Консультация для родителей: "Значение чтения для дошкольников"
консультация на тему
Литература несет воспитательную функцию: вместес персонажем получает жизненный опыт, разбирается, что хорошо и что плохо,что полезно, а что делать опасно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение чтения для дошкольников
Книги формируют базовые умственные процессы: умение находить связи между событиями и явлениями, анализировать, мыслить абстрактно, логически и при этом творчески. Недаром ведь с ранних лет мамы читают детям простейшие книжечки с потешками, коротенькими стихотворениями.
Дети запоминают прочитанное, с удовольствием рассматривают яркие красочные картинки. Так происходит знакомство с книгами.
Кроме того, благодаря чтению растет словарный запас ребенка, улучшается разговорная речь и способность ясно излагать свои мысли. Развиваются коммуникативные навыки: сочувствуя вымышленным персонажам, ребенок учится сопереживанию в принципе, учится понимать других людей, видеть мотивы поступков и предугадывать реакцию.
Начитанные дети отличаются от тех сверстников, кто не очень «дружит» с книгой. Развитая речь, умение красиво и художественно излагать свои мысли, подбирать синонимы положительным образом скажется на школьной успеваемости. Ребенку будет легко писать сочинения по литературе, легче запоминать прочитанное по различным предметам.
Понимание других приводит к пониманию себя. Знакомство с внутренним миром литературных героев способствует развитию своего внутреннего мира, помогает разобраться в собственных чувствах. Хорошая литература развивает кругозор, знакомит с другими культурами, помогает узнать новое и почувствовать многообразие мира.
Литература несет и воспитательную функцию: вместе с персонажами ребенок получает жизненный опыт, разбирается, что хорошо и что плохо, что полезно, а что делать опасно. Знания, полученные в книгах, он сможет применить в других областях: чем больше моделей поведения и возможных альтернатив знает человек, тем успешней он справляется с жизненными задачами. Больше прочитанных книг — больше багаж социального опыта.
Когда приучать ребенка к чтению
Возраст 5-6 лет — самый благодарный для развития навыка чтения и привычки читать. Ребенок уже освоил речь, но ему еще интересно, он охотно экспериментирует со словами. Годам к семи, когда слова и буквы становятся чем-то привычным, исследовательский азарт может сойти на «нет».
Не стоит откладывать приучение к литературе до школы. Научившись читать заранее, ребенок будет чувствовать себя уверенно и быстрей адаптируется к новым условиям жизни.
Как уже говорилось, первое знакомство с книгой у ребенка происходит в самом раннем возрасте. Чем чаще ребенок будет слышать чтение, тем больший интерес он будет проявляться к нему. Сначала это будет чтение коротких стихотворений, потешек. Важно, чтобы книжки были с яркими красочными картинками, ребенок будет с удовольствием перелистывать странички и рассматривать персонажей.
Когда кроха подрастет, можно читать ему перед сном сказки, лучше в стихах. Они легко запоминаются, развивают память, воображение, и, конечно же, приучают к чтению. Позже можно читать ребенку на ночь сказки в прозе.
Постепенно ребенок привыкнет к тому, что его сопровождает художественная литература. Когда он научится читать самостоятельно, он будет с удовольствием отдаваться любимому делу, развиваться и совершенствоваться.
Как научить ребенка 5-6 лет читать?
Чтение начинается с движения — как с ориентации в пространстве, так и умения сконцентрироваться на направлении (если глаза бегают по тексту хаотично, то сложно следить за ровным потоком букв). Ребенок должен иметь представление о последовательности чего-либо, видеть, что за чем следует, и уметь это воспроизвести. Успешная работа со словом основана на понимании его звукового и буквенного состава, умения различать звуки в потоке речи. Сама речь должна быть связной и не иметь серьезных логопедических проблем (в том числе нарушений ритма и мелодики). Наконец, ребенок должен уверенно знать алфавит.
Для укрепления каждого из этих навыков есть множество упражнений: например, занятия музыкой и игры с мячом помогают развить чувство ритма; скороговорки и звукоподражательные слова развивают фонематический слух, запоминать буквы легче всего через ощущения: рисовать их на песке, на асфальте, лепить из пластилина, выкладывать из орешков.
Лучше заучивать не буквы, а звуки (не «эм», а «м», не «ха», а «х»), так легче перейти к слогам (иначе может получиться непонятное ребенку «эм-а-эм-а»).
В любое время стоит использовать возможность что-либо прочитать. Если ребенок учит алфавит, можно искать буквы в вывесках и объявлениях, соревноваться, кто больше найдет предметов и явлений на выбранную букву («ванная», «ветер»).
