Мастер-класс для родителей "Развитие речи детей в домашних условиях"
консультация (средняя группа) на тему
повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_roditele_razvitie_rechi_detey_v_domashnih_usloviyah.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для заботливых родителей по теме:
«Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи »
Автор-составитель: Долгалева И.В.
Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи: включение родителей в активную коррекционно-развивающую деятельность; познакомить с методикой работы со скороговорками; предложить варианты речевых игр в семейном кругу.
Предварительная работа
1. Оформить папку-раскладушку «Фонематический слух – основа правильной речи»
Оборудование:
1. Выставка литературы по теме.
2. Памятки для родителей: «Заучиваем стихи с малышами», «Играем всей семьей», «Работа со скороговорками».
3. Карточки со скороговорками.
4. Лотки с песком или манкой.
Ход мероприятия:
1. Мастер – класс «Играя, развиваем речь детей».
Воспитатель. Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке, перед сном, на даче, детском празднике и т.д.
Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Сейчас мы с вами поиграем в эти игры:
Русская народная игра «Как тебя зовут?»
Цель: наладить взаимоотношения, игровое общение, активизировать употребление произвольных слов и их форм.
Участники игры садятся в круг, водящий или сами игроки, дают себе смешное имя: Пузырек, Метла, Стул, Расческа и т.д. После этого водящий задает вопросы, отвечая на которые, надо повторять только «свое имя».
Водящий: Кто ошибется, тот попадется!
Кто засмеётся – тому плохо придется!
После этого спрашивает у игроков
- Кто ты?
- Метла.
- А это у тебя что? (показывает на руки)
- Мётлы
- А, что ты ел сегодня?
- Метлу и т.д. обращаясь по очереди или вразнобой ко всем участникам игры.
"Цепочка слов"
Цель: обогатить словарь детей прилагательными.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
Воспитатель: Кошка, бывает какая?
Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная...
Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?
Родитель: Радуга, платье, телевизор...
Воспитатель: Каким еще может быть платье?
Родитель: Шелковым, новым, прямым...
Воспитатель: Что еще может быть прямым?
Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д.
"Семейная олимпиада"
Цель: уточнить синтагматические связи прилагательного и существительного, развивать словарь признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная. Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
«Большие и маленькие»
Цель: уточнить представление детей о животных и их детенышах, учить подбирать уменьшительно-ласкательные существительные.
В этой игре родители называют домашнее или дикое животное, а дети детеныша этого животного.
Лиса – лисенок, лисёночек.
Корова – теленок, телёночек.
Воробей- воробышек.
"Скажи наоборот"
Цель: расширить словарь антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
2. Мастер – класс «Мои пальчики расскажут»
Воспитатель. Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев».
Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами.
Воспитатель предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребенком.
«Рисуем стихи»
Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой или песком. Надо нарисовать реку, мяч по стихотворению А.Л. Барто «Наша Таня громко плачет». Сначала стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.
«Мой мишка»
Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Сначала текст читает взрослый, а «играет» ребенок, потом наоборот.
Я рубашку сшила мишке.
(Показывает мишку и гладит его.)
Я сошью ему штанишки.
(Показывает штанишки.)
Надо к ним карман пришить
(Показывает карман.)
И платочек положить.
(Вкладывает в карман платочек.)
На плите сварилась каша.
(Берет кастрюлю с плиты.)
-Где большая ложка наша?
(Ищет ложку.)
Я тебе перед едой
Руки вымою водой,
(«Моет» мишке лапки, вытирает и усаживает его за стол.)
Повяжу тебе салфетку,
(Завязывает салфетку.)
Ешь котлетку, ешь конфетку,
(Дает на тарелочке конфету.)
Молоко свое допей
(«Поит» молоком.)
И гулять пойдем скорей!
(Берет мишку за лапку и идет гулять.)
З. Александрова
«Пальцы – дружная семья»
Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)
Вот большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять…
(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)
Мы рога козы покажем
(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.)
И рога оленя даже…
(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)
В конце мастер – класса воспитатель вручает всем присутствующим родителям памятки «Заучиваем стихи с малышами». (Приложение 1).
3. Мастер – класс «Развиваем речь с помощью скороговорок».
Воспитатель: Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.
Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.
Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
(Воспитатель раздает карточки со скороговорками. (Приложение №2).
Итак, проделывайте все пошагово:
- Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
- После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
- Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
- Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
- Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.
(Родители выполняют задание)
Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!
В конце мастер – класса воспитатель вручает всем присутствующим родителям памятки «Работа со скороговорками». (Приложение №3).
Методы и приемы активизации взрослых:
Показ-панорама. Моделирование различных подходов к решению одной и той же задачи, показ приемов разучивания с детьми скороговорок, стихов, речевых игр (Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/).
Литература.
1.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
2.Здериглазова Т. Театр скороговорок // «Дошкольное воспитание» №8, 2009г. с 46-48
3. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. – М.: АСТ, 2012.
4.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург.: Изд-во «ЛИТУР», 2001. – 208с.
5.Ронина О.Л., Миронова Е.А. Логопедические досуги в системе коррекционной деятельности ДОУ // «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №7, 2011г. с 20-29
6. Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности – М.: ТЦ Сфера, 2009.
7.Сидоренко Л. Мои пальчики расскажут // «Дошкольное воспитание» №7, 2008г. с 67-70
8.Справникова И.Н. Слово на ладошке // «Ребенок в детском саду» №4, 2011г. с 82-85
9.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память// «Ребенок в детском саду» №2, 2004г. с 59-62
10. Сайт http://tmndetsady.ru
Приложение №1
Памятка «Заучиваем стихи с детьми»
Ребенку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.
Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами.
- Занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен.
- Сначала прочитайте два-три стихотворения.
- Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза.
- Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев.
- Повторите все движения вместе с ребенком.
- Хвалите ребенка, даже если у него получается лишь одно – два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.
Координация движений со словами совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.
Приложение №2
Скороговорки.
- Ткёт ткач ткани на платки Тане.
- Осип охрип, Архип осип.
- На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
- Pыла свинья, тупopыла, белopыла,
Пoлдвopа рылом изpыла,
Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.
На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.
- Кукушка кукушoнку купила капюшoн.
Надел кукушoнoк капюшoн,
Как в капюшоне он смешон.
- Бeлый снег. Бeлый мел.
Бeлый сахар тожe бел.
А вoт белка не бeла.
Бeлой даже нe была.
- Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
Приложение №3
Памятка «Работа со скороговорками»
- Использовать на первых порах название «чистоговорка» , поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».
- В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!
- Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.
- Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.
- Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей "Сенсорное развитие детей в домашних условиях".
Игры и занятия для малышей по развитию мелкой моторики с подручными материалами ( прищепки, крупы, пробки, макароны и т.д.)...
Мастер-класс для родителей "Сенсорное развитие детей в домашних условиях"
Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в...
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего до...
Мастер-класс для родителей "Интеллектуальное развитие детей в домашних условиях"
В конспекте предлагается помощь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по интеллектуальному развитию детей в домашних условиях....
Мастер - класс для родителей "Развитие речи ребенка в домашних условиях"
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании...
Мастер-класс для родителей «Познавательное развитие детей в домашних условиях в условиях пандемии
Мастер-класс для родителей«Познавательное развитие детей в домашних условиях в условиях пандемии»Цель: формировать у родителей компетентность в области организации познавательных дид...
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» для детей раннего возраста.
Задачи мастер-класса:• познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;• познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и ра...