Воспитание гуманных отношений в детском сообществе
статья (младшая группа) по теме
Статья из опыта работы педагога по теме "Взаимоотношения дошкольников". В ней раскрыты особенности работы с детьми младшего и среднего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_gumannyh_otnosheniydokument_microsoft_office_word.docx | 31.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование гуманных отношений в детском сообществе».
(Из опыта работы )
У каждого педагога своя философия, свои задачи, свои цели. Как показали социологические исследования доктора психологических наук В.М.Холмогоровой, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей и те и другие считают отзывчивость и доброту. Практически все образовательные программы для дошкольников содержат раздел «нравственное воспитание», нацеленный на формирование этих качеств в ребёнке.
Я выбрала тему «Воспитание гуманных отношений в детском сообществе» не случайно. Считаю, что она актуальна на сегодняшний день, так как главной задачей нравственного воспитания детей является развитие эмоций и чувств, направленных на другого, а не приобретение детьми знаний о правильном поведении. И отечественная и зарубежная педагогика предлагает как основной метод воспитания этих чувств осознание ребёнком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими.
Работая с детьми много лет, я наблюдаю, что год от года все больше детей приходит в детский сад с угнетённым эмоциональным настроением. Они не могут выразить свои чувства, а если выражают их, то в резкой форме. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми.
Основой моей работы является идея В.А. Сухомлинского «ввести ребёнка в мир сложных человеческих отношений».
Свой опыт взаимоотношений дети выявляют в свободных ролевых играх. Большой материал дают сюжетные игры в куклы. У психологов есть специальный тест, который так и называется — «Тест игры в куклы». Он проводится так.
В игровой комнате детского учреждения образуется кукольный дом. В реалистической обстановке, соответствующей убранству современной квартиры, располагаются куклы — члены семьи: бабушки и дедушки, папы, мамы, тети, дети разных возрастов. В набор игрушек также входят куклы, наделенные различными социальными ролями: учителя, врачи, милиционеры, дворники, продавцы и другие. Куклы в различных сочетаниях предлагаются детям для игры. Часто им предлагаются игрушки, из которых может быть составлен двор в городе или деревенской местности, обстановка спортивного зала или группы. Детям может быть предложена игра по заранее заданному сюжету или предоставлена полная свобода действий. Один из вариантов этого эксперимента назван «картина мира», и, действительно, после нескольких игровых сеансов создается достаточно глубокое и полное представление о том, каким представляется окружающий мир играющим детям.
Проигрывая сюжеты «В семье» дети за своих кукол говорят различные монологи, в которых отражаются реальные переживания детей. Вот некоторые примеры их высказываний, зафиксированные мной:
«Я люблю свою младшую сестренку», «У меня никудышный брат», «Моя мама самая красивая!», «Моя мама хорошая, только нервная!», «Если бы мой брат никогда не родился», «Я никому не даю в обиду свою сестру», «Моя мама — королева!», «Моя мама — баба-яга!».
Определила критерии оценок и уровни развития детей по данной проблеме по возрастам (Приложение №1), разработала рабочие материалы для проведения диагностики).
Результаты развития взаимоотношений дошкольников
№ | Ф.И ребёнка | 2006 – 2007г | уровень | ||||||||||
Контактен, активен в общении. | Знает нормы общения; готов поделиться, договориться, помочь. | Видит и учитывает настроение сверстника, умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, позе, интонации. | Знает о дружбе и любви, понимает, что такое друг; | Умеет уступать, считаться с другими, избегать конфликтов. | Оценивает свои и чужие поступки, сравнивает себя и других с героями книги, фильма. | Представляет возможные последствия своих неосторожных действий для других, испытывает дискомфорт при нарушении норм. | Проявляет ответственность, развивает самоконтроль. | Понимает, зачем нужны правила, их гуманистический смысл; | Знает, понимает, что такое дети – инвалиды. | Знает и пользуется моральными оценками: добрый, честный, смелый, заботливый, внимательный. | |||
1 |
+ - усвоены навыки
- - навыки отсутствуют
- 0 – пользуется навыками при напоминании.
