Проверяем звукопроизношение ребёнка самостоятельно
учебно-методический материал на тему

Козловская Оксана Богдановна

В материале даны упражнения для проверки звукопроизношения ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_dlya_proverki_zvukoproiznosheniya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Правила проверки произношения:

        Ребёнок спокойно, без нажима должен повторять за вами слова и звуки (произносите их без излишнего напора).

        Внимательно вслушивайтесь в изолированно произносимый ребёнком звук. Пусть он повторит его несколько раз. Иногда дети, используя неправильные расположения речевых органов, довольно хорошо имитируют полноценное звучание некоторых звуков, так что нарушение их произношения для неискушённого слуха  может остаться незамеченным. Например, при произнесении звуков [с], [сь], [з], [зь], [ц] язык ребёнка оказывается между зубами.

        Такие звуки ребёнку обязательно нужно исправлять с помощью логопеда, потому что их ошибочное произнесение будет затруднять полноценное произнесение других звуков. В фонетической системе любого языка способы произнесения звуков как бы «подогнаны»  друг к другу с точки зрения наибольшего удобства переключения речевых органов со звука на звук. Именно поэтому неправильное произношение какого либо звука часто становиться более различимым в словах при его взаимодействии с другими согласными звуками.

        Поэтому при появлении сомнений, проверьте, как ребёнок произносит звук в словах со стечениями (когда несколько звуков согласных или гласных  идут подряд) согласных звуков (например, для звука [ш] - каштан, мундштук, для звука [с] – стамеска, подсказка). При произнесении подобных слов, во-первых, становится более явным неправильное произношение звука, а, во-вторых, между согласными звуками в стечении возникает некоторая пауза, необходимая для перехода с одной артикуляции на другую, с нею не сродственную.

        При проверке произношения не садитесь напротив ребёнка. Он не должен в этот момент видеть как вы произносите звуки. Лучше сядьте рядом с ним. Желательно записать на видеоаппаратуру обследование речи.

        Само обследование должно проходить в непринужденной обстановке и занимать по времени не больше 15 – 20 минут.

        Оформить обследование лучше в виде таблицы: в 1 столбике – проверяемый звук; во 2 – пишите как произносил изолированно; в 3 – как произносил в словах, записываете произнесение этих слов; в 4 – записываете, произнесённое предложение со всеми ошибками. Например:

Обследуемый

    звук

 

   изолированно

            в словах

                       в предложениях

    с    

язык между зубами

 при произнесении всех слов язык был между зубами.

стамека (стамеска), подкака (подсказка).

Соня ет из микки. (Соня ест из миски)

язык был между зубами.

Упражнения для проверки звукопроизношения:

  • Вслед за вами ребёнок должен несколько раз повторить звук в изолированном положении (то есть отдельно – [с]).
  • Вслед за вами он должен повторять слова, где этот звук находится  в разных позициях (в начале, середине и в конце слова).

Нужно иметь в виду, что звонкие парные согласные звуки в конце слова, а также перед глухими согласными оглушаются (то есть [ж], например будет звучать, как [ш]; слово нож – как нош, слово ножка – как ношка и т.п.).

  • Повторить предложения насыщенные словами с проверяемым звуком.

Слова и предложения для проверки произношения:

Х – ход, хомут, ухо, тахта, мох, ах

ХЬ – хит, хек, мухи, духи. Муха сидит на ухе.

К – кот, кнут, окно, буква, бок, бык. Кот сидит на окне.

КЬ – кит, кипа, анкета, макет. Кит спит в океане.

Г – гудок, губа, гам, нога, манго, вагон, бумага. Я еду в вагоне. Мама достает бумагу.

ГЬ – Гена, ангина, бегемот. У Гены ангина. Гена видит бегемота.

Ф – фата, фантик, фунтик, муфта, кафе. У Фаины фата и муфта.

ФЬ – Феня, фен, фильм, кофе, пуфик. У феи фен. На пуфике фен.

В – Ваня, ванна, вода, вата, овод, два, диван. Ваня спит на диване.

ВЬ – вена, виток, веник, киви, пингвин. Веня видит пингвина.

ТЬ – тина, тень, котенок, бантик. У Тёмы котенок с бантиком

Т – Таня, топот, ноты,  утка, кот, кит. У утки утята.

ДЬ – дед, Дима,  кадет, одет. Дед одевает Диму.

Д – дом, дыня, удав, мода, бидон. Под домом стоит бидон. В бидоне вода.

Й – йод, йог, Майя, майка, мойва, обойма, бой, вой. Майя, одевай майку.

ЛЬ – лён, Лида, Лена, Люба, калина, Валя, фляга, малина, мель, метель.  Лена любит калину, а Валя малину. В океане мель.

Л – Лада, лодка, луна, пила, олово, плов, Клава, облако, голова, колба, калмык, глава, вол, мел, балалайка, колокола. Лада сидит в лодке. У Клавы в бидоне молоко. Молоток упал в лодку. Мила написала Клаве письмо.