Полезно расклеить дома карточки с названиями предметов («дверь», «гитара», «часы») — так ребенок учится ассоциировать вещь и слово, воспринимать слово целиком, без отрыва от его значения.
Как приучить ребенка читать?
Первое правило любого обучения — дети всегда повторяют за взрослыми. Если в семье никто не читает, то бессмысленно сажать дошкольника за книгу: он просто не поймет, зачем это нужно. Напротив, любовь к литературе со стороны взрослых перенимают и младшие члены семьи.
Насилие в этом случае недопустимо. Ассоциативная связь чтения и страха грозит серьезными проблемами в школе. Старайтесь прививать любовь к книге постепенно и добрыми способами.
Книги можно сделать не целью, а средством. Пусть они помогают дошкольнику в других интересах. Один ребенок влюблен в динозавров и готов поглощать тонны информации о них, в том числе печатной. Другой обожает семейные вечера, когда мама с папой читают вместе с ним. Третий, с выраженными актерскими способностями, любит инсценировать прочитанные истории. В таких случаях чтение становится средством удовлетворения других стремлений, и увлеченный ребенок быстрее приобретает необходимые навыки.
Что почитать дошкольнику вместе с родителями
Чтение вместе с родителями может быть и тогда, когда ребенок еще не умеет читать самостоятельно, и тогда, когда он уже научился чтению. Зачем читать с ребенком, если он уже умеет читать самостоятельно?
Во-первых, ребенку может быть сложно пока читать самостоятельно. Пока навык чтения не доведен до автоматизма, одиночное путешествие сквозь дебри букв и слогов отнимает много сил и внимания. Более того, такое чтение утомляет и даже может отбить охоту. Вспомните, как было сложно понимать смысл прочитанного, когда вы сами только осваивали эту науку.
Во-вторых, ребенок может встретить незнакомые слова или понятия: без помощи взрослого не обойтись.
В-третьих, совместное чтение сближает и создает множество тем для общения.
Что важно помнить родителям?
■Дети читают не так, как взрослые: они непоседливы, отвлекаются, задают много вопросов. Это нормально!
■Нужно читать выразительно. Монотонная речь может усыпить любого человека, что уж говорить о детях.
■Книга должна нравиться всем. Если взрослому скучно, ребенок это почувствует и заскучает сам.
Самый распространенный жанр детской литературы — это сказка, сказок великое множество на любой вкус, от небольших стихотворных и народных до многотомных произведений Александра Волкова и Астрид Линдгрен.
Среди русских писателей самыми любимыми могут стать Григорий Остер, Николай Носов, Эдуард Успенский, Александр Волков, Алексей Толстой.
В зарубежной детской литературе это сказки Г.-Х.Андерсена, братьев Гримм, Шарля Перро (родителям важно следить за тем, чтобы издания были адаптированы для детей), Р.Киплинга, С.Лагерлеф, повести Т.Янссон про муми-троллей, произведения А.Линдгрен , Д.Родари, А.Милна.
К рассказам о сверстниках, взаимоотношениях с людьми, повседневной жизни относятся произведения В.Драгунского (сборник «Денискины рассказы»), М.Зощенко (цикл про Лелю и Миньку), В.Голявкина.
В список литературы, которую стоит читать с родителями, стоит включить произведения XIX века: значение устаревших слов подскажут взрослые, а в школе ребенку будет проще работать с уже известными сюжетами. Сюда можно отнести сказки А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, В.Ф.Одоевского («Городок в табакерке»), С.Т.Аксакова («Аленький цветочек»), П.П.Ершова («Конек-горбунок»), К.Д.Ушинского, басни И.А.Крылова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Значение режима дня для дошкольников"
Рассказывается о том, что значит для ребенка правильно составленный режим дня и для чего он нужен....

Консультация для родителей:"Значение режима дня для дошкольников".
Родители часто нарушают режим детей дома,чтобы помочь им нужны консультации ,беседы,совместные праздники и собрания....
Консультация для родителей " Значение сенсорного воспитания у дошкольников"
Консультация для родителей "Значение сенсорного воспитания у дошкольников"...

Консультация для родителей «Значение игры в жизни дошкольника»
консультация для родителей на тему "Значение игры в жизни дошкольника"...
Консультация для родителей "Значение режима дня для дошкольника".
Режим дня - это чёткий распорядок всех действий ребенка в течение дня. Правильный, соответствующий возрастным особенностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность,...