Картотека игр по ФЭМП
картотека (средняя группа) на тему

Екатерина Михайловна Свистунова
Для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_dlya_roditeley.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по ФЭМП

«Считай дальше»

(1 вариант)

Цель: Упражнять детей в счёте.

Ход игры: Взрослый кладёт на стол любое количеств мелких предметов и называет их число, допустим 3. Ребёнок не пересчитывая лежащие предметы, считает дальше, например, до 7.

Основное правило: не называть число, уже названное водящим. Право быть водящим получает тот, кто ответил без ошибки.

 «Считай дальше»

(2 вариант)

Цель: Упражнять детей в счёте до 10 от названного числа.

Ход игры: Взрослый  называет любое число от 1 до 10. Ребёнок продолжает счёт от названного числа .

Основное правило: не называть число уже названное ведущим.

 «Что изменилось»

Цель: Упражнять детей в порядковом счёте.

Ход игры: Предложите детям запомнить, какими по счету находятся предметы (игрушки). Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый меняет игрушки местами. Открыв глаза ребёнок должен рассказать что изменилось. Впоследствии игру можно усложнить: менять местами не 2, а 4 игрушки, менять места всех игрушек.

 «Не смотри»

Цель: Упражнять детей в счёте предметов на ощупь.

Ход игры: для игры нужно взять 20 – 30 одинаковых мелких предметов (пуговиц, камешков, кубиков). Рассыпьте их на столе. По сигналу двое играющих с закрытыми глазами собирают на ощупь предметы. Тот, кому удалось собрать, например 5, предметов, останавливает игру словом «5». Играющие открывают глаза, проверяют количество собранных предметов. Тот, у кого их 5, берёт предметы себе, а у кого их больше или меньше 5, вновь рассыпают предметы по столу. Игра заканчивается тогда, когда собраны все предметы. Можно проверить, кто набрал больше. Для этого нужно без счёта разложить предметы в 2 ряда один под одним. Можно проверить по – другому: каждый играющий кладёт свой выигрыш в ряды по 5 штук, и все считают и сравнивают количество рядов.

 «Кто больше»

Цель: Закрепить умение детей отсчитывать в определённое количество предметов.

Ход игры: Поставить на стол коробку счётных палочек (спичек). Играющие договариваются выкладывать из палочек любые фигуры. Основное правило: каждую фигуру выкладывают из 4 – х палочек. По сигналу начинают игру. По окончании условленного времени 2 – 3 мин. проверяют, кто сколько фигур успел выложить и определить победителя.

 

 «Который ушёл»

Цель: Упражнять детей в порядковом счёте.

Ход игры: Предложить детям построить поставить по одной игрушке четыре в ряд. Договорится отсчитывать слева на право. Ребёнок отворачивается, взрослый убирает одну игрушку. Повернувшись, ребёнок должен сказать, которой по счёту игрушки не стало.

 «Поручение»

Цель: Упражнять детей в умении отсчитывать предметы по названному числу, называть числительное, согласуя с существительным.

 Ход игры: Взрослый называет знакомое ребёнку число. Ребёнок приносит такое же количество игрушек и называет их. Затем число называет ребёнок, поручение выполняет взрослый. Взрослому нужно время от времени ошибаться, но не более чем на 1.

 «Что, где?»

Цель: Развивать у детей внимание. Учить детей считать до 5.

Ход игры: Разложить на столе, на альбомный лист  небольшие предметы. Какой, в правом верхнем углу? Какой, в левом? Что, по середине? Какой предмет в нижнем левам углу? Какой, в нижнем правом? Сколько предметов всего?

 «Домики – лото»

Цель: Познакомить с цифрами от 1 до 9.

Оборудование: Пластмассовые цифры; 2 домика; «кирпичики» 3х2 - 30 штук.

Ход игры: Играют вдвоём. У каждого по 15 «кирпичиков», цифры в пакет. Делая ход, вынимаем из пакета цифру. Ставит «кирпич» на место, совпадающее с номером «кирпича» на стенке его домика. Цифру обратно в пакет. Выигрывает тот кто первым построит домик.

«Угадай – ка»

Цель: Развивать у детей мышление. Учить считать до 10.

Ход игры: «Я задумала 2 числа. Сложила их и получилось 4.Какие числа я задумала?»

 

«Подарки Петрушки»

Цель: Учить детей считать до 5; различать цвет; величину.

Ход игры: Для игры понадобятся пять прищепок разного цвета и размера. Сколько их? Какого цвета? Какого размера?

 «Положи столько же»

Цель: Закреплять умение отсчитывать определённое количество предметов.