2.2 Средства реализации задач по воспитанию гуманных отношений в детском сообществе.
Понимая, что успешность осуществления нравственного воспитания детей происходит при условии, когда в детском учреждении создан правильный стиль взаимоотношений между взрослыми членами коллектива, между педагогическим и родительским коллективами, высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношения взрослых к детям, стремилась создать в группе обстановку, в условиях которой у ребенка возникает положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям, подобрала эффективные формы работы:
- развивающие игры;
- наблюдения, экскурсии;
- анализ заданных ситуаций;
- свободное и тематическое рисование;
- чтение художественных произведений, их драматизация и театрализация;
- привлечение личного опыта:
рассказ педагога и рассказы детей;
- сочинение историй, беседы;
- конкурсы, игры-соревнования;
- трудовая деятельность детей,
- этические беседы;
- собственный пример родителей;
- игры и упражнения на релаксацию,
- психогимнастика.
Важную роль в нравственном воспитании играют возрастные особенности детей. Учитывая это, я наметила приоритетные направления индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по возрастам.
Младший возраст:
- развивать доброжелательные отношения детей к близким людям, любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю, симпатию к сверстникам;
- пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных и желание помочь, пожалеть, утешить, сказать ласковое слово.
- помогать детям осваивать разные способы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
Средняя группа:
- формировать умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательность, стремиться в общении к взаимодействию.
Старший возраст:
- обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;
- побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости: пожалеть обиженного, утешить, угостить, разделить переживаемые чувства;
- приучать детей активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким, сверстникам;
- развивать умение элементарного самоконтроля, саморегуляции своих действий во взаимоотношениях с окружающими.
Работа, проводимая в детском саду по формированию у детей навыков и умений общения, наиболее результативна, если она находит продолжение в семье. В решении поставленных задач я использовала разнообразные формы взаимодействия с родителями.
- индивидуальные беседы;
- консультации;
- круглые столы, практикумы, родительские собрания, анкетирование;
- посещение дней открытых дверей;
- участие в праздниках.
Работа с родителями в тесном контакте позволила выработать общие требования к поведению детей.
В группе создала центр развивающих игр по нравственному воспитанию «Кто сеет мир - пожнёт счастье», в который входят: настольно – печатные и дидактические игры: «Оцени поступок», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Школа изящных манер», «Я волшебник» и др.; подобрала детскую литературу по данной теме; оформили вместе с детьми шкатулку «Копилка комплиментов» , «Сундучок волшебных слов», творческую игру «Цветок доброты»,в которой каждый лепесток обозначает положительный поступок; «Ковёр мира», на котором дети анализируют свое поведение и мирятся; книги, созданные детьми.
Вела систематическую работу в групповой библиотеке «Испокон века – книга растит человека», дети выполняли домашние задания вместе с родителями , оформили вместе с детьми и родителями фотоальбом «Не смотри на лицо, а смотри на дело» .
В течение двух лет подобрала и накопила практический материал по воспитанию у детей гуманных отношений: конспекты занятий по возрастам подборку игр, направленных на развитие навыков общения, межличностных отношений ; комплекс психогимнастических игр и упражнений для развития эмоционально – нравственной сферы детей ; картотеку игр «Школа добрых волшебников» ; подборку картин и иллюстраций «Что такое хорошо и что такое плохо» ; папку «Шпаргалки для родителей», содержащую консультативный материал для родителей.
Специфика работы по формированию гуманных чувств в разных возрастных группах.
Вторая младшая группа.
Планируя работу во второй младшей группе, я особое внимание уделяю формированию таких качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятность.
Большие возможности для воспитания культуры поведения представляет вечер. Это время особенно доверительного общения с детьми, разговора по душам. Непосредственное общение содействует укреплению привязанности, доверия ребенка – важнейшего условия нравственного воспитания. На вечерние часы я планирую инсценировки несложных сюжетов с помощью игрушек. Содержание таких сценок я черпаю из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.
