Рекомендации для родителей «Предпосылки развития грамотности»
консультация на тему

Лашина Ольга Сергеевна

Подготовить ребенка к школе, школьному обучению – задача не только педагогов детского сада, но и родителей.Пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности». Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_predposylok_grammotnosti.doc882.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Грамотность – общекультурный навык, заключающийся в умении читать и писать. Это стихийный процесс, обусловленный интересами родителей, детского сада, самих детей. Предпосылки грамотности формируются в процессе всей речевой работы. 

Учить дошкольников грамоте необходимо правильно. 
Во-первых, нужно развить зрительное и слуховое внимание, устную речь, память, мышление, мелкую моторику. 

Во-вторых, обучение должно проводиться в игровой форме, так как основной вид деятельности дошкольников – это игра. 

В-третьих, при чтении нельзя закреплять у ребенка неправильное произношение звуков. Если у ребенка нарушено правильное произношение звуков и он начинает изучать буквы, это приводит к возникновению нарушений письма и чтения. Обучение чтению должно строиться на материале правильно произносимых звуков.

Методика обучения грамоте проводится по звуковому аналитико-синтетическому методу, по которому дети овладевают навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научиться читать, ребенок должен понять, что речь состоит из слов, а также усвоить звукослоговое строение слов и обозначение звуков буквами. Связная речь разделяется на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки и наоборот, звуки объединяются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения. 

К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Играя,   ребёнок   обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

       Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть

 

Игры:

Развитие зрительного восприятия и внимания.
1. Предложите ребенку сложить из счетных палочек, спичек, цветных карандашей по образцу или описанию фигуры. Такие игры по выкладыванию фигур проводите ежедневно. 

2.Складывайте вместе с ребенком разрезные картинки из частей (двух, трех, четырех). Разрезы могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными, фигурными. Сначала предлагайте простые предметные картинки, потом сюжетные.

3. Можно использовать кубики с сюжетными картинками, пазлы, конструкторы, мозайки. Они развивают пространственные представления, мелкую моторику пальцев рук. 

 Развитие слухового восприятия и внимания. 

  1. Упражняйте ребенка в различении неречевых звуков. Предложите отгадать звук погремушки и бубна, барабана и молоточка и т.п.
  2. Упражняйте в различении речевых звуков. Покажите картинки и объясните, что девочка укачивает куклу: «А-а». Волк воет: «У-у». У мальчика болит зуб: «О-о». Ослик поет: «И-и». Спойте песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок пусть покажет соответствующую картинку. 


Развитие связной речи.

1. Попросите ребенка рассказать вам в какие игры играл, какую сказку читали в детском саду. 

2. Упражняйте составлять предложения по картинкам: «Девочка поливает цветы», «Девочка моет руки». 

Развитие тонкой моторики и ориентировка на плоскости листа

Предложите ребенку задания:

- закрашивать предметы, не выходя за контур; 

- проводить прямые, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии;

- обводить рисунок по точкам;

- штриховать в разных направлениях;

- обводить клеточки в тетради, рисовать различные узоры.

Необходимо запомнить:

- занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне; 

- нельзя заставлять ребенка заниматься;

- не выражайте свое неудовольствие, разочарование;

- будьте терпеливы, не раздражайтесь;

- хвалите ребенка за старание.

Удачи вам!


Используемая литература:

1. Нищева Н.В. Играйка-грамотейка. Разрезной алфавит, предметные картинки, игры для обучения дошкольников грамоте: Учебное-методическое пособие. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008

2. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л.Е. Журова,Н.С. Варенцова. Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. – М.: школа-Пресс, 1998
4. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2009.

МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Рекомендации для родителей

«Предпосылки развития

 грамотности»

Воспитатели: Мельникова Е.П.

Миняева Е.В.

Учитель-логопед: Лашина О.С.

Ромоданово 2016 г

Подготовить ребенка к школе, школьному обучению – задача не только педагогов детского сада, но и родителей.Пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности». Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. 

Учить дошкольников грамоте необходимо правильно. 
Во-первых, нужно развить зрительное и слуховое внимание, устную речь, память, мышление, мелкую моторику. 

Во-вторых, обучение должно проводиться в игровой форме, так как основной вид деятельности дошкольников – это игра. 

В-третьих, при чтении нельзя закреплять у ребенка неправильное произношение звуков. Если у ребенка нарушено правильное произношение звуков и он начинает изучать буквы, это приводит к возникновению нарушений письма и чтения. Обучение чтению должно строиться на материале правильно произносимых звуков.