Ход игры: Взрослый и ребёнок поочередно рисуют несложные предметы в разном количестве: 5 грибов, 4 флажка, 6 кружков, но не более 8. Тот, кому показали рисунок, молча кладёт на стол такое же количество предметов (палочек, треугольников, рыбок). Каждое правильно выполненное задание оценивается фишкой. В этой игре дети учатся контролировать чужие действия.

 «Сосчитай, сколько»

Цель: Упражнять детей в счёте звуков.

Ход игры: Для игры нужен мяч и мелкие предметы (кубики, палочки и др.) Один из играющих бросает мяч в стенку или на твёрдую площадку. Второй играющий, повернувшись спиной, откладывает столько предметов, сколько ударов мяча он услышал. Основное правило: сначала сосчитать звуки, а потом откладывать предметы. Играющий, неверно сосчитавший удары мяча, водит (считает звуки) повторно.

 «Молчанка»

Цель: Закреплять у детей умение считать и отсчитывать предметы в соответствии с тем количеством, которое предложено.

Ход игры: Перед началом игры у взрослого и ребёнка должно быть равное количество мелких предметов, например:  у взрослого 30 спичек, у ребёнка 30 палочек.  1 – й играющий кладёт на стол любое количество фигур, но не более 10.

2 – й играющий должен молча положить такое же количество своих фигур. Затем делает ход (кладёт фигуры) второй играющий. Каждый раз фигуры обоих играющих остаются на столе возле того, кто выполнял задание ведущего. Основное правило: до её окончания не говорить ни слова. Игра заканчивается, когда у одного из играющих не остаётся фигур.

 «Отгадай моё число»

Цель: Упражнять детей в усвоении отношений порядка между числами.

Ход игры: Ведущий задумывает число, а ребёнок  пытается его отгадать. В ответ на каждую попытку ведущий отвечает «Моё число больше или меньше». На 1 – х порах, играя с ребёнком в эту игру, можно ограничиться только первыми цифрами и расположить их перед глазами ребёнка (написать на листке) так, чтобы им было удобно фиксировать названное число.

 «Сосчитай»

Цель: Развивать у детей навык в счёте, в уме.

Ход игры: приготовить счётные палочки. Взрослый читает стихотворение или рассказ, ребёнок внимательно, слушает и отвечают на вопрос. За правильный ответ получают фишку (счетную полочку). В конце игры подсчитываетя количество заработанных фишек.

 Например:

В снег упал Серёжка,

А за ним Антошка,

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат

Сколько на снегу ребят?

 «Найди соседей»

Цель: упражнять детей в усвоении отношений порядка между числами.

Ход игры: Взрослый называет число. Ребёнок  должен назвать его соседей – предыдущее и последующее число.

 «Нарисуй и сосчитай»

Цель: Учим считать клетки и нарисованные предметы. Готовим руку к письму.

Ход игры: Приготовить бумагу в клетку и цветные карандаши. Нарисуй 3 большие коробки и 4 маленькие. Каких коробок больше? На сколько? Сколько всего ты нарисовал коробок? Какой формы коробки? В маленьких коробках подарки для малышей: мячи, волчки и неваляшки. Нарисуй их так. В больших – карандаши, линейки, тетради. Это подарки для будущих школьников. Посчитай, сколько всего подарков для школьников? Сколько подарков для малышей?

 «Кря – кря»

Цель: Научить считать до 10; объяснить значение слов «больше» и «меньше».

Оборудование: 2 прозрачных стакана; 2 чайные ложки; 2 миски с водой; кубик.

Ход игры: Играют вдвоём. Делая ход, бросают кубик. Число, выпавшее на кубике, показывает, сколько ложек воды игрок может налить в свой «пруд» - стакан. Тот, кто первым заполнит стакан до уровня брюшка утки, говорит «кря – кря» и становится победителем.

 

 «Построй ворота»

Цель: обратить внимание на высоту, ширину предметов. Учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними; Закреплять название слов «высокий», «низкий», «широкий», «узкий».

Оборудование: строительный материал: (бруски разной величины) машины разной величины (высокая с подъёмным краном или пожарная с лестницей, низкая, широкая, узкая)

Ход игры: На полу вперемежку бруски разного размера; въезжает легковая машина, предложить кому – либо построить ворота. Ребёнок строит. Воспитатель прокатывает через них машинку к ребёнку, тот вновь катит к воспитателю. Затем берём высокую машинку и предложить прокатить через эти ворота – ворота падают. Машинка не проходит, т. к. она выше ворот «что надо сделать, чтобы машинка прошла в ворота? » построить высокие. (Аналогично широкие) .

