Мастер-класс для родителей "Значение артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения ребёнка"
консультация по логопедии (старшая группа)
Представленный материал будет полезен, как начинающим учителям-логопедам, так и родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_roditeley.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 91 компенсирующего вида»
Мастер -класс для родителей
«Значение артикуляционной гимнастики
в формировании правильного
звукопроизношения ребёнка»
Подготовили:
учитель-логопед МДОУ «Д/с № 91» Сидорова О.Е.
учитель-логопед МДОУ «Д/с № 91» Борисова Н.Б.
воспитатель МДОУ «Д/с № 91» Братенкова В.А.
г.Ухта, пгт. Шудаяг.
2023г.
Цель: познакомить родителей с правилами и особенностями проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики с детьми.
ЧТО ТАКОЕ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА?
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое.
Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.
А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.
Для наших воспитанников артикуляционная гимнастика необходима.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции, необходимые для правильного звукопроизношения.
Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.
Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. («Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Иголочка», «Киска сердится», «Желобок», «Чашечка», «Заборчик»).
Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».
Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. («Лошадка», «Гармошка», «Маляр», «Дятел», «Катушка», «Прятки», «Вкусное варенье».) Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно по своему интересу или желанию, по принципу «нравится – не нравится». Они объединяются в комплексы по определенному принципу.
В комплекс артикуляционной гимнастики включаются упражнения, которые нужны для определенной группы звуков родного языка. Например, есть комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.
Есть комплекс, который способствует выработке положений и движений органов артикуляционного аппарата, нужных для произнесения звука Р.
То есть комплекс артикуляционной гимнастики – это четко обоснованная система артикуляционных упражнений, которая готовит артикуляционный аппарат к произнесению определенной группы звуков родной речи.
Сначала отрабатываются отдельные артикуляционные упражнения комплекса, а потом даются упражнения на переключение от одного упражнения — движения к другому движению. Принцип подбора упражнений – от простых к сложным.
Если ребенку или группе детей трудно дается определенное движение, то дальше не идут. Сначала отрабатывают данное трудное движение, а потом уже вводят новые упражнения. Для того, чтобы старое упражнение не надоело ребенку, его вводят в разные сюжеты.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно по своему интересу или желанию, по принципу «нравится – не нравится». Они объединяются в комплексы по определенному принципу.
В комплекс артикуляционной гимнастики включаются упражнения, которые нужны для определенной группы звуков родного языка. Например, есть комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.
Есть комплекс, который способствует выработке положений и движений органов артикуляционного аппарата, нужных для произнесения звука Р.
Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть, а не стоять или лежать на полу или бегать. Лучше, если он будет сидеть перед зеркалом на стульчике с опорой ног на твердую поверхность — пол. Главное, чтобы у ребенка была прямая спина, тело было не напряжено, ноги и руки были в спокойном положении.
Во время выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ребенок должен видеть в зеркало свое лицо. Можно проводить упражнения перед большим зеркалом, усаживая ребенка рядом с собой. Можно давать ребенку маленькое зеркальце, что удобно в домашних условиях .
Ребенок контролирует правильность выполнения движений с помощью зеркала.
Также ребенку должно быть хорошо видно Ваше лицо, когда Вы показываете движения.
Как оценивать выполнение артикуляционных упражнений ребенком?
Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.
При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:
- Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.
- Дифференцированность движений – движение выполняется только языком без сопутствующих движений других органов ( губ, нижней челюсти).
- Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.
- Четкость – ребенок знает, как правильно выполнять это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, старается выполнить движения четко, точно, в полном объеме.
- Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.
- Устойчивость – ребенок может удержать достигнутое положение губ и языка под счет взрослого. Сначала взрослый считает от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.
- Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.
Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.
Если у ребенка не получается артикуляционное упражнение, то ни в коем случае не надо расстраиваться самой! Нельзя также говорить ребенку, что у него не получается! Иначе он просто откажется дальше заниматься. Ведь для малышей артикуляционная гимнастика – это настоящая нагрузка и тренировка.
Лучше всего:
1) Сразу же сказать ребенку о том, что в этом упражнении у него уже получается: «Видишь, какая красивая у тебя улыбка!» , «Твой язычок широкий! Молодец!», похвалить за это.
2) Затем показать ребенку упражнение еще раз, заострив внимание на том нюансе, который он не понял и которые еще не получается. И поставить новую задачу – «Это у нас с тобой уже получается. А теперь мы будем учить язычок…(называем конкретное действие).
Дыхательная гимнастика
Цель дыхательной гимнастики – развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.
С помощью комплекса дыхательных упражнений чаще всего исправляют следующие нарушения:
- Слабые вдох и выдох, которые ведут к тихой, едва различимой речи. Это нарушение обычно встречается у физически слабых, стеснительных, робких детей.
- Неравномерное, неэкономное распределение выдыхаемого воздуха. Ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слове или даже слоге. Конец фразы или слова «проглатывается» или договаривается шепотом.