Уровень развития детей 4-го года жизни позволяет несколько усложнить программные требования к нравственно направленным играм-занятиям, играм-упражнениям, инсценировкам. Теперь они строятся так, чтобы каждое последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее опыт детей. Тем самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка.
Принципом проведения игр становится более широкое, комплексное воздействие на сознание и нравственные чувства детей, а также предоставление им возможности упражняться в совершении нужных действий, поступков. Постепенно детям предоставляется все больше самостоятельность, минуя показ действий, создается возможность для самостоятельных упражнений в культурном поведении.
Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребенка, следует широко использовать упражнения игрового характера. Детей очень увлекают, например, игры-упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми, в которых используются кукольный театр, игрушки, юмористические картинки, слайды, отрывки из диафильмов и т.п.
Упражнения в выполнении действий по показу воспитателя – своеобразная и необходимая для формирования навыка тренировка поведения детей. Например: на занятии «В гостях у Матрешки» мною было наглядно показано, как надо вежливо здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни при встрече с детьми необходимо не только приветливо здороваться, но в случае необходимости напомнить, как здороваться с Матрешкой на занятии, т.е. последовательно и настойчиво добиваться, чтобы дети усвоили необходимый навык.
Средняя группа
Минул еще год. Дети подросли, овладели рядом навыков культурного поведения, много узнали. А между тем моя работа по формированию у ребят гуманных чувств значительно усложняется и расширяется. Исходя из результатов, полученных в ходе работы по проблеме, я разработала перспективные планы на средний возраст.
Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы становятся разносторонними. Увеличивается объем знаний, расширяются возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и качеств особое значение.
Сочетание руководства самостоятельной практической повседневной деятельности детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к труду взрослых, общественному значению этого труда содействует успешному расширению задач воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними. Эта область воспитательной деятельности требует, организации внимания детей к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно по отношению к близким чаще всего проявляется жизнь детей, они не замечают заботы взрослых о них. Чтобы это не произошло, нужно научить детей видеть, понимать и оценивать труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хорошее средство для этого – правильное отображение таких действий в занятиях и играх.
Во второй младшей группе многие ребята здоровались и прощались лишь по напоминанию родителей, не называли младшего воспитателя по имени-отчеству. Ильгиз, Артем и Катя утром приходили в группу с криком и ревом. Даша, Наиля, не любили убирать игрушки на место. Некоторые дети были неприветливы, недружелюбны.
С переходом в среднюю группу в начале года я провела собрание на тему «Значение культуры поведения в развитии личности ребенка». Тему я выбрала не случайно. Многие родители считали: дети еще маленькие, вырастут – поумнеют. Я старалась переубедить их, объяснила, что ребенка воспитываем до пяти лет, а после пяти – перевоспитываем. Познакомила мам и пап с поставленными задачами и предложила решать их вместе.
Какие приемы и методы были использованы в работе? Во-первых, личный пример. Не ждала пока ребенок поздоровается, первой здоровалась сама, находила, о чем спросить, о чем поговорить, так как дети в раздевалке почему-то молчат, а здороваются, заходя в групповую комнату (даже если не видят воспитателя). Чтобы проверить, насколько этот навык закрепился, иногда делала вид, что не вижу входящего ребенка.
Много раз говорила детям: если кто-то вошел в группу, нужно пригласить гостя, предложить стул и так далее. Но одни только слова не давали нужного эффекта. Тогда решила упражнять детей в выполнении некоторых правил. Например, специально приглашала кого-нибудь зайти в группу и вначале напомнила ребятам: «Что нужно сказать?» Показывала, как предложить войти, как подать стул. Очень помогли в разработке и выполнении различных правил поведения игрушки-гости.
Чтобы дети поняли, почему нужно выполнять правила поведения, обращалась к наглядным действиям. Например, предлагала некоторым ребятам всем вместе войти в двери. Остальные наблюдали, и им, конечно, было смешно, они видели, что таким образом ничего не получится. После этого показывала или просила кого-нибудь из детей показать, как нужно правильно входить, пропуская друг друга.
