"Ловкие пальчики"
консультация по теме
Совместное мероприятие (мастер-класс) для родителей и детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) по пальчиковым играм Е.Железновой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lovkie_palchiki.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №37 «Колокольчик»
г. Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская область.
«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Совместное мероприятие (мастер-класс)
для родителей и детей младшего дошкольного возраста
(с использованием методических разработок пальчиковых игр и
музыкального материала Е.Железновой)
подготовила
музыкальный руководитель
Гончаренко Дина Юрьевна
ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ
Мастер-класс по пальчиковым играм для родителей и детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Вступительное слово для родителей
«Для чего нужны пальчиковые игры?»
Педагог:
Уважаемые родители!
Всем давно известно, что между речью и двигательной системой человека существует определенная связь. Подобная тесная связь присутствует и между рукой и речевым центром мозга. Адекватное развитие движений тела, мелкой моторики рук и органов речи является залогом формирования правильного произношения, дает возможность не допустить монотонности речи, нормализует ее темп, помогает в правильной расстановке речевых пауз, уменьшает психическое напряжение.
Пальчиковые игры и упражнения – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения. Помогает в усвоении эмоциональной выразительности. В конечном итоге, малыш лучше усваивает стихотворные тексты; его речь становится более выразительной.
Игры с пальчиками – представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики, но несут в себе моменты радостного общения с близкими людьми.
Немаловажным элементом является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес ребенка и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для ребенка служат своего рода волшебством, которое утешает и успокаивает. Особую эмоциональную окраску внесут пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
Заинтересует ли ребенка игра, зависит и от исполнения родителем. Для самых маленьких необходимо спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. В возрасте 3-5 лет имеет существенное значение выразительная мимика и речь участника игры.
Сегодня мы предлагаем поиграть со своими детьми в пальчиковые игры.
В зал свободно входят дети, музыкальный руководитель с ними здоровается и предлагает поиграть вместе с родителями.
(По кругу стоят стульчики для детей и их родителей)
Взрослым и детям предлагается занять место за стульчиками.
РАЗМИНКА
Головами покиваем, Носиками помотаем, А зубами постучим И немножко помолчим. Плечиками мы покрутим И про ручки не забудем. Пальчиками потрясём И немножко отдохнём. Мы ногами поболтаем И чуть-чуть поприседаем, Ножкой ножку подобьем, И сначала все начнем… | Дети выполняют подражательные движения в соответствии с текстом песни. Прижимают указательные пальцы к губам. Наклонившись вниз, качают расслабленными руками. Подпрыгивают на месте в ритме текста. |
Предлагает присесть на стулья.
Педагог: Продолжим нашу разминку на стульчиках.
ТУК, ТОК
Тук, ток, туки ток Бьёт кулак как молоток. Тук, ток, туки - ток, Бьёт кулак как молоток. Тук, тук, тук, туки, Застучали две руки. Тук, тук, тук, туки, Застучали две руки. Тук, тук, туки ток, Застучал мой каблучок. Тук, тук, туки ток, Застучал мой каблучок. Тук, тук, тук, туки, Застучали каблуки. Тук, тук, тук туки, Застучали каблуки. Тук, тук, тук туки, Две ноги и две руки, Тук, тук, тук туки Бьют и бьют как молотки. Тук, тук целый день Мне стучать совсем не лень. Тук, тук целый день Мне стучать совсем не лень. | Дети выполняют подражательные движения в соответствии с текстом. Стучать можно по столу или коленочкам. Стучат произвольно, "как больше всего нравится".
