Подготовка ребенка к школе.
материал (подготовительная группа) по теме

Магдажинова Цыцыкма Николаевна

Что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Об этом пойдёт речь на нашей встрече.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomoshch_roditeley_na_etape_podgotovki_detey_k_shkole.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

«ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

1.Рекомендации психолога:

Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

Что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Об этом пойдёт речь на нашей встрече.

2. Вопрос для обсуждения: Какие чувства и эмоции переполняют вас в момент ожидания школьной жизни ребёнка? («призываю к активности в оказании помощи ребенку»)

Зачем все это нужно?

Чем увереннее и спокойнее начнется для Вашего ребенка школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к школе, учителям и одноклассникам, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении.

Развиваются, созревают, перестраиваются интеллектуальная (или интеллект), мотивационная (направленность ребенка, интересы), эмоциональная (созревают эмоции), волевая (волевые качества), коммуникативная (навыки общения), физическая сферы до такой степени, что он способен приступить, начать новый вид деятельности – учебный.

4. Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Значит, для успешной адаптации, успешного начала новой деятельности в жизни ребенка требуются: хорошо развитая интеллектуальная, коммуникативная, эмоционально-волевая, мотивационная сферы – психологическая готовность.

Кратко и наглядно представлю критерии готовности на слайде (цветок).

Нарисуем (мысленно) портрет будущего первоклассника.

 Работа с изображением цветка.

Цветок - это ваш ребенок.

Корни цветка, листья - дошкольная зрелость.

Именно они способствуют качественному развитию цветка, т.е. вашего ребенка. Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счета. Если у ребенка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются.

 Таким образом, развивается и вырастает ваш ребеночек - цветочек вашей жизни.

Рост и развитие цветка (ребенка) зависит от корней и листьев (зрелости в той или иной сфере).

- интеллектуальная

- эмоционально-волевая

- мотивационная

- коммуникативная

- физическая

 

Итак, достаточно развиты (или что необходимо): АНКЕТА №3 (повторное оценивание родителями ребенка с учетом критериев)

Интеллектуальная готовность

Запас знаний

Мышление

Внимание

Воображение

Память

Речь

 

Мотивационная готовность

Желание стать школьником, заниматься серьезной деятельностью (а не игрой)

Интерес к новым знаниям  и умениям («Я научился!»), к окружающему миру, получение удовольствия от интеллектуального труда

Положительные представления о школе

Физическая готовность

Развитие соответствует возрасту.

1.    Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям, тяжёлым и хроническим заболеваниям.

2.     

3.    В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание), спокоен, усидчив, нераздражителен, хорошо засыпает, не подвержен страхам.

4.     

5.    В речи нет выраженных задержек в развитии.

6.     

7.    Координация движений, ручная умелость

8.     

Развитие основных движений (бег, прыжки, метание…)

Коммуникативная готовность

     В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ

Стремление к общению

 Умение войти в детское общество, уметь действовать совместно с другими, уступать, подчиняться правилам игры, разрешать конфликты (без насилия), уметь договариваться, кооперироваться, достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции.

 

       В ОБЩЕНИИ СО ВЗРОСЛЫМИ Ребенок должен осознавать условность общения, соблюдать дистанцию (учитель – это не мама, и не бабушка). Знать, когда можно вставать во время урока; отвечать, когда спрашивают,  ждать, когда не спрашивают; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам… Т.е. ребенок готов (хочет и умеет)  играть роль школьника.

Не бояться взрослых, задавать вопросы, просить помощи, адекватно реагировать на замечания.

Эмоциональная зрелость

        Способен выдерживать нагрузки и  уверен в себе и своих силах (в момент преодоления трудностей);

        Не бояться новых ситуаций;

        Способность выдерживать разочарования; адекватно справляться с отрицательными эмоциями (тревожностью, раздражительностью, если его критикуют, продолжает ли дело, если  что-то не получается). Уменьшение импульсивных реакций (сначала бросился сделать, потом подумал или не думал вообще)

Формируются высшие морально-нравственные чувства, которые становятся мотивом поведения (по отношению к другим людям, к своей деятельности): ответственность, трудолюбие, честность, товарищество.

Волевая зрелость

Подчинять свои действия правилам, школьному режиму, программе (делать не только то, что хочется, но и то, что требует учитель, т. е. «надо»  перевешивает «хочу»).

Умение слушать, понимать и принимать задание учителя, исполнять его, проявив определенные усилия (выполнять достаточно длительное время не очень интересное задание), оценить результат сделанного.

                 Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца (настойчивость, самостоятельность, организованность).

Своевременное включение в работу и достаточно быстрое переключение с одного вида деятельности на другой

      Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок.

ИТОГИ

Если по всем критериям вас посещали мысли: «моя дочь (мой сын) это умеет, с этим справляется», то в 1 класс идти можно.

