Родительский клуб "Мир и законы детского сообщества"
презентация на тему
Все мы родом из детства, и помним, что в детском сообществе существуют свои правила, своя мораль, свои нормы поведения. И сегодня мы предлагаем Вам поговорить о детской субкультуре, чтобы Вы могли уже, как родители, помочь своему ребенку комфортно чувствовать себя среди детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.33 КБ |
![]() | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Родительский клуб №3
«Мир и законы детского сообщества»
Все мы родом из детства, и помним, что в детском сообществе существуют свои правила, своя мораль, свои нормы поведения. И сегодня мы предлагаем Вам поговорить о детской субкультуре, чтобы Вы могли уже, как родители, помочь своему ребенку комфортно чувствовать себя среди детей.
Первый компонент детской субкультуры - детский правовой кодекс.
В детском коллективе ребенок может быть как подчиненным, так и лидером. Если он хорошо знает правила игры, он может стать ее организатором. Если ребенок хочет включиться в игру других детей, он берет на себя роль, которую ему предлагают, т.е. подчиняется. В детских дворовых сообществах он может оказаться самым старшим или наоборот самым младшим (в зависимости от возраста детей). Детское общение не обходится без конфликтов. И важно помочь понять ребенку, что нужно подчиняться общим правилам, в случае нападок уметь отстаивать себя, используя ритуалы примирения. При возникновении споров дети всегда пользуются мирилками, дразнилками, отговорками, обзывалками. Предлагаем Вам вспомнить те из них, которыми вы пользовались в своем детстве.
Второй компонент детской субкультуры – детский фольклор.
Когда мы хотим привить хорошую привычку ребенку, вместо назиданий и поучений лучше использовать потешки, поговорки, прибаутки. Тогда сам процесс становится интереснее и дети с желанием выполняют ваши указания.
Детям нравится вот эта потешка, под неё они с удовольствием умываются и моют руки:
Знаем, знаем – да – да – да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться,
И грязь куда – то денется!
Эту потешку хорошо использовать при пробуждении детей после сна:
Потягушеньки, потягушеньки,
Тянем ноженьки, тянем рученьки.
Сон скорей уйди, сила приходи,
Улыбнись глазок хоть один разок!
Сказка во все времена была интересна детям. Нам, взрослым, сказки могут помочь объяснить детям, как вести себя в опасных жизненных ситуациях и как из них выходить, а еще лучше – не попадать в них. Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
- Несовпадение приятной внешности и добрых намерений.
Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Уяснить это помогут сказки: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (Злая мачеха «переодевается» доброй старушкой и отдаёт царевне отравленное яблоко). Сказка «Золушка» Братьев Гримм (Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй). Чудовище в «Аленьком цветочке» Аксакова оказалось добрым заколдованным принцем.
-Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице.
Сказка А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».
Стихотворение К.Чуковского «Котауси и Мауси».
«Сказку о глупом мышонке» С.Маршака.
- Разобраться в вопросах насильственного действия незнакомого взрослого на улице, помогут сказки «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди».
На примере сказок необходимо научить ребёнка такому поведению, чтобы окружающим было понятно: совершается насилие. Тогда люди не спутают это с обычными криками и плачем капризного ребёнка на руках папы.
- Пожарная безопасность.
Помочь детям хорошо запомнить группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться, помогут произведения: «Кошкин дом» С.Маршака, «Путаница» К.Чуковского, «Жил на свете слонёнок» Г.Циферова, произведения Б.Житкова, Л.Толстого.
Третий компонент детской субкультуры – детский юмор.
Невозможно представить детство без розыгрышей, историй – небылиц. Детский юмор помогает ребенку выразить себя, способствует переживанию положительных эмоций. Предлагаем Вам поиграть. Нужно поделиться на две группы. Участникам первой группы придумать любое существительное, прилагательное, глагол. Вторая группа придумывает любой предмет и записывает качества, которыми он обладает.
Четвертый компонент детской субкультуры – детское собирательство и коллекционирование.
Вы, наверное, заметили, что дети любят собирать в свою копилочку какие-либо предметы: красивые камушки, фантики, перышки, ракушки. Детям свойственно собирательство. Но ребенок пока еще сам не может собирать что-то систематически, поэтому есть смысл ему в этом помочь. И тогда бессмысленное собирательство может перерасти в увлекательное занятие – коллекционирование. Собирая коллекцию, ребенок захочет побольше узнать о предметах своей коллекции, показать ее своим друзьям. Кроме того, любое совместное дело объединяет, улучшает отношения, служит укреплению семьи. Для хранения детской коллекции нужно выделить специальное место. Взрослым необходимо проследить, чтобы это увлечение не переросло в пристрастие, вытесняющее из жизни друзей, игры, занятие спортом. Но если ребенок равнодушен к коллекционированию, не стоит думать, что с ребенком что-то не так. Все дети разные, и интересы тоже у всех разные. Предлагаем Вам вспомнить, какие коллекции собирали Вы в детстве, чем увлекаются ваши дети (если старший возраст), какие коллекции будут интересны детям.