|
Пальчиковая игра «Озорные пальчики» -
Педагог: Немножечко размялись. Теперь давайте…
На ладошки мы подуем (легко дуют на правую ладонь, затем на левую)
Наши пальчики разбудим (шевелят пальцами правой, затем левой руки)
Наши пальчики проснулись (ставят кисти рук вертикально, ладони направлены внутрь)
- Мы проснулись! (слегка сгибают пальцы правой руки)
- Мы проснулись! (сгибают пальцы левой руки)
И друг другу улыбнулись: (слегка раздвигают и вновь соединяют пальцы правой,
- Улыбнулись, улыбнулись! затем левой руки)
Стали пальцы обниматься (соединяют ладони)
- Обниматься, обниматься! (делают два раза «замок», меняя расположение пальцев)
Стали пальцы целоваться (Касаются подушечками пальцев правой и левой рук)
- Целоваться, целоваться! (касаются, говорят «чмок»)
А потом и баловаться. (быстро крутят «фонарики»)
Подошла Ладошка (выставляют ладони)
И сказала: Крошки! (шевелят пальчиками)
Хватит вам играться (мягкий взмах кистью правой руки)
Хватит баловаться! (мягкий взмах кистью левой руки)
Надобно трудиться! (соединяют руки вместе)
- А мы хотим резвиться! (опять «фонарики»)
Но пришел тут Кулачок
- Хм! Хм! (сжим.руки в кулаки, строго смотрят на один, на другой)
Пальцы спрятались (покручивают кулаками, показывая друг другу)
Молчок! Тсс! Тсс! (приставляют палец к губам)
- Так вот они какие,
Наши пальцы озорные!
Маму-Ладошку не слушают, папу-Кулачка огорчают!
А вы, ребятки, озорничаете, своих маму с папой огорчаете? (ответы детей)
А вот пальчики наши иногда балуются, шалят без меры.
Скажем им: ай-яй-яй! (Педагог грозит пальцем. Дети повторяют)
- Ай-я—яй, стыд и срам!
Пальчики, не стыдно вам?
Пальцы спрятались в подмышках (дети прячут пальцы в подмышках)
И тихонько там сидят.
Им, конечно, очень стыдно
Маму с папой обижать!
Ладно, пальцы, выходите (раскрывают ладони перед собой)
На ребяток поглядите (разводят руки в стороны)
Поглядели, поглядели (снова руки перед собой, ладони вверху)
Сразу же повеселели! (крутят кистями «фонарики»)
- Будем мы трудиться (соединяют руки перед собой)
А потом уже резвиться! (быстро хлопают по коленкам)
Педагог: Не обманули нас пальчики! И правда стали трудиться.
Взяли в руки пластилин
Игра-упражнение на запоминание физических действий и развитие мелкой моторики рук
Пластилин мы разминаем, разминаем. Разминаем,
По ладошке покатаем, покатаем, покатаем.
Лепили мы, лепили… шарик маленький слепили (делают колечко, соединив указательный и большой палец)
Покажите, у кого какой шарик получился. Молодцы!
А если еще пластилина возьмем,
То с вами зверюшку лепить начнем!
Глазик (указательным пальцем правой руки касаются правого виска)
Глазик (указательным пальцем левой руки касаются левого виска)
Лапки (ладони перед собой, раздвигают пальцы)
Брюшко (обе руки кладут на живот) –
Получилась кто? (Разводят руки в стороны – «спрашивают» руками)
Дети: Лягушка!
ВОТ ЛЯГУШКИ
Вот лягушки по дорожке Скачут, вытянувши ножки: «Ква, ква. Ква, ква. Ква, ква. Ква, ква.» | Ладони "прыгают" по коленям (столу). При этом необходимо при соприкосновении с поверхностью делать ладонями хороший толчок вверх. Руки то сжимаются в кулак, то резко раскрывают ладони, растопыривая пальцы и приговаривая "ква-ква". |
Педагог: Прыг да скок, прыг да скок (покачивает руками вправо-влево)
Ускакала на лужок! (прячут руки за спину)
Вот так лягушка (удивленно поднимают плечи)
Только ты ее слепил (показывает, как лепили)
А ее и след простыл (рассматривает свои пустые ладони)
Снова пластилин возьмем,
Дальше мы лепить начнем.
Пластилин мы в руки взяли (далее все движения по тексту)
Хорошо его размяли,
На ладошку положили,
Шарик вот такой слепили! (показывает правый кулачок)
Надо нам приделать ушки (поднимает указательный и средний пальцы, остальные в кулачке – «ушки»)
Угадали вы зверушку?
Дети: Зайчик!
Педагог: Зайчик, ты не убегай (гладят левой рукой «зайчика»),
С нами лучше поиграй!
