Работа с родителями Игры на развитие мелкой моторики своими руками
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Работа с родителями
Игры на развитие мелкой моторики своими руками
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
И.Кант говорил, «рука является вышедшим наружу головным мозгом», а В. Сухомлинский писал, «Истоки способностей и дарований детей – находится на кончиках пальцев».
Развитие мелкой моторики у детей – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2-3 лет, это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить.
Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.
Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.
Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:
- Повышает тонус коры головного мозга.
- Улучшает артикуляционную моторику.
- Развивает речевые центры в коре головного мозга.
- Развивает чувство ритма и координацию движений.
- Согласовывает работу понятийного и двигательного центров коры головного мозга.
- Подготавливает руку к письму.
- Положительно влияет на эмоциональное развитие.
- помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
Зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей.
Существует огромное количество игр , упражнений, различных видов продуктивной деятельности развивающих мелкую мускулатуру.
Все дети без исключения обожают играть! Думаю что эти игры на развитие мелкой моторики для детей 2-3 лет вам обязательно пригодятся!
Главное – уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей.
Способы развития мелкой моторики рук являться:
- Массаж кистей рук и пальцев;
- Пальчиковые гимнастики
- Игры с бусами и шнурками
- Игры с мозаикой
- Игры с прищепками
- Игры с бусами и шнурками
- Рисование, раскрашивание
- Игрушки, направленные на развитие мелкой моторики
- Игры с природным материалом (крупами, камешками)
- Конструирование
- Аппликация, и т.д.
Все эти способы на развития мелкой моторики также помогают развивать и сенсорные эталоны: величину, длину, форму, цвет, структуру поверхности и многое другое.
От ощущения – к восприятию, от восприятия – к представлению, от представления - к пониманию.
Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями – «орудиями мысли».
Развивающие игры своими руками
Сейчас в наше время в магазинах достаточно много разнообразных игрушек - умеющих разговаривать, повторяющих слова и предложения, поющих песенки, но эти игрушки носят недостаточно развивающий характер. Также есть игрушки, развивающие логическое мышление, мелкую моторику рук, сенсорные эталоны. Это готовые яркие игрушки, в которые не вложена любовь и тепло рук. Дети любят мастерить игры сами, помогая маме. Успех и достоинство развивающих игр, изготовленных "своими руками" в том, что они не требуют дорогостоящих материалов, их можно сделать из того, что всегда "под руками". А дети очень любят играть в такие игры.
Игры с мозаикой
Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.
Чем больше мелких частей в мозаике, тем эффективнее развивается мелкая моторика. Однако для малышей до 3 лет следует подбирать мозаику из малого количества крупных частей!
Но игру с мозаикой можно заменить подручными материалами:
Пуговицами
Семенами
Крупой
Крышками
Массаж кистей рук и пальцев
Массаж пальцев и кистей рук тонизирует нервную систему, улучшает функции рецепторов. Массаж может быть как классическим включающим поглаживание, разминание растирание, пощипывание ладошек ребенка, так и с использованием всевозможных средств, это могут быть колючие мячики, колечки, пружинки. И это можно заменить:
Карандаш, который можно катать между ладошек или по столу
Шишки
Камушки разного размера
Ткань разной текстуры
Игры с прищепками
В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки и скрепки разных цветов и размеров. На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, ребёнок может выбирать и прицеплять прищепки на края коробок, соотнося цвета прищепок с цветом кружков на дне коробок.
Игры с бусами и шнурками
Рекомендуется для детей младшего дошкольного возраста. Развивает мелкую моторику пальцев рук и координацию движений. Бусы можно заменить:
Лапшой
Пуговицами
Рисование, раскрашивание
Рисование — интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе и элементы психотерапии — успокаивает, отвлекает, занимает. Рисовать можно не только кистью и карандашом но и
Ватными полочками
Ватными дисками
Нижней частью капроновой бутылки
Поролоном
Дети очень любят рисовать на писке, песок можно заменить любой крупой
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. В этом возрасте важно развитие познавательных интересов, умений, целеполагания: чтобы голова замыслила, а рука сделала, чтобы сенсорно-моторная и вербальная (словесная) познавательная деятельность дополняли одна другую. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребенок уверенно умел проделывать следующее:
- рисовать, используя в изображениях мелкие детали;
- раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;
- вырезать крупные многоугольные фигуры;
- лепить из пластилина мелкие детали;
- застегивать и расстегивать пуговицы;
- одеваться и обуваться;
- шнуровать обувь и завязывать шнурки, застегивать молнии;
- наливать в чашку молоко из пакета;
- умываться и чистить зубы.
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда.
Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями.
Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально.
Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и
развивается ваш ребенок!
И принимать непосредственное участие в этом
увлекательном процессе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рука развивает мозг"(игры для развития мелкой моторики руки)
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторик...
"Рука развивает мозг"(игры для развития мелкой моторики руки)
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторик...
Игры для развития мелкой моторики руки
Важность и значимость развития тонкой моторики рук у дошкольников обусловлена тем, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя...
«Использование инновационных методик работы с бумагой, как средство развития мелкой моторики руки»
laquo;Использование инновационных методик работы с бумагой, как средство развития мелкой моторики руки»...
Игры для развития мелкой моторики руки
Подборка игр поможет педагогу организовать работу по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ...
Игры для развития мелкой моторики руки через нетрадиционное использование различных предметов
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам , взрослым , но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые им нужно передавать .Для того чтобы помочь детям с...
Мастер-класс для родителей «Игры по развитию мелкой моторики руки"
Предлагаю вниманию родителей игры, направленные на развитие мелкой моторики руки дошкольников, которые можно использовать как в детском саду, так и дома....