Пятый компонент детской субкультуры – детская мода.
Не секрет, что дети любят наряжаться, делать украшения. Все это будет увлекательнее, если они будут делать это вместе с вами. Предлагаем посмотреть, что можно сделать вместе с детьми. (Слайды.)
Шестой компонент детской субкультуры – детское философствование и рассуждения.
Ребенок 5-7 лет начинает размышлять и философствовать. Важно направить его рассуждения в нужное русло, дать правильные и понятные объяснения. В каких-то случаях пофантазировать (о космосе). Если ребенок рассуждает о Боге, то родители могут высказать свою позицию в зависимости от своего вероисповедания. Рано или поздно настанет момент, когда Ваш ребенок начнет интересоваться вопросами жизни и смерти. Это случается еще, когда в семье умирает бабушка или дедушка. Детские рассуждения о смерти бывают очень разнообразные – ребенок думает о том, куда деваются люди, когда умирают; когда должна наступить смерть; почему люди умирают и т.д. Некоторые родители при возникновении таких вопросов у детей, сразу же впадают в панику, думая, что с детьми что-то не в порядке.Нет ничего ужасного и неправильного в том, что дети познают законы мира. Самым лучшим вариантом объяснения понятия смерти ребенку в возрасте до 10 лет — будет тот факт, что человек покидает эту жизнь, либо же уходит в другую. Дети еще не до конца могут осознавать необратимость смерти, поэтому, попробуйте просто поговорить с Вашим ребенком на эту тему, может быть, Ваш малыш сам расскажет о своих мыслях и понятиях этого вопроса. И, исходя из его рассказа, Вы определитесь, о чем говорить Вашему крохе, а о чем еще рано.
Приведем несколько примеров рассуждений детей о любви.
Любовь — это когда от папы неприятно пахнет, но мама говорит ему, что он самый красивый.
Любовь — это как дедушка и бабушка, долго знают друг друга, но все равно дружат.
Когда ты любишь кого-нибудь, твои ресницы все время взлетают и опускаются, вверх-вниз, а из-под них сыплются звездочки.
Любовь — это когда ты устала, но все равно улыбаешься.
Седьмой компонент детской субкультуры – детское словотворчество.
В детской речи встречают слова, которые дети как - будто не могли заимствовать у нас, взрослых: я - правдун, я у тебя не только самостоятельная, но и самолежательная, и самосидетельная. Это явление называется детским словотворчеством. Педагоги и психологи, исследовавшие это явление, утверждают, что период усиленного словотворчества - первые годы жизни ребенка. Существует три принципа, по которым дети образуют новые слова.
«Слова-осколки»: лепь (то, что слеплено) - «Мы лепили, лепили, и получилась лепь» (3года 6 месяцев).
Прибавление к корню «чужого окончания»: пургинки (снежинки) – «Пурга кончилась, остались только пургинки» (3года 6 месяцев).
«Синтетические слова»: бананас – банан и ананас (3 года 9месяцев).
Ни одно «новое» детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным – в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено. К пяти годам словотворчество начинает угасать. Почему это происходит? Именно к этому возрасту ребенок уже прочно усвоил обороты речи, которые используют взрослые, теперь он тонко выделяет различные грамматические формы, свободно ориентируется в том, какую из них и когда нужно применить. Так исчезают удивительные слова, которые придают такую прелесть речи маленького ребенка.
От водички, от водицы всё улыбками искрится! От водички, от водицы веселей цветы и птицы! Таня умывается, солнцу улыбается! |
Это – ложка, это – чашка. В чашке – гречневая кашка. Ложка в чашке побывала – Кашки гречневой не стало! |
«Поспешишь – людей насмешишь» |
Из колодца принесла. Курочка водицы И ребята всей гурьбой Побежали мыться. |
«Любишь кататься, люби и саночки возить» |
Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят - Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся. Маму, дочка, слушайся. |
«На каждый роток не накинешь платок» |
Раз, два, три, четыре, пять Собираемся гулять. Завязала Катеньке Шарфик полосатенький. Наденем на ножки Валенки-сапожки И пойдем скорей гулять, Прыгать, бегать и скакать. |
«Семь раз отмерь, один отрежь» |
«Без труда не вынешь и рыбку из пруда» |
Петушок, петушок - Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь? |
прилагательное | существительное | глагол |
прилагательное | существительное | глагол |
прилагательное | существительное | глагол |
прилагательное | существительное | глагол |
прилагательное | существительное | глагол |
прилагательное | существительное | глагол |
прилагательное | существительное | глагол |
Предмет (существительное) | Признаки (прилагательные) 1. 2. 3. 4. |
Предмет (существительное) | Признаки (прилагательные) 1. 2. 3. 4. |
Предмет (существительное) | Признаки (прилагательные) 1. 2. 3. 4. |
Предмет (существительное) | Признаки (прилагательные) 1. 2. 3. 4. |
Предмет (существительное) | Признаки (прилагательные) 1. 2. 3. 4. |
Предмет (существительное) | Признаки (прилагательные) 1. 2. 3. 4. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детский правовой кодекс - правила вступления в разные формы и виды детской деятельности и выходы из них - примирительные ритуалы - знаки собственности, отношения мены - право старшинства и опекунство в разновозрастных группах - воспитательное воздействие на сверстников при разрешении споров, конфликтов
Детский правовой кодекс Задачи: оказание помощи в осознании себя как члена детского коллектива развитие умения подчиняться групповым нормам овладение ребенком собственным поведением умение отстаивать себя при нападках сверстников в адекватной форме словесной самозащиты умение разрешать конфликтные ситуации знакомство с жанрами, обрядами, ритуалами, играми детской субкультуры, передаваемыми из поколения в поколение
Детский фольклор: - колыбельные песни - прибаутки - потешки - считалки - поэзия словесной игры
Детский фольклор: Несовпадение приятной внешности и добрых намерений .