СЕРЫЙ ВОЛК
Нам очень хочется сейчас Пойти гулять в лесочек. Но, чтоб нас серый волк не съел, Пойдем вдвоем, дружочек. В час волка нет, В два волка нет, В три волка нет, В четыре бежит И громко рычит. | Идут по столу указательным и средним пальцем одной из рук, остальные пальцы прижаты к ладони. Идут по столу указательными и средними пальцами обеих рук. Разгибают пальцы в соответствии с текстом. Бегут во столу кончиками пальцев обеих рук. Ладони перед собой, пальцы согнуты (когти), рычат. |
Педагог: Но зайчик волка не испугался и пригласил своих друзей-зайчат поиграть.
Подвижная музыкальная игра «Зайки и Волк»
(дети-зайчики прыгают, приседают-прислушиваются, снова прыгают и приседают-замирают с появлением Волка-педагога).
Игра проводится 2 раза.
Педагог: Надоело зайчику играть и решил он убежать (дети садятся на стульчики)
Стали зайчика искать:
Тут искать (смотрят через правое плечо)
Там искать (через левое)
Но зайчишку не видать! (разводят руки в стороны, приподняв плечи)
В руки кубики возьмем,
Будем строить новый дом!
Кубик раз, кубик два (педагог держит в руках воображаемые кубики)
Вот построена стена (руки перед собой, пальцы вместе, ладони касаются друг друга большими пальцами – «стена»)
Есть окошко («круглое окошко»)
Есть и крыша (большие пальцы прижимают к остальным под углом – «острая крыша»)
А на крыше живут мыши!
ЧАСЫ
Мышь полезла в первый раз Посмотреть который час. Вдруг часы сказали: «Бом!» Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла второй раз Посмотреть который час. Вдруг часы сказали: «Бом! Бом!» Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла в третий раз… | Дети сидят на полу (на коленях). «Бегают» пальчиками от пола до макушки. Один хлопок над головой, Руки скатываются на пол. Два хлопка. |
Педагог: Было три часа (показывает 3 пальца) – самое время отправиться в гости. А в доме на двери висел большой (показывает сомкнутые в «замок» пальцы)…
Дети: Замок.
Педагог: Поможем мышке его открыть?
ЗАМОК
На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Постучали, постучали… Покачали, покачали… Покружили, покружили… Наконец замок открыли. | Пальцы рук переплетаются, сцепляясь в замок. Локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетены. Постукивают друг об друга основаниями ладоней. Кисти рук попеременно поднимаются вверх, пальцы не расцепляются. Кисти рук крутятся в разные стороны. Пальцы распрямляются, руки расходятся в стороны. |
Педагог: Оказалось, в этом доме жили поросята и было их…(показывает все пальцы)
Дети: Десять!
ПОРОСЯТА
Дети по очереди "идут" по коленям каждым из пальцев обеих рук.
Этот толстый поросенок Целый день хвостом вилял, Этот толстый поросенок Спинку об забор чесал. Ля-ля-ля, лю-лю-лю, Поросяток я люблю. Ля-ля-ля, лю-лю-лю, Поросяток я люблю. Этот толстый поросенок Носом землю ковырял, Этот толстый поросенок Что-то сам нарисовал. Ля-ля-ля, лю-лю-лю, Поросяток я люблю. Ля-ля-ля, лю-лю-лю, Поросяток я люблю. Этот толстый поросенок - Лежебока и нахал, Захотел спать в серединке И всех братьев растолкал. | Мизинцы. Безымянные. «Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Средние. Указательные.
«Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Большие пальцы. Рука сжимается в кулак, Большой палец зажимается внутрь. |
Педагог: Поросята улеглись спать, а мышка все никак не могла угомониться. Она позвала других мышек и отправилась с ними будить кота – очень уж ей захотелось поиграть…
Игра «Кот и мыши» Е.Железновой
«Кот» «спит», мышки крадутся, по команде топают, хлопают, прыгают, и только когда запищат, кот просыпается и ловит их.
(в игру играют 2-3 раза)
Педагог: Вот и мышки разбежались,
Никого здесь не осталось.