 «Спрячь матрёшку»

Цель: Познакомить детей с принципом складывания матрёшки. (маленькая прячется в большую) .

Оборудование: Двуместные матрёшки

Ход игры: Взрослый ставит на стол матрёшку, рассматривает её, потом раскрывает и достаёт маленькую, показывает мишку и предлагает матрёшкам поиграть с ним в прятки. Мишка прячется, маленькая – матрёшка его находит. Затем наоборот. Мишка отворачивается. Маленькая матрёшка просит большую спрятать её. Мишка ищет, но не может найти и уходит. Взрослый дает ребёнку матрёшек, просит всех спрятать маленьких матрёшек, чтобы мишка не нашёл.

«Протолкни шары» (кубы, овоиды, бруски)

Цель: Учить соотносить по величине плоскостные и объёмные формы, пробуя, отбрасывая неверные варианты и фиксируя верные.

Оборудование: Коробки, в каждый из которых по 4 – 5 отверстий одинаковой формы (круглые, квадратные, прямоугольные) на разные величины. Геометрические формы разной величины, соответствующие разной величине отверстий.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям коробки и геометрические формы и предлагает опустить все фигурки в коробку – каждую в своё отверстие. Воспитатель обходит детей, смотрит, как они выполняют, просит пробовать и показывает, как это делать.

 «Опусти шарик в коробку»

Цель: Обращать внимание на величину, делать её значимым признаком учить детей пробовать закреплять знания слов «большой», «маленький».

Оборудование: Коробка с маленькой круглой прорезью, шарики (большой и маленький) одного цвета.

Ход игры: Взрослый ставит на стол коробку, кладёт около нее шарики, просит ребёнка протолкнуть в отверстие шарик, когда маленькие шарики спрячутся в домике, обратить внимание, что отверстие в коробке малое только для маленьких предметов. Остались большие шарики.

 «Оденем куклу»

Цель: практическое выделение величины.

Оборудование: 4 куклы разного размера, 2 комплекта одежды для них (платье с чепчиком и пальто с шапкой)

Ход: Детям дают кукол (большую и маленькую, т. е. кукол, резко контрастных по величине. Куклы встали после сна и забыли, кто в чём был одет, - помогите им одеться. На столе вперемежку два платья и 2 чепчика. Величину предметов воспитатель не называет, дети должны самостоятельно выбрать. В случае ошибочного действия не останавливать ребёнка, а предлагает примерить выбранную вещь маленькой или большой кукле, т. е. практически убедиться в своей ошибке. Когда куклы одеты воспитатель помогает закрепить свои действия в слове.

«Лиса и зайцы»

Цель: Понимать, что величина является значимым признаком, учитывать её в действиях; упражнять в соответствии резк. различных величин на расстоянии, проверяя в случае необходимости с помощью положения.

Оборудование: Шапочки с ушами для зайцев по числу играющих, шапочка для лисы, большие и маленькие круги (овалы, квадраты, прямоугольники и др.) 2 обруча.

Ход: Воспитатель кладёт на пол 2 обруча и объясняет, что это будут домики для зайцев. Раздаёт d – зайцам шапочки и каждому в руки картонный круг (овал, квадрат). Обратить внимание на то, что у одних круги большие, у других маленькие. Внутрь каждого обруча воспитатель кладёт один из кругов; там где лежит большой круг, - дом для зайцев с маленькими кружками. Все зайцы занимают свои домики. В стороне дом лисы зайцы выбегают. Из укрытия выход лиса и повит зайцев. Если заяц не в свой дом вбегает, лиса его забирает.

Спортсмены строятся

Цель: Упорядочивание предметов по величине

Оборудование: 10 картонных полосок одинаковой ширины, различающихся по длине на 2 см, (от 2 до 20 см) .

Ход: Ребёнку нужно расставить спортсменов по росту – от самого маленького до самого высокого. Учить малыша действовать последовательно: выбирать сначала самую маленькую полоску, затем самую маленькую из  оставшихся и т. д. При затруднениях предложите спортсменам помериться,  кто выше. Пусть спортсмены перепутают свои места – вы увидите, что ребёнку нелегко будет восстановить правильный порядок.

Что такой длины? ширины? высоты?

Цель: Научить обращать внимание не только на общую величину предмета, но и на отдельные её параметры – длину, ширину, высоту.

Ход: Вы загадываете какой – нибудь предмет (например, стол) и делаете узкую бумажную полоску, равную его длине; чтобы отгадать загаданное, ребёнку надо будет сравнить длину разных предметов, находящихся в комнате, с этой полоской. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его ширину. Следите, чтобы ребёнок измерял именно тот параметр величины, который вы задали. Играя, можно меняться ролями – тогда загадывать будете по очереди вы и ребёнок.

