Работа с родителями Игры на развитие мелкой моторики своими руками
консультация на тему

Веснова Лилия Владимировна

Работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями

Игры на развитие мелкой моторики  своими руками

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная  речь.

И.Кант говорил, «рука является вышедшим наружу головным мозгом», а В. Сухомлинский писал, «Истоки способностей и дарований детей – находится на кончиках пальцев». 

Развитие мелкой моторики у детей – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2-3 лет, это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить.

Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.

Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:

  • Повышает тонус коры головного мозга.
  •  Улучшает артикуляционную моторику.
  • Развивает речевые центры в коре головного мозга.
  •   Развивает чувство ритма и координацию движений.
  •  Согласовывает работу понятийного и двигательного центров коры головного мозга.
  •  Подготавливает руку к письму.
  •  Положительно влияет на эмоциональное развитие. 
  • помогаем развивать интеллект ребенка в целом;

Зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей.

Существует огромное количество игр , упражнений, различных видов продуктивной деятельности развивающих мелкую мускулатуру.

Все дети без исключения обожают играть! Думаю что эти игры на развитие мелкой моторики для детей 2-3 лет вам обязательно пригодятся!

Главное – уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей.

Способы развития мелкой  моторики рук  являться:

  • Массаж кистей рук и пальцев;
  • Пальчиковые гимнастики
  • Игры с бусами и шнурками
  • Игры с мозаикой
  • Игры с прищепками
  • Игры с бусами и шнурками
  • Рисование, раскрашивание
  • Игрушки, направленные на развитие мелкой моторики
  • Игры с природным материалом (крупами, камешками)
  • Конструирование
  • Аппликация, и т.д. 

Все эти способы на развития мелкой моторики также помогают развивать и сенсорные эталоны: величину, длину, форму, цвет, структуру поверхности и многое другое.

От ощущения – к восприятию, от восприятия – к представлению, от представления - к пониманию.

Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями – «орудиями мысли».

Развивающие игры своими руками

Сейчас в наше время в магазинах достаточно много разнообразных игрушек -  умеющих разговаривать, повторяющих слова и предложения, поющих песенки, но эти игрушки носят недостаточно развивающий характер. Также есть игрушки, развивающие логическое мышление, мелкую моторику рук, сенсорные эталоны. Это готовые яркие игрушки, в которые не вложена любовь и тепло рук.  Дети любят мастерить игры сами, помогая маме. Успех и достоинство развивающих игр, изготовленных "своими руками" в том, что они не требуют дорогостоящих материалов, их можно сделать из того, что всегда "под руками". А дети очень любят играть в такие игры.

Игры с мозаикой

Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.

Чем больше мелких частей в мозаике, тем эффективнее развивается мелкая моторика. Однако для малышей до 3 лет следует подбирать мозаику из малого количества крупных частей!

Но игру с мозаикой можно заменить подручными материалами:

Пуговицами

Семенами

Крупой

Крышками

Массаж  кистей рук и пальцев

Массаж пальцев и кистей рук тонизирует нервную систему, улучшает функции рецепторов. Массаж может быть как классическим включающим поглаживание, разминание растирание, пощипывание ладошек ребенка, так и с использованием всевозможных средств, это могут быть колючие мячики, колечки, пружинки. И это можно заменить:

Карандаш, который можно катать между ладошек или по столу

Шишки

Камушки разного размера

Ткань разной текстуры

Игры с прищепками

В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки и скрепки разных цветов и размеров. На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, ребёнок  может выбирать  и прицеплять прищепки на края коробок, соотнося цвета прищепок с цветом кружков на дне коробок.

Игры с бусами и шнурками

Рекомендуется для детей младшего дошкольного возраста. Развивает мелкую моторику пальцев рук и координацию движений. Бусы можно заменить:

Лапшой

Пуговицами

Рисование, раскрашивание

Рисование — интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе и элементы психотерапии — успокаивает, отвлекает, занимает. Рисовать можно не только кистью и карандашом но и

Ватными полочками

Ватными дисками

Нижней частью капроновой бутылки

Поролоном

Дети очень любят рисовать на писке, песок можно заменить любой крупой

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. В этом возрасте важно развитие познавательных интересов, умений, целеполагания: чтобы голова замыслила, а рука сделала, чтобы сенсорно-моторная и вербальная (словесная) познавательная деятельность дополняли одна другую. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.  

Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребенок уверенно умел проделывать следующее:

  • рисовать, используя в изображениях мелкие детали;
  • раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;
  • вырезать крупные многоугольные фигуры;
  • лепить из пластилина мелкие детали;
  • застегивать и расстегивать пуговицы;
  • одеваться и обуваться;
  • шнуровать обувь и завязывать шнурки, застегивать молнии;
  • наливать в чашку молоко из пакета;
  • умываться и чистить зубы.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда.

Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями.

Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально.

Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и      

развивается ваш ребенок!

И принимать непосредственное участие в этом    

увлекательном процессе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рука развивает мозг"(игры для развития мелкой моторики руки)

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторик...

"Рука развивает мозг"(игры для развития мелкой моторики руки)

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторик...

Игры для развития мелкой моторики руки

Важность и значимость развития тонкой моторики рук у дошкольников обусловлена тем, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя...

«Использование инновационных методик работы с бумагой, как средство развития мелкой моторики руки»

laquo;Использование инновационных методик работы с бумагой, как средство развития мелкой моторики руки»...

Игры для развития мелкой моторики руки

Подборка игр поможет педагогу организовать работу по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ...

Игры для развития мелкой моторики руки через нетрадиционное использование различных предметов

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам , взрослым , но и к  детям: неуклонно растёт объём знаний, которые им нужно передавать .Для того чтобы помочь детям с...

Мастер-класс для родителей «Игры по развитию мелкой моторики руки"

Предлагаю вниманию родителей игры, направленные на развитие мелкой моторики руки дошкольников, которые можно использовать как в детском саду, так и дома....