Формирование привычек к здоровому образу жизни у дошкольников
консультация

Кравченко Светлана Владимировна

Формирование привычек к здоровому образу жизни у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Формирование привычек к здоровому образу жизни у дошкольников"

Все родители стараются сделать всё, чтобы их ребёнок рос здоровым. Данный материал помогает понять причины снижения уровня здоровья детей-дошкольников, обращает внимание взрослых на необходимость создания условий в семье для повышения двигательной активности детей и ведению здорового образа жизни, а также нацеливает родителей быть во всё примером для своих детей.

                                            Высаживая цветы, приглашаешь бабочек,

                                            Высаживая сосны, приглашаешь ветер,

                                            Высаживая ивы, приглашаешь цикад.

                                                                                                            Восточная мудрость.

                            А что же мы «высадили» в наш поток жизни?

         Конечно же, каждый может назвать примеры из своей сферы деятельности. Но главное, безусловно, что мы «высадили» и растим - это наши дети. Ведь дети - это наше будущее, будущее всей страны. Поэтому, здоровье детей – богатство нации. Этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точке планеты, где живут люди и есть крупные промышленные предприятия. Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья как взрослых, так и детей. Всё больше и больше детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. А это не проходит бесследно и приводит к комплексу школьных проблем. 

Причинами резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста являются:

 - падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка России,

 - ухудшение состояние здоровья матери,

 - стрессы,

 - дефицит двигательной активности,

 - недостаточная квалификация воспитателей в вопросах охраны здоровья и физической подготовленности,

 - массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей,

 - частичное разрушение служб врачебного контроля в ДОУ,

 - неполноценное питание,

 - перегрузки…

         В сложившейся ситуации лозунг “Сохраним здоровье детей” несколько устарел. Коль здоровье – богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять. Именно поэтому, в настоящее время  мы – педагоги (равно как врачи и другие специалисты) стараемся уделять этому вопросу больше внимания, привлечь Вас – родителей (непосредственных воспитателей своих детей) к этой насущной проблеме. Ведь успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении их двигательной активности можно добиться только при единстве системы  воспитания в детском саду и семье. Часто недостаточная физическая культура семьи является причиной заболеваемости детей.  Как это заложен самой природой, освоение умений и знаний малышом достигается имитацией действий и поведения взрослых, поэтому им необходимо контролировать каждый свой шаг в присутствии ребёнка. Родителям необходимо выступать перед ребёнком в роли тех идеалов, которые они хотят ему привить. Т.е. если родители хотят видеть своих детей здоровыми, то и сами должны стремиться быть здоровыми, вести здоровый образ жизни.

       Под здоровым образом жизни (ЗОЖ) понимается такой, при котором сохраняются и расширяются резервы организма. Образ жизни зависит от многих условий (факторов):

 - (I) Всё то, что окружает человека – среда. Это стены квартиры и дома, улицы и транспорт на них. Это лес и горы, луг и река, солнце и воздух, одежда человека. Это и люди, которые окружают человека – микросоциум (семья, группа детского сада, соседи…),

 - (II) Всё то, что человек “вводит” в себя. Продукты питания, лекарства, никотин, алкоголь, наркотики.

 - (III) То, что человек делает с собой в результате волевых усилий и осознания необходимости своих действий. Организация своего дня (режим дня), закаливание, отказ от дурных привычек (алкоголь, курение), занятия физ. культурой.

     Именно недостаток двигательной активности является причиной многих заболеваний и отклонений в физическом развитии детей. Физические упражнения укрепляют мускулатуру, сохраняют подвижность суставов и прочность связок, улучшают фигуру, повышают минутный выброс крови сердцем и увеличивают дыхательный объём лёгких, стимулируют обмен веществ, уменьшают вес, благотворно действуют на органы пищеварения, успокаивают нервную систему, повышают сопротивляемость простудным заболеваниям. Физические упражнения являются очень эффективным средством повышения резервов всех органов и систем человеческого организма.

     Поэтому, обратите внимание на организацию своего семейного досуга. Ведь можно всем вместе отправиться в пешую или лыжную (зимой) прогулку, поход, интересно провести совместно летний отдых, сделать свой двор, дачу, квартиру любимым местом свободного времяпрепровождения посредством установления тренажёров, физ. оборудования, принять участие в спортивном празднике или в городском мероприятии. Дети, принимая участие в таких мероприятиях, подражают взрослым, перенимают их настрой, активность, понимание необходимости происходящего. Главное, чтобы всем было весело, интересно, полезно и, чтобы взрослые осознавали сами и показывали ребёнку эту полезность своим примером. Это оказывает огромное влияние на развитие маленького человека. От того, как родители будут относиться ко всему этому, какое значение придавать зависит и отношение самого ребёнка. Привычки вашего ребёнка во многом, если не во всём, повторяют ваши привычки. Поэтому привитие привычки к здоровому образу жизни в ваших руках.

    Состояние здоровья человека находится в его руках. Об этом говорят обобщённые данные Всемирной организации здравоохранения: здоровье человека зависит на 8-10% - от развития системы здравоохранения, на 20% - от окружающей среды, на 20% - от наследственности, на 50%  - от образа жизни.