 С – санки, совок, сова, носок, песок, станок, стадо, стакан, постамент, весы, кусок, миска, маска, нос, пёс, насос, соус, сосна. У собаки кусок мяса. Соня сидит под соснами. Соня ест из миски. У Стаса стакан сока.

СЬ – Семён, сени, сено, гуси, носит, семь, гусь, Вася, весь. Вася весь в сене. Семен пасёт семь гусей.

З – Зоя, заноза, зубы, мимоза, коза, ваза. Зоя пасёт козу. Мама ставит в вазу мимозу.

Зь – зима, Зина,  газета, изюм, магазин, хозяин. Зина везёт газеты. У хозяина в магазине изюм.

Ц – цепь, цветы, цыган, цена, овца, певица, пуговица, танец, птенец. У дома цветет акация. У овцы длинная цепь. В гнезде сидит птенец. На сцене поёт певец.

Ш – шапка, шуба, шина, шкаф, швея, машина, кашка, мишка, мундштук, машина, мишень, Миша, Даша, душ, туш, финиш, шашки, шишки. Маша под душем моет шею и уши. У Паши шишки, а у Маши шашки. Швея шьёт подушку.

Ж – жаба, жук, живот, ножи, ужин, пижама. Женя и Жанна ужинают. Жук жужжит и встать не может. Ждет он, кто ему поможет

Ч – чемодан, чайка, чай, часы, мальчик, печенье, дочка, точка, бабочка, мяч, печь, дочь, ночь, чучело, чукча. Мальчик несёт чемодан. Леночка пьёт чай с печеньем. Дочка ест пончик.

Щ – щука, щенок, щетка, овощи, вещь, хвощ.  Щуку я тащу, тащу. Щуку я отпущу. Щенок ест хвощ.

Р – Рома, Рая, рама, руки, ворота, баран, краб, трап, квадрат, брат, справка, торт, тигр, Макар, топор, рупор, программа. Макар несёт топор чинить забор. Баран стоит под воротами. Матросы идут по трапу.

РЬ – Рита, репка, ремень, береза, сирень, пряник, Сережа, дверь, зверь. Римма варит варенье. Иринка берёт фонарь.

Известно несколько видов нарушения произношения звуков:

- Звук может пропускаться совсем.  Тогда при повторении слов ребёнок вместо звука произносит неясный гласный или полусогласный звук, иногда немного йотированный (сарай – са-ы-ай или са-ый-ай) либо пропускает звук полностью (са-ай). При произнесении шипящих и свистящих звуков этот полусогласный звук сопровождается придыхательным шумом. При попытке произнесения звук изолированно ребёнок будет также воспроизводить некий невнятный звук или ничего не сможет произнести.

- Ребёнок вместо одного звука произносит полноценно звучащий другой звук. Например, вместо [р] произносит [л] или [й]. Это называется заменой.

- Ребёнок может заменять один звук на неполноценно звучащий другой звук. Например, звук [ш] заменяет на неправильно произносимый звук [с].

- Ребёнок может заменять твёрдый согласный звук его мягкой парой (например, вместо [л] говорить [ль]). Это называется смягчением. Если вы обнаружите смягчение каких-то звуков в речи ребёнка, обязательно проверьте, не смягчает ли он вообще все согласные звуки, которые возможно смягчить.

- Ребёнок может произносить звук искаженно. То есть в его речи звук вполне узнаваем, но звучит ненормативно для русского языка. Например, вместо русскоязычного [р] ребёнок произносит горловой, грассирующий [р] или вместо звука [ш] произносит похожий на [ш] некий шумный шипящий звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитывать у ребёнка самостоятельность

Полезная информация для родителей...

Консультация для родителей на тему: "Как проверить звукопроизношение своего ребенка"

Родителям в доступной форме рассказывается, как можно самостоятельно проверить правильность звукопроизношения своего ребенка....

Как воспитать у ребёнка самостоятельность

несколько правил для родителей , о том как воспитать ребёнка самостоятельным...

"Проверьте отношение ребёнка к вам"

   Нарисуйте стол, вокруг стола — в два раза больше стульев, чем имеется у вас членов семьи, и дорисуйте еще два стула. На стульях изобразите всех членов семьи (кроме самого ребенка) ...

Проверяем звукопроизношение - консультация для родителей

Верно ли дошкольник произносит звуки? Не пора ли обратиться к логопеду? Проверьте сами!...

Зачем проверять слух ребёнку?

Проверка слуха ребёнка очень важна. Если у него наблюдается даже небольшое снижение слуха, то это может негативно сказаться на развитии речи ребёнка....

Мастер-класс для родителей "Значение артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения ребёнка"

Представленный материал будет полезен, как начинающим учителям-логопедам, так и родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями....