«Дидактическая игра как форма обучаемого воздействия педагога на ребенка»
консультация (средняя группа) на тему

Яфина Ирина Васильевна

консультация содержит виды д/игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей18.95 КБ

Предварительный просмотр:

                          Российская федерации  Ростовская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение со статусом «казачье» Жирновский детский сад « Ивушка » общеразвивающего вида Художественно-эстетического приоритетного развития воспитанников.

       Консультация для родителей

   «Дидактическая игра как форма обучаемого воздействия педагога на ребенка»

                                                                                            Воспитатель: Яфина И.В.

                                                       п.Жирнов

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.  Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.  Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей  глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

            А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

             Можно  выделить  следующие виды дидактических игр: игры – путешествия, игры – поручения, игры – предположения, игры – загадки, игры – беседы.

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.

Игры – поручения  по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей.     Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

            Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность    одновременно.     Выделяются  следующие  структурные составляющие дидактической игры:

 дидактическая задача;

 игровая задача;

 игровые действия;

 правила игры;

 результат (подведение итогов)

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами закрепляются знания, умения, навыки.

 Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу.

            Игровая задача  определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

            Игровые действия  - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

            Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила  являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение.

Что за предмет?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Угадай игрушку
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Кто больше увидит и назовёт
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
«Ветерок»
Цель. Развитие фонематического слуха.

            В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом  специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда  с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.                

 Таким образом, использование дидактических  игр в работе логопеда, способствуют и развитию  речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.  Необходимо помнить, что развитие  в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра как форма логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта»

Возможности игр безграничны. Они не только развивают, но и лечат, учат, исправляют....

Дидактическапя игра-ведущая форма обучающего воздействия на ребенка

Как дидактические игры развивают самостоятельную игровую деятельность детей дошкольного возраста...

Игра как форма логопедического воздействия в работе с дошкольниками с ОНР

Некоторые аспекты применения игр в работе с дошкольниками с ОНР....

Игра, как форма логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с диагнозом ОНР

Игра - самый эффективный метод воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основной вид деятельности ребенка. Существуют различные виды игр: дидактические, развивающие, настольно-печатные. Дидак...

Консультация для педагогов «Дидактические игры как форма сенсорного развития детей раннего возраста»

Дидактическая игра является оптимальной формой педагогического воздействия на развитие сенсорных способностей у дошкольников....