Если при чтении вы скорее недоумевали: «Неужели есть дети, которые все это умеют?», то с обучением лучше подождать, а год посвятить развивающим занятиям.

Если вы чувствуете, что ваш ребенок существенно отклоняется от заданных нормативов, то лучше провести диагностику у специалистов и организовать специальные коррекционные занятия.

 

 Перечисленные умения обеспечивают безболезненную адаптацию ребенка к школе, к новой деятельности, способствуют его благоприятному обучению и развитию.

 

          Не пугайтесь, все это формируется не за год до школы, а на протяжении дошкольного периода. И при благополучном течении развития ребенка – всё что нужно к школе оказывается развитым и сформированным.

 5. Что же делать за оставшийся до школы период?

Даю общие рекомендации, выполняя которые у ваших детей будет развивать всё, что нужно для школы. Большинство в игре и в бытовой деятельности, а не на занятиях.

1.    Играть в настольные игры (показать).

2.    Изготавливать поделки, аппликации.

3.    Самостоятельно решать занимательные задания из спец. книг по подготовки к школе и детских журналов (показать), головоломки, загадки, викторины (Кто больше знает? Кто быстрее ответит? – соревновательные моменты).

4.    Развивающие игры: конструктор, пазлы, мозаика…

5.    Читать, пересказывать, обсуждать мораль, придумывать продолжение сказке...

6.    Беседы по темам. «Мои друзья», «Правила общения с друзьями», «Самое интересное в детском саду, на прогулке, на занятиях», «Мои поступки», «Как я справляюсь с трудностями?», «Как себя веду, когда злюсь?»

7.    Рисование по заданию (например: нарисуй лес, грязную дорогу, дерево с почками). Показывайте способы рисования.

8.    Для стимулирования нового уровня общения ребенка со взрослыми (как школьника) рекомендуется больше разговаривать с детьми, обсуждать их проблемы, интересоваться их мнением, создавая видимость общения на равных.

Важно ставить его в позицию «старшего», «взрослого», когда на него возлагается «ответственность».

Дома для детей полезно выделить специальные поручения, выполняя которые, они бы видели результат и чувствовали его важность для всей семьи (например, содержать в чистоте обувь всех членов семьи, кормить кошку, поливать цветы).

Труд школьника принимает характер общественно-значимой деятельности. Если ребенок дома трудится, то он лучше учится в школе. Для того чтобы труд был успешным нужна положительная стимуляция  (похвала, поощрение, обществ. мотивация – труд для других).

9.    Формируйте волевую регуляцию своего поведения через игры с правилами, в повседневных делах, во время занятий («доведи работу до конца!»).

10.Просите ребенка описать способы выполнения задания, придумать, как можно нарисовать, вылепить, вырезать что-либо, спланировать свои действия, предложите распланировать день, попросите рассказать, как можно  пройти от дома до сада.. и самому оценить результат.

11.Проводите небольшие опытыфизические эксперименты и просите детей  объяснить по-своему суть наблюдаемых явлений: почему кипит вода в чайнике, почему весной появляется зеленая трава, а осенью желтеет. Можно вести дневник наблюдений за погодой.(привести пример эксперимента)

12.Заведите тетрадь, в которой ребенок отмечал бы выполнение своих постоянных поручений (формируется самоконтроль).

13.Формируйте положительное отношение к школе, мотивацию: беседуйте («Что я буду делать в школе?», «Каким я буду учеником?»), рассказывайте и показывайте фото из школьной жизни, школьные атрибуты. Игры в школу, организация рабочего места – игра «Каждой вещи свое место», познавательного уголка «Любознайка» (книги, атласы, наст. игры, плакаты, макеты). Обеспечьте культурный досуг. Больше наблюдайте, объясняйте, отвечайте на вопросы. Познавательная активность родителей также должна быть высокой.

Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.

14. В работе можно использовать таймер. ХВАЛИТЕ РЕБЕНКА ЗА ДОСТИЖЕНИЯ!!!

15. Развивайте навыки общения.

16.Решайте поведенческие проблемы (гиперактивность, агрессивность, тревожность, замкнутость), подверженность нервным заболеваниям и т.д. - пересмотрите некоторые воспитательные моменты или  обратитесь за рекомендациями к специалистам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...

Готовность к школе. Что необходимо знать и уметь будущему первокласснику. Рекомендации по подготовке ребенка к школе

Материал содержит описание компонентов психологической готовности к школьному обучению, значимых для первоклассников навыков и умений, а также рекомендации для родитетей и воспитателей по подготовке д...

Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке  ребенка к школе?         Воспитание детей – сложный процесс. Прояви...

Программа (фрагмент) психолого-педагогического сотрудничества детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе «Вместе в школу мы пойдем!»

Цель программы сотрудничества  – организация совместной работы детского сада, ребенка и его семьи в процессе подготовки к обучению в школе. Программа состоит из пяти блоков.Первый  блок...

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек

Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....

«Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек»

Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....