- Неспособность грамотно распределять дыхание по словам. Ребенок вдыхает весь запас воздуха в середине слова, снова делает вдох и продолжает говорить.
- «Захлебывание» словами. Ребенок произносит фразы на вдохе, торопится, не делает пауз.
- Неравномерная громкость речи, которая возникает из-за толчкообразного выдоха.
При выполнении дыхательных упражнений важно соблюдать ряд условий:
- Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
- Выдох должен быть длительным плавным.
- При выдохе щёки не надуваются.
- На гимнастику должно отводиться не более 5-7 минут.
- Каждое упражнение повторяют не больше 3-4 раз, иначе у ребенка может начаться головокружение.
- Гимнастику проводят натощак или хотя бы через час после еды. Если ребенок заболел, плохо себя чувствует, занятия следует отложить.
- Упражнения выполняют в свободной, не стесняющей движений одежде.
Упражнения для формирования речевого дыхания
Вот несколько примеров упражнений которых мы используем в своей работе чаще всего:
«Кораблики». В широкую емкость с водой кладут бумажные кораблики или просто кусочки бумаги. Ребенок должен медленно вдыхать и выдыхать – дуть на кораблики, подгоняя их к противоположному «берегу».
«Кто/что на картинке?». На небольшую картинку с изображением предмета или персонажа с одной стороны наклеивают нарезанную тонкими полосками гофрированную бумагу. Ребенок дует на бахрому, чтобы увидеть, кто или что спрятано за ней.
«Пузырьки». Это упражнение-игра, которую можно легко и без приготовлений устроить не только на логопедическом занятии, но и дома. Ребенку дают стакан с водой и трубочку. Он глубоко вдыхает и через трубочку медленно выпускает воздух в воду, чтобы образовывались пузырьки.
«Дудочка». Подготавливаются колпачки от ручек, свистки, дудочки и детские духовые инструменты. Ребенок дует в них, извлекая звуки.
«Фокус». Для этого упражнения нужен кусочек ваты. Его кладут на нос ребенку и просят высунуть язык, свернуть его в трубочку, загнуть вверх и подуть на ватку, чтобы она упала. Так дыхательный и артикуляционный аппараты готовятся к произнесению звука [р].
«Свеча». Зажигают свечу и просят ребенка дуть на нее медленно и аккуратно, чтобы пламя не гасло, а только отклонялось в разные стороны.
Важно:
Нередко нарушения в развитии речи ребенка связаны с недостатками в развитии челюстных мышц, которые непосредственно влияют и на состояние артикуляционного аппарата детей. Для того, чтобы укрепить эти мышцы, необходимо почаще заставлять ребенка жевать целые овощи, фрукты, сухари, корочки хлеба и целые кусочки мяса. Необходимо также заниматься с ребенком и развитием мышц щек и языка, для чего заставлять его почаще совершать полоскательные движения, надувать щеки, удерживать воздух во рту, а также перекатывать его с одной половины рта на другую.
Практическая часть.
В практической части семинара -практикума учителя-логопеды и воспитатель показали практически, как нужно выполнять те или иные упражнения артикуляционной гимнастики (статические или динамические), а также дыхательные упражнения. А также познакомили родителей с пособиями и игровыми приёмами, направленными на поддержание интереса и детской активности при выполнении упражнений.
Рекомендации.
Отнеситесь серьезно к артикуляционной гимнастике, помните, что она призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.
Только родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность и постоянный контроль над процессом способны довести сдвинутое с места логопедом дело до конца. А совместное преодоление проблемы способно сплотить родителей и ребенка, ведь оно подразумевает обучение через игру!
Спасибо за внимание!
Используемые интернет – ресурсы:
- https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-zachem-nuzhna-artiku ljacionaja-gimnastika-prezentacija.html
- http://www.myshared.ru/slide/573467/
- https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-artikulyacionnaya-gimnastika-doma-690861.html
- https://multiurok.ru/files/konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-artikuliatsionna-2.html
- https://infourok.ru/kartoteka-artikulyacionnoy-gimnastikikartinki-s-opisaniem-1850642.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние артикуляционной гимнастики на формирование правильного звукопроизношения"
Данный материал можно применять, как в обследовании или диагностики звукопроизношения, так и в непосредственно образовательной деятельности....
Семинар-практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"
Материал будет полезен логопедам для организации семинара-практикума для молодых педагогов ДОУ...
Консультация «Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения»
«Значение артикуляционной гимнастикидля формирования правильного звукопроизношения» Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться...
Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения
В статье говорится о важном значении артикуляционной гимнастики для своевременного устранения недостатков звукопроизношения в дошкольном возрасте,...
Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников
Консультация для родителей детей дошкольного возраста....
"Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения"
Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения"...
Тема: «Использование артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия «Волшебная поляна»
Передо мной как воспитателем, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания артикуляционной базы, котор...