Организация занятий с гиперактивным ребенком
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ивкина Галина Ивановна

Практические рекомендации родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sindrom_giperaktivnosti.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Какие-то бесполезные буквы кажутся ребенку совершенно излишними и неуместными? Или, наоборот, буквы выучит за три дня, а еще через неделю абсолютно все забывает? Или так: вчера помнил, завтра ответит, а вот сегодня - как и не было ничего! И пазлы не складывает, и мозаику скорее разбросает, чем соберет... Кроме того, родителю, который твердо решил с ребенком "заниматься", никак не удается его отловить и усадить. Ребенок ужом выкручивается из всех новомодных педагогических систем и никак не хочет повторять достижений соседской "развитой" девочки. Куда там! Гиперактивные дети иногда и книжки-то, которые им родители читают, совершенно не слушают. Крутятся, вертятся, встают, ложатся, ноги за голову засовывают. И пересказывать прочитанное не то не хотят, не то не могут. Как же вести себя с гиперактивным ребенком, если родитель остро ощущает потребность в "развивании" неразумного чада, а ребенок вовсе не торопится ему навстречу? Есть несколько простых правил, которые, разумеется, не решат всех проблем (ведь сам-то синдром никуда не делся), но позволят сберечь значимое количество родительских и детских нервных клеток.

1. Не пытайтесь усадить ребенка. Для занятий с младшим дошкольником вполне подходит почти любое пространство - ковер в детской, диван в гостиной, кухонный стол, двор и ванная комната. Если ребенок очень подвижный, то во время занятий он может ходить, ползать или даже бегать (правда, в последнем случае вам придется бежать рядом с ним). Именно в движении такой ребенок легче усваивает информацию. Фиксация позы требует от него слишком большого напряжения. На ваши занятия просто не останется сил.

2. Занятия должны быть очень короткими (не более 10 минут). Если время концентрации ребенка две минуты, не рвите на себе волосы, а начинайте с двух минут. Эти две минуты могут повторяться каждый час. Через несколько занятий время концентрация увеличится до трех, а потом и до пяти минут. Занятия длиннее десяти минут для гиперактивного младшего дошкольника малополезны, так как усваивается только то, что было вначале. Впоследствии ребенок думает только о том, как бы удрать.

3. Решите заранее, чем именно вы хотите заниматься сегодня. Соображать "по ходу дела" недопустимо. Слишком велик дефицит внимания и слаба концентрация. Ребенок будет с вами только в том случае, если все занятие проходит "в едином порыве". А это возможно только при тщательном предварительном обдумывании. Заранее подготовьте все игрушки или другие пособия, которые понадобятся вам для занятия. Если вы начнете что-то искать во время занятия, то ребенок охотно включится в этот процесс, совершенно позабыв о цели, для которой вам понадобился мишка или колечко.

4. По возможности приучайте ребенка к регулярности занятий. Если они происходят всегда сразу после полдника или после ванной перед сном, то в урочное время мозг ребенка будет соответствующим образом настраиваться. Возможно, ему даже удастся усидеть за столом. Старайтесь не пропускать занятия. Пусть они будут совсем короткими (например, пять минут), но зато каждый день по три раза. Для гиперактивного (да и для любого маленького) ребенка это куда лучше, чем по полчаса два раза в неделю.

5. Не слишком гоняйтесь за суперсовременными системами. Играйте с ребенком в древние и мудрые развивающие игры типа: "Что грузили на пароход?", "Что положим в кузовок?", "Что хотите, то берите, "да" и "нет" не говорите, черного и белого не называйте, о красном не вспоминайте...

6. Если ребенок совершенно не слушает, когда ему читают книжки, возможны два пути.

Первый - банальный подкуп. Вы ставите будильник на некое (очень короткое) время, например, на пять минут, и говорите ребенку: "Сейчас мы будем читать сказку про Машеньку. Я читаю, ты слушаешь. Когда прозвонит будильник, все кончится". Большинство маленьких детей бывает очень заинтриговано звонящим будильником. Ребенок с нетерпением ждет, когда же будильник зазвонит, концентрируя на нем все имеющееся внимание и стараясь не пропустить этот момент. Вы читаете про Машеньку. Будильник звонит. Вы его выключаете, а ребенку говорите: "Ты молодец. Ты хорошо слушал. На тебе конфетку. Вечером почитаем еще". Ребенок доволен сразу по нескольким поводам:

а) таинственный будильник зазвонил прямо у него на глазах;

б) дали конфетку;

в) похвалили за некое пусть непонятное, но достижение.

Естественно, что ребенок будет стремиться повторить этот положительный опыт. А время до звонка будильника регулируете вы. Только не увеличивайте его слишком резко. По две-три минуты в неделю. Пятнадцать минут слушать одну книжку - это очень хорошее время для дошкольника, который еще недавно вообще чтение слушать отказывался.

Второй путь более сложный. Здесь вам понадобится изрядная доля фантазии. Для начала надо взять лист бумаги и нарисовать на нем небольшую историю. Например, щенок ушел из дома и встретил большую собаку. Собака залаяла, щенок испугался и убежал домой. Лучше, если рисовать все это вы будете на глазах у ребенка. Сопроводительная история тоже рождается на его глазах. Ребенок наверняка заинтересован и жаждет продолжения. После нескольких рисованных историй (допустим, спустя неделю) наступает время рассказов по чужим картинкам (комиксов). Но текст по-прежнему ваш. Когда ребенок привык и к этому, можно переходить к настоящим книгам. Только в них должно быть много картинок, чтобы ребенок ощущал преемственность способа передачи информации.

7. Ориентируйтесь на состояние ребенка. У гиперактивных детей бывают "плохие дни", когда они буквально все забывают и как будто бы теряют прочно приобретенные знания и навыки. Бог весть, что в этот момент происходит в ЦНС ребенка, но ругать или стыдить его по меньшей мере неуместно. Отметьте: "Сегодня у тебя это не слишком получается. Ничего страшного. Сейчас мы поиграем, а к этому вернемся в следующий раз". Ребенок будет благодарен вам за понимание, и в следующий раз, когда сможет, постарается вас порадовать. Если вы будете "нажимать", стыдить, заставлять, то результат будет прямо обратным. Ребенок "уйдет в отказ", и на все ваши занятия ляжет отпечаток негативизма. Вам это надо?

8. Если ребенок посещает какие-то развивающие занятия, а там задают домашние задания, которые он готовить не хочет, не особенно усердствуйте в их выполнении. Пусть ребенок пойдет на занятия с невыполненным заданием. Если ему это безразлично, значит, он еще не готов к такой форме работы. Если же он расстроился, что других детей похвалили, а его нет, вы можете сказать: "Мы тоже можем сделать это упражнение, нарисовать рисунок, выучить этот стишок. Я тебе помогу. Скажи, когда ты будешь готов".

Такая политика решает сразу две задачи.

Во-первых, сберегается нервная система, ваша и ребенка, так как нет боев за выполнение задания. К тому же помните: у вас еще впереди школа. Надо копить силы.

Во-вторых, своей позицией вы стимулируете развитие ответственности у ребенка. Если он может (физиологически готов) взять на себя ответственность за выполнение задания, он сообщит об этом вам - вы ему поможете. Воля ребенка в этой ситуации - это уже не только вы, а уже немножечко он сам. А это в случае гипердинамического синдрома дорогого стоит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Методические рекомендации для родителей «Организация занятия рисованием с ребенком дома»

Методические рекомендации для родителей  «Организация занятия рисованием с ребенком дома»...

Игры и упражнения для индивидуальных занятий с гиперактивным ребенком

Прежде чем направлять гиперак­тивного ребенка в группу для коллективных игровых занятий, желательно провести   несколько   индивидуальных, тренировочных занятий с детьми. В это...