заседание семейного клуба "Мышление и речь в игре"
консультация на тему

Вотчицева Татьяна Ивановна

материал сформирован в форме увлекательного путешествия с практическими заданиями для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_klub_-_myshlenie_i_rech_v_igre.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

1. часть - Вступительное слово по теме:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме нашего диалога, а она действительно заслуживает внимания. Ведь речь и мышление – два  самых важных компонента человеческой деятельности. Поэтому эпиграфом нашей встречи мы выбрали следующие строки:

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! Как же ты красива.

«Совсем немного науки»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от представителей животного мира. Только через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Речь является основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

     Из этого следует, что речь - это орудие мышления.Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления.

Выделяют три вида мышления:

1) наглядно-действенное(познание с помощью манипулирования предметами)

2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)

3) словесно-логическое(познание с помощью понятий, слов, рассуждений)

4) наивысшая форма мышления – это абстрактно-логическое мышление,данная форма недоступна для детей, так как она предполагает наличие достаточных знаний и умений в любой области, а также овладение речью, как внешней таки и внутренней.

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3- 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

     На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления-наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Словесно-логическое мышление–один из видов мышления, который непосредственно связан с речью.Словесно-логическое мышление характеризуется использованием суждений и умозаключений, и, таким образом, оно невозможно без речи.

Главная цель работы по развитию у детей словесно-логического мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать у детей умение рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в качестве исходных, умение ограничиваться содержанием этих суждений и не привлекать других соображений.

   Таким образом, речь и мышление тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, развивая друг друга.

И сейчас   мы предлагаем вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. Мы отправляемся на корабле в путешествие на острова «развития речи и мышления»

2часть:   Игра- путешествие поостровам «развития речи»

1.остров «Творческий»

Большое значение для развития речи и мышления у дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития детей.

     Для того, чтобы нам немного ближе познакомится друг с другом мы предлагаем вам с играть в игру «Наоборот».

    Для этого каждому из вас мы раздаем картинки, а вы должны к своему предмету найти пару, а потом мы узнаем, чем отличаются эти образовавшиеся пары:

- пустой стакан – полный стакан,

- узкий шарф – широкий шарф,

- высокое дерево – низкое дерево,

- толстый человек – худой человек и т.д.

«Подберите эпитеты к словам»

-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

-человек  (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

-дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

-луна (яркая, растущая  и т.д.)

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

«Назови предмет»

А теперь мы проверим, как хорошо развит ваш предметный словарь. Мы будем называть признак, а вы должны назвать предмет к этому признаку:

1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр…)

2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок…)

3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало,…) и т.д.

4. Что бывает квадратным?

5. «Кто кем будет?»

2. остров «Художественное слово»

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир,в результате чего формируется восприятие,развивается мышление и речевая культура. Хорошо развитые речь и мышление помогают дошкольнику лучше передавать свои мысли,эмоции,переживания,объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом,напротив,развитие фантазии, воображения,формирование произвольной памяти,умение внимательно слушать произведения художественной литературы,сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту-всё это способствует формированию и развитию словесно-логического мышления. Художественные тексты являются хорошим помощником родителями педагогам в развитии ребёнка. Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.

Большую роль в этом  играет развитие интонационной выразительности. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило,в детском саду при разучивании стихов,песен,инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью,невыразительностью детской речи. В большинстве своем это связано с тем,что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по –разному:монотонно, например –

Нынче  радость  детворе –

Много  снега  на  дворе,

Рукавичку  Ваня  скинул:

- Я  хочу  потрогать  зиму!

и с интонацией. Ребёнок сразу поймёт разницу. Поэтому так важно при чтении произведений детям обращать внимание на выразительность, темп  речи.

Мы предлагаем вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой

«Как читать детям». 

1.  Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку. 
2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностямиребёнка. 
3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы. 
4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то,чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны. 
5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка. 
6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному. 
7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней. 

А сейчася предлагаю  проверить насколько развито ваше логическое мышление, для этого прошу вас угадать загадки про сказки(родители делиться на две команды, поочередно загадывают загадки).

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…(Колобок)

2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! (репка)

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (теремок)

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком, и разбилось яйцо! (курочка ряба)

5)В детстве все над ним смеялись, оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что онбелым лебедем рожден. (гадкий утенок)

6)Уплетая калачи, ехал парень на печи.
Прокатился по деревнеи женился на царевне.(по щучьему веленью)

7) Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком, вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего жебратья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (три поросенка)

8) Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой каретепоехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает,откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,к себе на чердак я вернусь. (Золушка)

9)  В гости к бабушке пошла,пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. (Краснаяшапочка)

10) Красна  девица  грустна: ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

А теперь предлагаем вашему вниманию очутиться в стране небылиц. Я буду рассказывать вам о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Вы должны заметить и объяснить, почему так не бывает:

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.

     Дождик греет,
    Солнце льётся.
    Мельник мелет
    Воду в колодце.
    Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито.

3. остров « Игровой»

Предлагаем вашему вниманию несколько игр для развития мышления:

- 4 лишний;

- «Что сначала, что потом?»;

- «Что перепутал художник?»

- «Живое – не живое».

     Такие игры способствуют не только закреплению и уточнению знаний, расширению словаря, развитию грамматического строя и связной речи, но и активизируют мыслительную деятельность детей в целом. Игра как свойственная ребенку деятельность позволяет ему упражняться в решении умственных задач без особого напряжения.

В игре процесс обучения протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Итог. Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас. Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности (в подготовительной логопедической группе)

Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности.Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать понимание важ...

Современный подход в работе с родителями:заседание семейного клуба (в целях реализации проекта «Русская народная игрушка») Тема: «Во что играли дети в далеком прошлом?»

Цель данной встречи:             Рассказать родителям о роли народной игрушки в воспитании культурно-нравственных и патриотических чувств;·...

Заседание семейного клуба "Сотрудничество" на тему "Игры, которые лечат"

В данном конспекте происходит сотрудничество родителей и детей с инструктором по физической культуры, в виде выполнения специальных упражнений, а также с психологом, который рассказывает как необходим...

Заседание семейного клуба в старшей логопедической группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»

Сценарий  заседания семейного клуба в старшей логопедической группе  на тему «Развитие речи старших дошкольников»...

Сценарий заседания семейного клуба в старшей логопедической группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»

Сценарий заседания семейного клуба в старшей логопедической группе  на тему «Развитие речи старших дошкольников»...