"Психолого-педагогическая программа коррекции страхов"
консультация (подготовительная группа) на тему
Психологическая коррекция страхов является важным этапом в реализации мер помощи ребенку. Последовательно изучив проблему возникновения личностной тревожности, страхов, специалист переходит к диагностическому этапу, который в свою очередь включает комплекс методик, дополняющих друг и друга и позволяющих раскрыть многие грани возникновения и функционирования данных проявлений. После обработки результатов психолог переходит к процессу коррекции -исправлению, гармонизации психоэмоционального состояния ребенка, а затем к поддерживающему психологическому сопровождению (наблюдение, консультирование, дача рекомендаций)
Коррекционная психологическая работа строится на основе определенной структуры, исходя из симптомокомплекса тревожности:
-коррекция страхов;
-повышение уверенности в себе;
-снижение психоэмоционального напряжения.
Цели каждой психологической программы, направленной на преодоление детской тревожности, должны быть ориентированы на эти три ключевых проявления. Работа психолога может проводиться в различных формах:
-индивидуальная (с одним ребенком без посторонних)
-мини-групповая (2 человека;двое детей или ребенок и его родитель)
-групповая (3-6 человек)
Работа с конкретным страхом включает непосредственное психотерапевтическое воздействие на какой-либо выраженный определенный страх. Необходимо обратить внимание на следующие аспекты.
1. Подробную работу с конкретным страхом лучше проводить в индивидуальной форме или в паре "ребенок-родитель", но только при условии доверительных, теплых взаимоотношений в семье.
2. В рамках групповой работы рекомендуется работать блоками "Снижение психоэмоционального напряжения", " Повышение уверенности в себе и в своих силах".
3. При групповой коррекционной работе в блоке "Коррекция страхов" рекомендуется использовать опосредованные методики, "Театр теней", "Маленькое доброе приведение".
4. Обмен опытом переживания чувства страха детьми должен носить только позитивный характер-"Как я преодолел страх!", причем говорить надо очень мягко, завуалированно, не пускаясь в детали. Взрослый обязательно должен чутко контролировать и своевременно реагировать на изменения ситуации рассказа. Ориентация данного вида деятельности -беседы или игры-должна носить исключительно позитивный и подбадривающий характер : "Как здорово!, Мы слемые! Мы все преодолеем!"
Релаксационные и аутогенные методы, сособствуют снижению психоэмоционального напряжения. Хороший эффект дают дыхательные упражнения . Нужно сделать глубокий вдох через рот и медленный выдох через нос. Такую процедуру следует повторить 5-10 раз-не торопясь , медленно. Часто по проведению процедуры релаксации можно встретить название "дыхание животом": в результате такого дыхания живот поднимается и опускается, вот почему появилось такое название. Специалист учит ребенка правильно "дышать животом", чувствуя, как он выпячивается при вдохе и спадает при выдохе.
Когда человек испытывает страх или стресс, его пульс ускоряется и он начинает очень часто дышать. Научить ребенка дышать медленно, плавно, спокойно-первоочередная задача психолога, т.к. это будет способствовать обучению малыша навыкам самоконтроля психологического состояния, способности успокаивается в напряженных ситуациях. Такая методика обучает не только саму психику, включающую в себя и нервную систему, но и весь организм в целом справляться со стрессовыми моментами жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа коррекции страхов у детей 5-7 лет
программа предназначена для работы с детьми испытывающими страх и тревожность...
программа коррекции страхов у детей 5-7 лет
программа предназначена для работы с детьми испытывающими страх и тревожность...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ АРТТЕРАПИИ»
Методов коррекции через арттерапию, облегчающих детям выражение их чувств, множество. Коррекционная работа строится с учетом индивидуальных и возрастных особенност...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2017 — 2018 УЧ.Г. Тема: «Психолого-педагогическое просвещение и коррекция детско-родительских отношений в условиях ДОУ»
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...
программа психолого-педагогической направленности по коррекции психоречевого развития и произвольной регуляции детей старшего дошкольного возраста
Цель программы «Умные движения»: оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка младшего школьного возраста....
Психолого-педагогическая помощь по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с тяжелыми нарушениями речи.
Определяющая роль в установлении взаимодействия с семьей принадлежит педагогам. Взаимопонимание педагогов и родителей, их доверие возможны в том случае, если педагог исключает в работе с родителями ди...
Конспект психолого-педагогического занятия по коррекции эмоционального развития у дошкольников подготовительной группы " Моё плохое настроение"
В занятии педагог-психолог предлагает игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольников,которые могут ипользовать как воспиатели в своей работе, так и родители....