Требования к игрушкам для слепых детей
консультация на тему
У слепого ребенка отсутствует зрительное восприятие,которое является ведущим в осознании окружающего мира.Вследствии этого родителям необходимо максимально увеличить поток информации, поступающей через другие анализаторы.Игры и игрушки дают нашим детям основы взаимоотношений между объектами окружающего мира,их характеристики и свойства,развивают мелкую моторику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_igrushkam_dlya_slepyh_detey.docx | 15.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к игрушкам слепых детей
У слепого ребенка отсутствует зрительное восприятие, которое является ведущим в осознании окружающего мира. Вследствие этого родителям необходимо максимально увеличить поток информации, поступающей через другие анализаторы. Различные образцы материалов для ощупывания для развития тактильного восприятия. Речевое сопровождение и детальное описание всех предметов и действий. И, конечно, развитие игровой деятельности, которая в дошкольном возрасте обладает основной информационной нагрузкой. Игры и игрушки дают нашим детям основы взаимоотношений между объектами окружающего мира, их ведущие характеристики и свойства, развивают мелкую моторику. Рассмотрим свойства игрушек, необходимых для развития игровой деятельности слепых детей.
- Цвет. Желательно выбирать игрушки ярких, насыщенных цветов, светящиеся или со световыми индикаторами. В первую очередь у слепых детей необходимо развивать остаточное зрение. Даже светоощущение может впоследствии очень помочь для ориентировки в пространстве. Для развития светоощущения нужны игрушки, которые мигают, светятся в темноте, что является важным стимулом развития остаточного зрения. При этом необходимо не только сохранить остатки зрения, но и научить ребенка ими пользоваться, что впоследствии будет стимулировать его познавательную деятельность и интеллектуальное развитие.
- Материалы и фактура. Материал должен быть приятным на ощупь, иначе ребенок будет отказываться от игрушки. Также, материалы и фактура игрушек должны быть разнообразными: дерево, пластмасс, металл, ткань, мех, резина с гладкой, шершавой, рифленой поверхностью. Это способствует развитию тактильной чувствительности и обогащает познания об окружающем слепого ребенка.
- Твердость и прочность. Твердый материал сохраняет форму предмета, что в познании форм объектов реальной жизни, отображенных в игрушках, компенсирует отсутствие зрения. Так же слепые дети в ходе игровой деятельности с игрушками прилагают к ним определенные усилия, сжимают, мнут, гнут, растягивают и даже кусают их. Могут стучать ими об пол или стены, что бы появился звук, что является одним из методов познания слепыми детьми окружающего мира через слуховой анализатор. Поэтому необходимо подбирать игрушки не только достаточно плотные и твердые, но и прочные, что б они не раскололись и не травмировали ребенка.
- Гигиенические требования. Как уже было сказано выше, обследование игрушек слепыми детьми проводится не только руками. При обследовании предметов окружающего мира все маленькие дети, а слепые в особенности, подносят их к лицу, обнюхивают, кусают, облизывают. Поэтому игрушки обязаны соответствовать определенным санитарно – гигиеническим нормам: должны отсутствовать мелкие отдельно прикрепленные детали, материалы должны быть нетоксичными, не пористыми, чтоб легко мыться.
- Звуковое сопровождение. Желательно, чтоб первые игрушки, а также многие последующие игрушки (мячи, другие передвижные игрушки, игрушки, изображающие представителей животного мира) слепого ребенка были озвучены. Это дает возможность малышу развиваться сразу по нескольким направлениям: во – первых, развитие слуховой функции, во — вторых – ориентирование в пространстве, в – третьих, обогащение знаний об окружающем мире. Так как у таких детей отсутствует зрительный образ предмета, то они строят свое узнавание его на звуковом сигнале. Так же, по звуку слепые дети хорошо ориентируются в пространстве, развивают возможность манипулирования предметами и общую моторную ловкость.
- Размер. У слепых детей должны быть игрушки разного размера, начиная от 9 см. Мелкие игрушки необходимы на первых трех годах жизни, когда ребенок только овладевает навыками распознавания формы, размера, структуры предмета и начинает производить элементарную классификацию и сравнение предметов. Это, в основном, простые геометрические фигуры: пирамидка, строительный конструктор. Игрушки же, отождествляющие объекты окружающего мира, наоборот, по возможности, должны отображать реальные пропорции (куклы, игрушки, изображающие представителей животного мира, фрукты, овощи), что отражало бы основные, существенные признаки натурального предмета.
- Запах. Материалы, из которых изготовлены игрушки, их части, покрытие, наполнитель должны быть без запаха. Сильный запах может оттолкнуть ребенка, вызвать аллергическую реакцию либо сформирует образ предмета, связанный с определенным запахом. Последнее крайне нежелательно, так как у слепых людей обоняние развито сильнее, чем у нормально зрячих, запах является таким же маркером предмета или объекта, как форма и цвет. Поэтому, не обладая зрительными ориентирами, слепой ребенок не будет узнавать идентичные предметы, если у них будет отсутствовать соответствующий запах. Это может путать ребенка, мешать верному восприятию окружающей реальности.
Крайне важно развивать сенсорные эталоны слепых детей с младенчества. Обучение формам, размерам, распознаванию материалов должно идти параллельно с обучением распознаванию запахов. Подобное совмещение позволяет развивать у слепого ребенка наиболее качественные знания об окружающем мире.
Так же не стоит опасаться давать слепым детям разборные игрушки: пирамидки, кубики, конструктор. Они благотворно влияют на развитие мелкой моторики и способствуют ориентировке в микро пространстве. При этом стоит соблюдать только одно правило: не оставляйте малыша одного с такими игрушками.
В заключение необходимо добавить, что игровая деятельность слепых детей развивается параллельно с деятельностью нормально видящих детей, проходит те же ступени по формированию основных игровых навыков и примерно в одинаковом возрасте, но при условии, что интеллект ребенка сохранен, и в отношении воспитания слепого ребенка были применены коррекционные средства и методы обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: "Психолого-педагогические требования к игрушке как к средству игры"
Проект на тему: "Психолого-педагогические требования к игрушке как к средству игры"...
гигиенические требования к игрушкам
гигиенические требования к игрушкам...
Современные требования к игрушкам
В статье рассматриваются требования к отбору игрушек...
Гигиенические требования к игрушкам
Данная публикация предназначина по здовому образу жизни для детей дошкольног возраста.Игрушка — один из важных предметов детского обихода, с которым ребенок сталкивается с первых дней своей жизн...
Презентация "Требования к игрушкам в ДОУ"
Игрушка - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.( Дошкольная педагогика. Козлов С.А, Т.А.Куликова). Игрушка...
игры для слепых детей и детей с остаточным зрением
в картотеке представлены игры на развитие остаточного зрения, игры на развитие слухового восприятия слепых детей, на развитие осязательного восприятия слепых детей, игры на развитие обоняния, иг...
Презентация "Гигиенические требования к игрушке"
Презентация "Гигиенические требования к игрушке"...