Методика обучения грамоте проводится по звуковому аналитико-синтетическому методу, по которому дети овладевают навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научиться читать, ребенок должен понять, что речь состоит из слов, а также усвоить звукослоговое строение слов и обозначение звуков буквами. Связная речь разделяется на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки и наоборот, звуки объединяются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения.

           Основные этапы подготовки ребенка к обучению грамоте


1. Развитие зрительного восприятия и внимания.
1. Предложите ребенку сложить из счетных палочек, спичек, цветных карандашей по образцу или описанию фигуры. Такие игры по выкладыванию фигур проводите ежедневно.


2. Складывайте вместе с ребенком разрезные картинки из частей (двух, трех, четырех). Разрезы могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными, фигурными. Сначала предлагайте простые предметные картинки, потом сюжетные.


2. Развитие слухового восприятия и внимания. 

1. Упражняйте ребенка в различении неречевых звуков. Предложите отгадать звук погремушки и бубна, барабана и молоточка и т.п
2. Упражняйте в различении речевых звуков. Покажите картинки и объясните, что девочка укачивает куклу: «А-а». Волк воет: «У-у». У мальчика болит зуб: «О-о». Ослик поет: «И-и». Спойте песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок пусть покажет соответствующую картинку. 

Объясните ребенку, что звуки мы слышим и произносим.

3. Развитие связной речи.

1. Попросите ребенка рассказать вам в какие игры играл, какую сказку читали в детском саду. 

2. Упражняйте составлять предложения по картинкам: «Девочка поливает цветы», «Девочка моет руки». 


4. Деление слов на слоги.

1. Предложите отхлопать в ладоши, протопать слоги в словах ва-та, ли-са, ма-ши-на, ку-би-ки, кот, мяч.

2. Составьте с ребенком слова из слогов:

- Если сказать ШУ, а потом БА, что получится?


5. Развитие тонкой моторики и ориентировка на плоскости листа.
Предложите ребенку задания:

- закрашивать предметы, не выходя за контур;

- проводить прямые, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии;

- штриховать в разных направлениях;

- обводить клеточки в тетради, рисовать различные узоры.


6. Звуковой анализ и синтез.

1. Упражняйте ребенка в выделении гласного звука из начала слова, стоящего под ударением:

- Какой звук я произношу в начале слов у-дочка, о-кунь, а-ист?

- Какие слова, ты знаешь, которые начинаются с этих звуков?
2. Упражняйте ребенка в выделении последнего и первого согласного звука в слове. Произнесите звук, который должен выделить ребенок, громко, тяните его: лук, мак, кот

3. Упражняйте ребенка в составлении и анализе закрытых и открытых  слогов: ап, ок, ит,  та, па, ма, ка.

5. Упражняйте ребенка в определении количества и порядка звуков в слове, составлении звуковых схем слов, подборе слов с определенным количеством звуков.


7. Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Обучение чтению слогов, слов.

1. Объясните ребенку, что буквы бывают большие и маленькие. Буквы мы видим, пишем, читаем. При знакомстве с новой буквой, найдите с ребенком картинки, в названии которых новая буква стоит в начале слова. 


2. Предложите ребенку составить слоги, слова из разрезной азбуки из букв:
- составление и чтение слияний гласных: ау, уа, оа, ао, уо, оу, иа, аи;
- составление и чтение обратных слогов: ам, ум, ом, им, ат, ут, от, ит;
- составление и чтение прямых слогов: ма, му, мо, ми, та, ту, то, ти;
- составление и чтение односложных и двусложных слов из пройденных букв: кот, мак, ком, кит, мама, папа, нота, мука.
- составление и чтение предложений. 


Необходимо запомнить:

- занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне; 

- нельзя заставлять ребенка заниматься;

- не выражайте свое неудовольствие, разочарование;

- будьте терпеливы, не раздражайтесь;

- хвалите ребенка за старание.

Удачи вам!


МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Рекомендации для родителей

«Предпосылки развития

 грамотности»

Воспитатели: Мельникова Е.П.

Миняева Е.В.

Учитель-логопед: Лашина О.С.

Ромоданово 2016 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Предпосылки сюжетно-ролевой игры у детей 2–3 лет»

Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. То есть это в не...

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Консультация для родителей «Предпосылки овладения письменной речью у дошкольников»

Консультация для родителей «Предпосылки овладения письменной речью у дошкольников»...

1. Информационный чек-лист для родителей "Предпосылки правильного формирования навыков письма и чтения"

Информационный чек-лист по теме  "Предпосылки правильного формирования навыков письма и чтения" предназначен для размещения в уголке для родителей "В гостях у логопеда"....