Консультация для родителей "Гимнастика мозга"
консультация на тему
Развитие межполушарного взаимодействи является основой развития интеллекта.
Как обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?
Что такое кинезиология?
Какие "кинезиологические" упражнения можно выполнять в обычной жизни?
Ответы на эти вопросы Вы найдете в статье "Гимнастика мозга".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika_mozga.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них высших психических функций: мышления, памяти, внимания и, конечно, речи. Это – основное условие успешного обучения.
Работая с детьми с различными нарушениями в речевом развитии могу отметить, что для них характерны повышенная отвлекаемость, эмоциональная неустойчивость, психическая истощаемость, моторная неловкость. Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения развития различных патологических состояний, укрепления психофизического здоровья необходимо проведение комплекса специальных «кинезиологических» упражнений.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движения.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение.
Взгляните на эту таблицу, где условно разделены сферы специализации каждого из них.
Левое полушарие Отвечает за логическое – аналитическое мышление | Правое полушарие Отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию |
- анализирует факты; - контролирует речь, а также способности к чтению и письму; - контролирует движения правой половины тела; - запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание; - планирует будущее; -отвечает за музыкальное образование, понимает смысл музыкальных произведений, различение музыкального ритма; - отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами; - отвечает за планирование. | - запоминает образы, лица, картины, позы, голоса; способно воспринимать совокупность черт как единое целое; - контролирует движения левой половины тела; - ориентируется в настоящем; - отвечает за спонтанные, эмоциональные реакции; - отвечает за воображение, фантазии и мечты, художественное творчество и способности к изобразительному искусству; - реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа) - отвечает за интуицию и интуитивную оценку. |
Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?
Как я уже указала выше, при помощи специальных «кинезиологических» упражнений.
Основателем учения «образовательной кинезиологии» является американский доктор Пол Деннисон. Пол и его жена Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга».
«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении.
Приведу несколько упражнений из комплекса:
«Руки – ноги»
И.п. – стоя.
Выполнять прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами;
- ноги вместе – руки врозь,
- ноги врозь-руки вместе,
- ноги вместе - руки врозь,
- ноги врозь-руки врозь.
Цикл прыжков повторить несколько раз.
«Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами»
И.п. – стоя.
- левая рука – вперёд, правая – назад + правая нога – вперёд, левая – назад;
- левая рука - назад, правая – вперёд + правая нога – назад, левая – вперёд;
- левая рука – вперёд, правая – назад + правая нога – назад, левая – назад;
- левая рука – назад, правая – назад + правая нога – вперёд, левая – вперёд.
Цикл прыжков повторить несколько раз.
«Кулак – ребро – ладонь»
Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: распрямленная ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром.
Ребёнок выполняет движения за взрослым, затем – по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Движения сначала выполняются правой рукой, затем – левой, потом – двумя руками вместе. При затруднении взрослый предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»).
«Лягушка»
Положить руки на стол. Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
«Ухо – нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью да наоборот».
«Я хороший»
Одна рука гладит по голове, другая хлопает по груди. Хлопаем в ладоши. Затем – меняет положение рук да наоборот.
«Лезгинка»
Ребёнок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
«Зеркальное рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
Если вы решили разучить упражнения «Гимнастики мозга», помните, у вас получится четкое выполнение не с первого раза. Наберитесь терпения и разучивайте их систематически (каждое утро или перед конкретными занятиями). Попробуйте – результаты не заставят себя долго ждать! Доказано, что в результате систематического выполнения кинезиологических упражнений у детей улучшилась память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снизилась утомляемость, повысилась способность к произвольному контролю.
И в заключение маленький совет:
Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться, доставать предметы. Рисовать или даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что попробуйте, экспериментируйте, Это не только полезно, но и весело!
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Рука развивает мозг"
Поэтапное развитие игровых умений от 0 до 7 лет...
Консультация "Музыка и мозг ребёнка"
Музыка и мозг ребёнка...
Консультация «Рука развивает мозг».
Консультация для родителей...
Консультация "Рука развивает мозг"
Рекомендации родителям - как с помощью пальцев можно развивать головной мозг ребенка....
Консультация «Рука развивает мозг — рука готовится к школе»
Консультация «Рука развивает мозг — рука готовится к школе»...
Консультация "Как тренировать мозг ребенка"
Игры на развитие логического мышления....