльными пузырями. Если же у него не получается дуть или он не хочет, выдувайте пузыри вы, направляя их в ребенка.
«Цветок». И.п. — стоя с опущенными руками. Легким движением направить руки в стороны и вверх, слегка поднимаясь на мысочках — делать глубокий вдох носом. Затем медленно, опуская руки через стороны и вставая на полную стопу, делать медленный выдох через рот.
«Листопад». На столе разложены вырезанные из бумаги разноцветные листочки. Предлагается сдуть их со стола. Можно сдуть листочек с ладошки.
«Птички летают». Родителям предлагается подуть на вырезанных из бумаги птичек, лежащих на столе. Чья птичка улетит дальше, тот и выиграл.
Развитие слухового восприятия
Цели: рассказать родителям о значении и роли слухового восприятия; познакомить с игровыми приемами по его развитию.
Неречевой (физиологический слух) — это улавливание, обработка и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи), различение звуков по громкости, высоте, силе, тембру и другим параметрам, определение источника и направления звука, выделение конкретного звука среди других.
Для развития неречевого слуха родителям предлагается поиграть с детьми в следующие игры.
«Послушаем звуки!». Гуляя с ребенком на улице, необходимо обращать его внимание на различные звуки — шум ветра, шелест листьев, журчание воды и т.п.
«Кто кричит?». Ребенку предлагается послушать, как «говорят» разные звери и птицы. Затем, не показывая животных, попросите ребенка угадать, кто какие звуки издавал.
«Постучим, погремим!». Родитель знакомит ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при действиях с предметами. После того как ребенок научится внимательно слушать эти звуки, предложите послушать их с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал.
Речевой (фонематический слух) — способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков — слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, тембру, интонации.
В отличие от физиологического слуха фонематический нужно развивать, это поможет ребенку лучше слышать речь окружающих и свою собственную. А умения отчетливо выговаривать слова и тонко различать звуки родного языка на слух понадобятся ребенку при обучении грамоте.
Вот игры, которые способствуют развитию речевого слуха.
«Кто там?». Один взрослый прячется за дверью, в руках у него игрушка (кошка, собака, лошадка, корова, птичка и др.). Стучит в дверь и имитирует звуки, которые издает какое-либо животное. Другой взрослый, сидящий с ребенком в комнате, спрашивает: «Кто к нам пришел?» Ребенок может ответить или показать на картинку соответствующего животного. Затем взрослый с ребенком смотрят, кто был за дверью.
«Найти картинку». Взрослый называет картинку и просит ребенка найти ее среди карточек, которые лежат перед ним.
«Правильно — неправильно». Перед ребенком лежат различные игрушки и предметы. Взрослый дотрагивается до предмета и называет его. Ребенку дается следующая инструкция: «Если назову правильно, сиди спокойно, если ошибусь — хлопни в ладоши».
«Громко — тихо, высоко — низко». Родителям предлагается полаять, как большая собака (громко) и как маленькая (тихо), затем как взрослая (низко) и как щенок (высоко).
«Слушай и выполняй». На столе стоят игрушки. Родители по очереди должны запомнить, а затем выполнить цепочку действий. Для родителей предлагается длинная цепочка, для ребенка 2 лет следует дать цепочку из двух-трех звеньев.
В заключение семинара-практикума участники обмениваются мнениями, обсуждают новую информацию. Родителям выдаются памятки с описанием различных игр и рекомендации по развитию речи ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для семинара-практикума с родителями: «Развитие речи детей через чтение художественной литературы»
Презентация для семинара-практикума для родителей по развитию речи детей раннего возраста через чтение художественной литературы...
Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»Цели: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по теат...
Семинар - практикум для родителей "Развитие речи детей дошкольного возраста - фундамент для ребёнка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 6" дошкольные группы Семинар - практикум для родителейна тему:Развитие речи детей ...
Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду; содействовать сплочению родительского коллектива....
Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед
Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед...
Семинар - практикум для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
пивлечение родителей к совместному воспитанию ребенка...
Семинар - практикум для родителей «Развитие речи детей посредством формирования мелкой моторики рук »
В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Иными словами – чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит и развивается ребенок....