Детский фольклор: Контакты с незнакомыми людьми на улице
Детский фольклор: Насильственные действия незнакомого взрослого на улице
Детский фольклор: Пожарная безопасность
Детский фольклор: Задачи: знакомство детей с народным опытом и мудростью приобщение к истокам русской народной культуры учить детей чувствовать образность народного языка расширение общего кругозора, словарного запаса
Детский юмор - розыгрыши - поддевки - перевертыши - истории-небылицы - страшилки
Детский юмор Задачи: знакомство детей с жанрами детского юмора предоставление возможности ребенку выразить себя и выделить другого ребенка как партнера взаимодействия создание ситуаций переживания положительных эмоций
Детское собирательство и коллекционирование - стеклышки - фантики - значки - календарики - игрушки из киндер-сюрпризов - вкладыши из жевательных резинок - камушки
Детское собирательство и коллекционирование Задачи: содействие совместному участию детей в общем деле удовлетворение детской потребности в собирательстве поддержка детских увлечений создание условий для самореализации личности дошкольника, раскрытия ребенком собственного внутреннего мира
Детская мода: - ряженье - плетение веночков - создание букетов, экибан - изготовление подарков, приглашений для гостей - создание украшений для интерьера группы
Детская мода:
Детская мода:
Детская мода:
Детская мода:
Детская мода:
Детская мода: Задачи: формирование эстетических представлений детей, развитие творческой фантазии и воображения развитие конструктивных умений в работе с разными материалами (бумага, ткань, природный материал) развитие творчества детей в создании моделей одежды, головных уборов, обуви обучение элементарным способам изготовления атрибутов и предметов одежды, работе с иголкой
Детское философствование - о жизни и смерти - о космосе - об истинах - о добре и зле - о любви, семье, взрослых - о Боге
Детское философствование Задачи: овладение ребенком содержанием общечеловеческих ценностей развитие воображения, мышления ориентация на ценности общения, творческого сотрудничества формирование у ребенка целостной картины мира формирование навыков разговорной речи (слушать, высказываться, доказывать, убеждать, не перебивать )
Детское словотворчество: - языковые перевертыши - неологизмы
Детское словотворчество: Задачи: стимулирование словесного экспериментирования, активного конструирования речи предоставление возможности для свободного выражения мыслей и чувств освоение ребенком правильных образцов литературной речи удовлетворение потребности быть услышанным взрослым
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание гуманных отношений в детском сообществе
Статья из опыта работы педагога по теме "Взаимоотношения дошкольников". В ней раскрыты особенности работы с детьми младшего и среднего возраста...
Семинар-практикум «Социальное развитие ребенка: анализ взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, методы формирования детского сообщества»
Современные исследования ученых по проблеме организации многоуровневого профессионального образования открыли новые аспекты повышения эффективности образования и самообразования личности, при этом осо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/18/picture-385508-1390051919.jpg)
Семинар-практикум «Социальное развитие ребенка: анализ взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, методы формирования детского сообщества»
Современные исследования ученых по проблеме организации многоуровневого профессионального образования открыли новые аспекты повышения эффективности образования и самообразования личности, при эт...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/30/picture-510848-1414677151.jpg)
"Бодрящая" и дыхательная гимнастика как формы здоровьесберегающих технологий в разновозрастном детском сообществе "Светлячок"
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями, проводимыми мною с детьми разновозрастного детского сообщества «Светлячок», провожу с ними гимнастик...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/30/picture-510848-1414677151.jpg)
Скороговорки и чистоговорки, используемые в разновозрастном детском сообществе "Светлячок"
Скороговорки, чистоговорки очень часто применяются в работе с дошкольниками. Одна из главных целей воспитателя - это отработать чистоту звука. Картотека с...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/30/picture-510848-1414677151.jpg)
Организация образовательной деятельности через создание развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастном детском сообществе "Светлячок" МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 5 "Колокольчик" города Белёва Тульской обл.
Развивающие игры, представленные в развивающей среде разновозрастного детского сообщества «Светлячок», очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, он...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/07/picture-850070-1528347449.jpg)
«Командные игры или «детский тимбилдинг» как способ формирования детского сообщества».
Проект направлен на работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, без особых критериев и ограничений....