 Кто высокий?

Цель: Учить понимать относительность высоты предмета; показать, что один и тот же предмет может быть высоким или низким в зависимости того с чем его сравнивают; обратить внимание, что слова «высокий», «низкий», «выше», «ниже» относятся не только к предметам, но и к людям, определяют их рост.

Ход: Взрослый предлагает сравнить по росту членов семьи и просит ребёнка сказать, кто из членов семьи, кто низкий высокий. Затем предлагает назвать всех членов семьи от самого высокого, до самого низкого и в обратном порядке.

 Три медведя

Цель: Создать положительное отношение к сказке задавать правильное пони-

мание величины предметов; стимулировать желание вспоминать и воспроизводить соотношение предметов по величине.

Оборудование: картонные геометрические формы трёх величин (прямоугольни-

ки – «кровати», квадраты – «подушки»)

 - В спальне стояли кровати (достаёт прямоугольники). Вот тут кровать Михайло -

 Ивановича. Здесь Настасьи Петровны, здесь Мишутки, ребёнок расставляет кровати и объясняет, где чья кровать. После другой ребёнок раскладывает подушки (так же по величине) .

 Красивый узор

Цель: Учить осуществлять выбор величин по слову – названию предметов, развивать внимание, формировать положительное отношение к полученному результату – ритмичному чередованию величин.

Оборудование: Полоски чистой плотной бумаги, геометрические формы разной величины для выкладывания узора.

Взрослый даёт ребёнку полоски бумаги и ставит на стол подносики с геометрическими формами. Сейчас будем выкладывать красивый узор, показывать образец действия: «Большой квадрат (берёт форму и вставляет в нижнее полотно). Маленький квадрат, ещё маленький квадрат, затем взрослый предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и за тем, чтобы ребёнок действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами.

 Уложи куклу спать

Цель: Учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине, закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»). Учить оценивать свои действия радоваться положительному результату.

Оборудование: 2 куклы (Б и М) 2 набора постельных принадлежностей в соответствии с размерами кукол, строительный материал разного размера.

Ход: Обратить внимание, что куклы устали хотят спать, но нет кроватей, надо построить их. Обратить внимание на строительный материал. Ребёнок строит кровати взрослый оказывает помощь в расположении элементов строителя, но не в их выборе. Предложить посмотреть, удобно ли будет куклам в этих кроватках, какая кровать для какой куклы построена. Ребёнок кладёт кукол и т. о. проверяют соответствие величин кукол и кроватей. Аналогично постелить бельё.

Нарядные зверюшки

Цель: Формировать отношение к величине, как значимому признаку, образовать внимание на длину, закреплять слова длинный, короткий.

Оборудование: Игрушки зверей (мишки, зайки, собачки, кошки) ленты длинные и

короткие по числу игрушек, длинные ленты по сравнению с короткими должны быть такими, чтобы их можно было обернуть вокруг шеи мишки (собачки и др.) и завязать красивый бант.

 Ход: На столе игрушки.

 - Звери хотят устроить себе праздник и просят их нарядить – завязать им красивые

банты. Предложить ребёнку взять 1 игрушку и ленту (на столе 2 ленты длинные и короткие). Ребёнок берёт ленты и пытается завязать бант  игрушке. У ребёнка с короткой лентой не получается. Взрослый спрашивает у ребёнка с длинной лентой, получился ли  бант. После чего показывает игрушку с красивым бантом. «А вот собачка огорчена, у неё не получился бант, какая лента была у собачки? » (короткая). Из короткой ленты бант не получился».

 Лото

Цель: Учить определять зрительно предметы резко различной величины, соединять

зрительный образ со словом.

Оборудование:  предметы, каждый представлен двумя величинами (большой и маленький) предметы расположить по – разному (например: большой стакан, маленький стакан, маленькая машина, маленький мяч, большая машина, большой мяч)

Ход: Ребёнок должен  соотнести предметы по величине, т. е. большой предмет и большой, маленький и маленький. После этого большой и маленький.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по ФЭМП

1.     Назови одним словомЦель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие ...

Картотека игр по ФЭМП

Игры по математике....

Картотека игр по ФЭМП

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, по...

Картотека игр по ФЭМП

В картотеке игр - представлены разнообразные игры, логические задачки, загадки...

Картотека игр по ФЭМП средний восраст.

Игры для детей 4-5 лет с математическим содержанием...

Картотека игр по ФЭМП для детей 6-7 лет

Картотека по ФЭМП для детей 6-7 лет...

Картотека игр по ФЭМП.

Система игр для развития логики и ФЭМП....