Мой ребенок – особенный. Как его растить?
консультация на тему
В данной статье предлагается два приема, призванные помочь родителям понять своего ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мой особенный ребенок | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Мой ребенок – особенный. Как его растить?
Я работаю в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского района» (далее – Центр) педагогом-психологом уже более 8 лет. Ко мне попадают детки 3-17 лет с разными нарушениями развития – начиная от двигательных и интеллектуальных и заканчивая детьми с множественными нарушениями в развитии. Вне зависимости от особенностей и уровня развития ребенка самый часто задаваемый вопрос родителей: «Как воспитывать ребенка? Он же не такой, как все, он особенный». Пережив стресс от рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), пройдя множество врачей и иных специалистов, родители ощущают себя потерянными и нуждаются в поддержке и помощи. Им очень сложно поверить, что их ребеночек, настолько отличающийся от всех остальных детей, развивается по тем же законам, проходит те же стадии в развитии, что и дети без особенностей в развитии. Только двигается он в своем темпе. Ребенок с ОВЗ также нуждается поощрениях и наказаниях, также переживает кризисы сепарации, отделения от мамы и также стремится к общению, как и другие детки. Сложно дать советы на все случаи жизни. Поэтому, чтобы лучше соориентироваться в том, что же делать в каждом конкретном случае, я предлагаю родителям 2 метафоры, аналогии. Возможно, они помогут не только родителям особенных деток, но и всем молодым родителям, ощущающих себя в смятении. Первая история-игра о том, как понять, что чувствует ребенок и как ему объяснять некоторые привычные для взрослого понятия, правила, вещи.
- Представьте, что Вы – иностранец. Вы приехали в дикую страну, о которой ничего не знаете и до этого момента не слышали. Вы подходите к людям, но не понимаете, что они говорят. Жесты и мимика местных жителей отличается от привычной Вам. Они используют странные предметы, чтобы делать ими странные вещи. Но выглядят при этом то довольными, то злыми. Как Вы будете себя чувствовать? Уехать Вы не можете – Вас ведь никто не понимает. Что с Вами происходит? Что Вы будете делать? Как их понимать?.. Вот так ощущает себя ребенок – он только появился на свет, он еще не знает правила и социально принятые нормы, он не умеет интерпретировать мимику взрослого и очень пугается непредсказуемости мира, в который попал. Задача взрослого – на доступном языке объяснить эти правила. Они должны быть четкими, прозрачными, неизменными. Будьте со своим ребенком, как абориген с иностранцем.
Вторая история иллюстрирует, как устанавливать границы в воспитании ребенка, баловать или быть строгим.
- Ваш ребеночек – вода. Он «растворяет» знания; что-то неясное, пугающее или трудное оседает в нем «осадком». Он лабилен, подвижен, гибок в восприятии мира, не критичен к нему. А родитель – это стакан, емкость. Если родитель излишне балует ребенка, не ставит ему ограничений, не становится ему опорой, стаканом, то ребенок «растекается» по столу и не растет «вверх», не развивается. Ему не на что опереться в познании мира, он становится капризным или тревожным, его поведение мешает интеллектуальному развитию. А если родитель «узкий стакан», слишком жестко контролирует ребенка - что ему делать, как играть, как говорить, с кем дружить, что любить - то тогда ребенок перестает спонтанно расти, прислушиваться к своим желаниям, осознавать потребности и добиваться своего в этом мире в соответствии с внутренним позывом. Что происходит с водой в узком стакане? Она там тухнет, портится, мутнеет. И только в «широком стакане» ребенок растет благополучно. Он нуждается в рамках и обретает опору в своих родителях. А какой родитель Вы?..
Эти нехитрые приемы очень помогают родителям понять, что испытывает ребенок, сталкиваясь с миром вне семьи, и помочь ему в развитии, адаптации и нахождении своего места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Мой ребенок - особенный" к сценарию встречи-тренинга с родителями на тему "Гиперактивность ребенка"
Данная презентация является приложением к сценарию встречи-тренинга с родителями на тему: "Гиперактивность ребенка"....
«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»
1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...
Агрессивный ребенок. Особенности сопровождения.
Материал содержит рекомендации по сопровождению агрессивного дошкольника. Предложены игры для работы с агрессивными детьми, особенности работы с родителями, диагностический инструментарий....
Роль музыки в развитии ребенка. Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи.
Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, участвует в формировании личности. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его...
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК: ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Консультация на тему: "ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК: ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ"...
Каждый ребенок особенный, все дети равные
Алгоритм сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ...
Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте.
План: 1. Новообразования дошкольного возраста. 2. Ведущая деятельность. 3. Когнитивное развитие дошкольного возраста. 4. Личностная и эмоциональная сфера. 5. Кризис 7 лет. Новообразования...