Постоянно проверяла, как дети усвоили те или иные правила. Например, уронив предмет я делала вид, что не заметила. Вначале немногие догадывались, что надо поднять этот предмет и подать воспитателю. Теперь уже все знают, что надо поднять этот предмет и подать воспитателю, сказав: «Возьмите, пожалуйста, вы уронили».
Чтобы научить детей убирать игрушки на место, провела экскурсию по группе. Рассмотрели, где какие игры лежат, какой порядок в гараже и домике. Но и после этого некоторые дети оставляли игрушки там, где играли. Однажды после уборки в группе я спрятала вымытые куклы и машины. Пришли ребята на другой день – нет игрушек. Удивляются, спрашивают меня, а я шутливым тоном говорю: «Вы их обижали? Вы их убирали на место? Ну, тогда они обязательно вернутся».
Самым трудным в своей работе считаю воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Из-за чего начинаются конфликты? Обычно из-за игрушек, нежелания уступить место, принять в игру сверстника. Меня очень удручал недоброжелательный тон некоторых детей. Практика показала, что наказаниями ничего не добьешься. Наказывая, мы растим детей не искренними, так как в присутствии взрослого они не дерутся, не грубят, а когда рядом нет воспитателя, сразу начинаются конфликты.
Можно ли обойтись без наказаний? Можно, если велика сила слова и сила примера. Хороший пример – серьезный помощник в воспитании. Ребенок по собственной воле подражает человеку, которого любит, уважает, считает справедливым, на которого хочет быть похож. Для себя я сделала такой вывод: надо воспитывать собственной воспитанностью.
Рассказала родителям, над чем им нужно работать. Обратила внимание Сашиной мамы на то, что девочка изменилась к лучшему, почти не грубит детям. Попросила поделиться с другими родителями, как это ей удалось. Оказывается, мама рассказала дочке сказку « про девочку Сашеньку», в которой осуждает или хвалит дочку за поступки.
На собрании я не читала родителям утомительных докладов. Беседовала с ними, предлагала, например, вопросы: «Как ваш ребенок общается со сверстниками? «Как ведет себя в общественных местах?». Проводила практикум «Как бы вы поступили в данной ситуации». (Приложение 7).
После наших встреч родители уходили задумавшись. Но надо признать, что работа с семьей не дает пока большого эффекта. Будем продолжать её. Нужно убедить родителей в том, что они ответственны перед государством и обществом за воспитание своих детей.
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчеркивается значение нравственного воспитания в становлении нового человека, указывается на необходимость формировать высокую «воспитанность и культуру поведения детей и подростков»
Решение этой задачи необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они часто не придерживаются правил поведения или делают одинаковые «ошибки» в результате незнания этих правил.
Такое положение побудило меня подобрать и разработать игры под условным названием «Уроки вежливости», которые могли бы стать начальным этапом в формировании этических представлений.
Основной прием «Уроков вежливости» - проигрывание положительных поступков в специально подготовленной обстановке.
Литература
Азбука общения Л.М Щипицина, А.П. Воронова , « Детство-пресс» Санкт Петербург,2003г.
Уроки этикета и вежливости для детей Е. Черенкова, Рипол классик,Москва,2006г.
Ты и твои друзья, Романюта В.Н.Аркти, Москва, 2004г.
Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре.,Е.И.Щербакова,Просвещение, Москва, 1984г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников
В статье рассказывается о роли игровой деятельности в социолизации дошкольника...
Воспитание гуманного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста
Воспитание гуманного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста. Здесь представлен материал, который способствует воспитанию у детей правильного отношения к природе. Весь материал основан...
Воспитание гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста.
Значение ознакомления дошкольников с животным миром для развития эмпатии.Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным.Ознакомление с животными на занятии.Ознакомление с животными...
Воспитание гуманного отношения к природе, средствами изобразительной деятельности
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического...
Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников.
Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Периодом наиболее интенсивного развития считается именно дошкольный возраст. Высокая ...
Воспитание гуманного отношения к природе
Консультация для родителей детей старшей грыппы...
"Воспитание гуманного отношения дошкольников к природе в процессе экологического воспитания"
Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов....