Играют дети- играем вместе
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Играют дети - играем вместе
Консультация для родителей
Родителям необходимо участвовать в детских играх. Наблюдая за поведением ребенка в игре, взрослый учится понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребенка на выражение своих чувств и эмоций.
Взяв на себя роль в игре, взрослый показывает образец общения между людьми в разных социальных ситуациях, демонстрирует примеры творчества в ходе придумывания новых сюжетов.
Задачи социального и нравственного развития детей в игре (в семье)
1. Знакомить ребенка с основными областями социальной жизни и интересными событиями, поступками людей:
- рассказывать ребенку о семейных обязанностях и гуманных отношениях между членами семьи, о своем детстве (игры, друзья, интересные события), о своей профессии и работе родственников;
- беседовать о деятельности людей, работающих в хорошо знакомых детям организациях (магазин, больница, общественный транспорт), раскрывать круг их профессиональных обязанностей, особенности отношений между людьми на производстве;
- наблюдать за общением людей при посещении магазинов, театров, поликлиник и других общественных мест.
2. Организовывать совместную игру с детьми:
- принимать участие в игре по желанию ребенка и с его согласия, предварительно в общих чертах обговорить сюжет игры, назвать свою роль, согласовать совместные действия, установить ролевые отношения;
- позволяя ребенку исполнять в игре главные роли, преодолевать устоявшийся стереотип общения взрослый — ребенок;
- избегать авторитарной позиции, подавляющей инициативу ребенка (ребенок - равный партнер);
- поддерживать стремление ребенка действовать сообща;
- отказаться от критики в адрес ребенка, позволяя ему свободно погрузиться в мир своих переживаний, реализовать собственные замыслы.
3. Создавать условия для самостоятельной игровой деятельности:
- знать любимые игры своих детей, поощрять их, создавать для них необходимые условия: выделить место для игры, приобрести игрушки по теме (например, «Семья», «Магазин», «Больница», «Транспорт» и т. д.);
- поощрять стремление ребенка использовать в игре предметы-заместители: колесики, бруски, кубики, палочки, платки и т. д.;
- предоставить ребенку возможность наряжаться в соответствии с придуманной им ролью;
- организовать хранение игрушек в легкодоступных для ребенка местах, по возможности следует избегать беспорядочного хранения игрушек в больших коробках;
- с уважением относиться к детской игре, поддерживать инициативу, проявлять искренний интерес к игре;
- понимать и признавать желания, эмоции в самостоятельных играх детей, быть терпеливыми и избегать оценок чувств, проявляемых дошкольниками;
- позволять ребенку выбирать игрушки, роли, сюжет, не вмешиваясь в игру, но поддерживая ее извне;
- создавать у ребенка уверенность в том, что никто не прервет игру и не вмешается в нее без его ведома;
- использовать игру как средство диагностики эмоционального благополучия ребенка;
- внимательно относиться к детским потребностям и интересам, так как их игнорирование приводит к тому, что дети перестают выражать их;
- поощрять самостоятельность и инициативу, дружеские контакты;
- уделять пристальное внимание конфликтам в игре, ориентировать детей на самостоятельное решение возникших в игре проблем, вмешиваясь только в крайних случаях, некоторые конфликты обсуждать с детьми после игры;
- позволять детям самим выбирать себе товарищей по игре.
4. Развивать у детей творческие навыки и воображение:
- вместе с детьми придумывать и разыгрывать ситуации, когда вымышленные герои действуют в реальных условиях (например, зайчонок пришел с мамой в парикмахерскую);
- широко применять прием замещения (например, заменять градусник палочкой, а затем словом и соответствующим действием без предмета);
- поощрять игровые действия с воображаемыми предметами (например, изображать катание коляски, купание малыша);
- поддерживать стремление ребенка к перевоплощению, подражанию звукам, имитации движений;
- вместе с ребенком в пределах одного сюжета придумывать несколько взаимосвязанных ролей и событий (например, мама варит дочке кашу, уговаривает дочку есть, гуляет с ней, встречает с работы папу, общается с ним, рассказывает, как прошел лень, как вела себя дочка).
- вместе с ребенком вводить в игру воображаемых персонажей (например, в семье ребенка поселился гномик), устанавливать с ними ролевые отношения, обращаться к ним с речью, совершать игровые действия;
- сочинять смешные истории, «небывальщину»;
- поощрять стремление детей действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми героями (например, представить жизнь человечков-сосулек в холодильнике);
- применять в игре разнообразные приемы для развития творчества:
оживление неживого и овеществление живого (например, подушка заговорила, а черепаха превратилась в камень);
наделение вещей и животных человеческими качествами и поступками (например, упрямый башмачок).
Игровое взаимодействие с детьми в семье
Основные направления деятельности взрослых в семье.
1. Исходя из материальных возможностей семьи, приобретать или мастерить самим для ребенка разнообразные игры и игрушки, из которых можно выбрать нужное в данный момент. Но не накапливать их в доме без разбора.
2. Заранее согласовывать с ребенком требования к хранению и уборке игрушек.
3. Продумать возможность временного сохранения детских построек, конструкций. За неимением места для длительной демонстрации — «праздновать результат» (награждать автора аплодисментами, зарисовывать его постройку и т. п.) и только после этого убирать игрушки и детали на место.
4. Вспоминать свое детство и рассказывать ребенку о том, как вы играли сами.
5. Наблюдать за играми ребенка дома и по желанию рассказать о них воспитателям.
6. Проявлять уважение к личности ребенка, считаться с постепенностью становления игровой деятельности и не пытаться искусственно ее ускорить.
7. Тактично, ненавязчиво предлагать помощь в создании игровой среды («Может быть, тебе при приготовлении обеда понадобится моя кастрюля?», «А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» и т. п.). Отказ ребенка от предложенной помощи воспринимать как должное («Конечно, тебе виднее, но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь»). Все последующие обращения
ребенка расценивать как выражение доверия и уважения за проявленные взрослым деликатность и такт.
8. Проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в игре. Получив согласие ребенка, поинтересоваться своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно с благодарностью принять ее. В случае непонимания ситуации и желаний ребенка уточнить у него важные для развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характеристикой героя, его поведением и т. п. («А какой я буду лисой — доброй или злой?»). Играя свою роль, проявлять инициативу и самостоятельность, стараться мотивировать поступки того героя, чью роль вы исполняете. В случае затруднений не теряться, не прекращать игру, а спрашивать у ребенка, как вам следует поступить («Что мне дальше делать?»). Всегда в игре соглашаться со своим малышом! Это вселяет в него уверенность в своих силах и порождает инициативу и творчество.
9. По окончании игры выразить свое удовлетворение и высказать надежду на то, что и в следующий раз ребенок пригласит вас для участия в ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи....
Презентация к родительскому собранию «Играют дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
Презентация поможет воспитателям провести родительское собрание в интересной и доступной форме...
Памятка для родителей по игре: "Играют дети - играем вместе".
Игра не пустая забава.Она необходима для счастья детей,для их здоровья и правильного развития.Д.В.Менджерицкая.Игры существуют разные. Одни развивают мышление и кругозор, другие - ловкость, третьи - к...
Родительское собрание в средней группе "Играют дети - играем вместе" (в форме квест-игры).
Родительское собрание в средней группе "Играют дети - играем вместе" (в форме квест-игры)....
Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности...
Конспект организации и проведения родительского собрания по теме «Играют дети – играем вместе , роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
Конспект организации и проведения родительского собрания по теме «Играют дети – играем вместе , роль игры в развитии детей дошкольного возраста»....
Родительского собрания в средней группе Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
quot;Играю дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста"...