Стали мышек мы искать (заглядывает через левое и правое плечо)
Только мышек не видать (удивляется, поднимает плечи)
Хотя, смотрите, наша маленькая мышка осталась. Она проверит, все ли успокоились…
МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА
Маленькая мышка По городу бежит, Глядит ко всем в окошки, И пальчиком грозит: А кто не лёг в кроватку? А кто не хочет спать? Такого непослушного Я буду щекотать! | Бегут пальцами обеих рук по столу или коленям. Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него. Грозят пальчиком. Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях). Переворачивают руки на другой "бок". Щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку. |
Педагог: Наши девочки и наши мальчики
Ловко прыгали, как зайчики,
Мышками с котом играли
И животных изображали.
А помогали нашим девочкам и мальчикам
Наши маленькие пальчики –
Ловкие, умелые,
Умные, смелые!
Наши пальчики трудились
И нисколько не ленились.
И сказала им рука:
- Отдохнуть пора. Пока!
Дети машут рукой и уходят из зала.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
Уважаемые родители!
Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует определенная связь. Подобная тесная связь присутствует и между рукой и речевым центром мозга. Адекватное развитие движений тела, мелкой моторики рук и органов речи является залогом формирования правильного произношения, дает возможность не допустить монотонности речи, нормализует ее темп, помогает в правильной расстановке речевых пауз, уменьшает психическое напряжение.
Пальчиковые игры и упражнения – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения. Помогает в усвоении эмоциональной выразительности. В конечном итоге, малыш лучше усваивает стихотворные тексты; его речь становится более выразительной.
Игры с пальчиками – представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики, но несут в себе моменты радостного общения с близкими людьми.
Немаловажным элементом является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес ребенка и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для ребенка служат своего рода волшебством, которое утешает и успокаивает. Особую эмоциональную окраску внесут пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
Заинтересует ли ребенка игра, зависит и от исполнения родителем. Для самых маленьких необходимо спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. В возрасте 3-5 лет имеет существенное значение выразительная мимика и речь участника игры.
МБДОУ детский сад 57
«Дюймовочка»
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Мастер-класс
для родителей и детей
второй младшей группы
Ответственные:
Музыкальный руководитель Д.Ю. Гончаренко
Педагоги группы: М.К. Киргет
О.Е. Косарева
2012 год
г.Сургут
МБДОУ детский сад 57
«Дюймовочка»
«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С МАМОЙ И ПАПОЙ»
Практикум для родителей
старших групп
Ответственные:
Музыкальный руководитель Д.Ю. Гончаренко
Педагоги групп
2012 год
г.Сургут
МБДОУ детский сад 57
«Дюймовочка»
«ВОТ И СТАЛИ МЫ НА ГОД ВЗРОСЛЕЙ»
Концерт для родителей групп №8, №10, №6
Ответственные:
Музыкальный руководитель Д.Ю. Гончаренко
Педагоги групп
2012 год
г.Сургут
МБДОУ детский сад 57
«Дюймовочка»
ВЫПУСКНОЙ БАЛ
Праздник для детей и родителей
подготовительных групп
Ответственные:
Музыкальный руководитель Д.Ю. Гончаренко
Педагоги групп
2012 год
г.Сургут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ловкие пальчики
Упражнения для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет....
Творческий отчет о работе кружка «Ловкие пальчики»
Отчет о работе кружка "ловкие пальчики"...
Развитие тактильных и сложно координированных движений пальцев рук "Ловкие пальчики"
Развитие тактильных ощущений и сложнокоординированных движений пальцев рук.Как сделано:В деревянном ящике высотой 6 см, оформлены отделения, в которых находится разнообразный материал: мелкие ракушки,...
Ловкие пальчики
Книжка- самоделка предназначена для детей 3-4 лет для развития мелкой моторики рук....
Музыкально-игровое занятие "Ловкие пальчики"
Развивать у детей двигательную активность, учить перевоплащаться в изображаемые образы. Развивать детскую фантазию и образное мышление....
Консультация - тренинг для воспитателей. «Ловкие пальчики» Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?
Консультация - тренинг для воспитателей. «Ловкие пальчики»Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?...
Консультация «Ловкие пальчики» Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?
Консультация «Ловкие пальчики»Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?...