«Приобщение детей к здоровому образу жизни»

Выдающийся педагог Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они выпали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, выбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – и уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

Следовательно, педагоги и родители, опираясь на основные законы и принципы здорового существования, должны дать детям нужные знания  и создать необходимые условия.

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте».  Семья для ребенка – это первая и иногда почти единственная среда, формирующая его образ жизни.  

Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т.Н. Дороновой, О.И. Давыдовой, Е.С. Евдокимовой, О.Л. Зверевой,  и др.  

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, весёлыми, хорошо физически развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создавать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям.

Здоровье ребёнка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьёй.

Формы могут быть разными – туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях. Нередко у ребёнка возникает стойкое желание выполнять лишь любимые упражнения, например, ездить на самокате, играть с мячом, прыгать со скакалкой. И тогда роль взрослого состоит в том, чтобы не дать ребёнку ограничиться только такой двигательной активностью.

        С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику. Кроме того, важны ежедневная двигательная активность и активный отдых, поэтому родители должны знать подвижные игры, их содержание и правила.

        Большое значение в укреплении здоровья имеют циклические, то есть длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствование выносливости.

        Основными направлениями приобщения дошкольников к здоровому образу жизни являются:

1.Физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие организованные формы работы и самостоятельную двигательную деятельность детей в повседневной жизни. Наряду с проведением физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр широко использовались профилактические, закаливающие мероприятия, такие, как полоскание рта и горла отваром ромашки, обливание рук до локтя водой комнатной температуры, умывание лица и шеи холодной водой, ходьба босиком по «дорожкам здоровья», гимнастика пробуждения, гигиеническая гимнастика после сна с принятием воздушных ванн и ритмическая гимнастика

2. Познавательные занятия, на которых ребенок приобретает знания о своем организме, способах сохранения своего здоровья. Такие занятия организуются 2 раза в месяц. Для обеспечения понимания сообщаемых знаний использовался наглядный материал (рассматривание иллюстраций, картин, обследование сверстника, составление модели и т.д.)

3. Опытно-экспериментальная деятельность, которая включалась для раскрытия взаимосвязи между движением и функционированием органов и систем, осознания различных ощущений, их связи с определенными условиями. Опыты предполагают выполнение ребенком кратковременного действия с телом, констатацию его изменения и влияния на самочувствие и состояние здоровья.

4. Обучающие, развивающие, творческие игры и игровые упражнения, обеспечивающие возможность приобретения способов выполнения, формирования умений и опыта здоровьесберегающих действий.

5. Решение проблемно-практических ситуаций. Применяются для выработки первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление своего здоровья.

6. Досуги и праздники, на которых организуется контроль сверстников и самоконтроль за двигательным поведением, содействующие формированию здоровьесберегающего поведения в эмоционально насыщенной обстановке.

7. Складывающиеся ситуации, включающие применение детьми в повседневной жизни сформированных умений и навыков.

        В тёплый период года необходимо повышать двигательную активность дошкольников на природе. Это ходьба между деревьями, по бревну или доске (мостик через речку), перешагивание через корни, бревно, перелезание через бревно, подлезание под сучья; прыжки с возвышения (пень, бревно); подъём в гору и спуск с горы; перепрыгивание препятствий с места и разбега. С целью повышения выносливости детей рекомендуется проводить бег в медленном темпе до двух минут. Используется и бег с высоким подниманием бедра, на прямых ногах (не сгибая в коленях), приставным шагом боком и другие. Все виды движений проводить в игровой форме, что улучшает качество их выполнения и поддерживает положительные эмоции у детей.
Зимой возможностей немало: катание на санках с горки, на коньках, лыжах, спортивные игры (элементы баскетбола, футбола, настольного тенниса, плавания) в помещении. Пешеходные и лыжные прогулки являются одной из наиболее эффективных форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья.

Итак, двигательная активность играет важнейшую роль в укреплении здоровья ребёнка, в формировании систем организма, оказывает стабилизирующее воздействие на становление психических функций.

Играя с детьми, родители заботятся о здоровье, и это, неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов.

От чего же зависит здоровье человека? Оно зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Это значит, что в развитии у детей ценностного отношения к здоровью, важную роль играют родители, именно они формируют потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни.

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 46 с.
  2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 1999. – 232 с.
  3. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей (по материалам проекта «Лаборатория ранней диагностики, прогноза и предупреждения тяжелых речевых расстройств») /Авт.-сост. И.А. Дядюнова. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 32 с.
  4. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей// Дошкольное воспитание. 2004. № 1. — С. 63.
  5. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
  6. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
  8. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112 с.
  9. СергеенкоТ.Е. «Взаимодействие педагогов и родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни// Электронный научно – педагогический журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование привычек к здоровому образу жизни у дошкольников"

Все родители стараются сделать всё, чтобы их ребёнок рос здоровым. Данный материал помогает понять причины снижения уровня здоровья детей-дошкольников, обращает внимание взрослых на необходимост...

«Формирование привычек к здоровому образу жизни у дошкольников»

       Конечно же, каждый может назвать примеры из своей сферы деятельности. Но главное, безусловно, что мы «высадили» и растим - это наши дети. Ведь дети - это наше будущее...

консультация для родителей " Формирование привычек к здоровому образу жизни у дошкольников"

laquo;Формирование привычекк   здоровому образу   жизни у дошкольников»...