Особенности речевого развития
консультация (младшая группа) на тему

Шургина Юлия Сергеевна

Особенности речевого развития детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Особенности развития речи у детей раннего возраста.

    Давайте рассмотрим, как происходит развитие речи у детей в возрасте 2-3 лет.

    В возрасте от 1 года до 2 лет ребенок овладевает предметными действиями, темп развития активной речи еще довольно медленный - ребенок только начинает произносить первые слова. Научившись говорить несколько первых слов ребенок может оставаться на этом уровне еще довольно долгое время и родителям даже может показаться, что произошла какая-то остановка. Но на самом деле именно в это время интенсивно развивается пассивная речь.

После двух лет изучения предметов, обогащение впечатлений вызывает у малыша потребность их выразить, спросить что-то у взрослого, и именно сейчас ускоряется развитие активной речи.

    Важным достижением ребенка является овладение слушанием речи, значительно увеличивается способность к концентрации. На втором-третьем году жизни дети охотно воспринимают рассказы, сказки и стихи, это слушание обогащает детей познавательной информацией, вызывает эмпатийные переживания, знакомит ребенка с первичными нравственными ценностями. В это время пассивный словарный запас переходит в активный, актуализируется потребность высказываться, появляются первые вопросы. Если любознательность ребенка нормально удовлетворяется, то обогащение его активного словаря происходит очень быстро - к концу второго года жизни ребенок использует около 300 слов, а в конце третьего - уже 1200-1500.

К концу раннего возраста совершенствуется морфологическая структура речи - появляются падежные окончания, глагольные времена, множества. Основной частью активного словаря ребенка к концу раннего возраста являются существительные (до 60%), отражающие осведомленность в названиях предметов, явлений действительности, далее фигурируют глаголы (25%), прилагательные (около 12%).

    Особенностью развития речи во второй половине второго года жизни является появление первых двух-или трехсловных предложений. В конце периода малыш становится способным формулировать предложения разного типа - повествовательные, вопросительные, восклицательные и т.п.. Речь ребенка становится средством воздействия на собственное поведение, организатором собственных действий, в форме так называемой эгоцентрической речи, т.е. разговора ребенка с собой.

    Хотя ранний возраст является сенситивным к речевому воздействию, однако развитие речи малыша происходит лишь при условии его активной стимуляции взрослыми.

    В 2 - 3 летнем возрасте уже можно проводить с ребенком игры на развитие речи, активно заниматься развитием мелкой моторики: лепка, рисование, пальчиковые игры, различные мозаики и шнуровки, конструкторы. Также это период социализации ребенка, а значит актуальными становятся сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок может "примерить" различные роли и обыграть различные ситуации. Именно сейчас начинает происходить разделение полов и девочки начинают играть в игры для девочек, а мальчики начинают отдавать предпочтение мальчишеским играм и игрушкам.

    Сюжетно-ролевые игры являются мощным воспитательным инструментом. С их помощью можно непринужденно рассказывать ребенку о принятых в обществе нормах поведения, разбирать конфликтные ситуации и допущенные ребенком ошибки не травмируя его психику и не понижая самооценку.

    На протяжении всего раннего возраста за счет исследования предметов совершенствуется зрительная и слуховая чувствительность ребенка. На третьем году жизни дети уже хорошо различают основные цвета и некоторые их оттенки. Восприятие предметов приобретает более целостный характер, развиваются ориентировочные действия, которые отделяются от практических и становятся собственно актами восприятия. К концу третьего года жизни ребенок уже практически ориентируется в ближнем пространстве, различает основные направления - вперед, назад, вверх и т.д.. У него формируются первые временные ориентиры, хотя различия последовательности событий еще очень затруднено.

    Очень активно в этом возрасте работает память ребенка - развивается узнавание, которое вступает в дифференцированный характер.

    Дети раннего возраста, прежде всего, ориентируются на форму, а затем на размер и цвет предмета. Особенно интенсивно работает эмоциональная и образная память ребенка. Процессы памяти имеют непроизвольный характер.

Начинает проявляться воображение ребенка, которое имеет сначала репродуктивный характер. Его развитию способствует прослушивание сказок, рассказов и появление интереса ребенка к рисованию и другим видам творчества.

                                 Как правильно говорить с ребенком.

    Слишком быстрая речь взрослых, невнятное произношение мешают ребенку отчетливо воспринимать и правильно воспроизводить звуки и слова. С малышом надо говорить не спеша, размеренно, четко произнося звуки. Новые слова и выражения надо вводить так, чтобы ребенок мог понять их смысл.

Речевое общение необходимо для того, чтобы уже у маленького ребенка наметилось различное отношение к хорошему и плохому, к добру и злу, красивому и безобразному. Затем отсюда вырастут подлинные нравственные чувства и понятия зрелого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....

Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития.

Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития. Современный этап развития образования характеризуется усилением внимания к актуальнейшей проблеме предупреждения и преодол...