Музыкально – математическая игра «Теремок»
методическая разработка на тему
Музыкально – математическая игра для детей дошкольного возраста игрушка – помощница «Теремок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_igra.docx | 94.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГО Красноуфимск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников»
Паспорт
Музыкально – математической игры
(для детей дошкольного возраста)
Игрушка – помощница «Теремок»
Составитель: Жданова Е.И.,
музыкальный руководитель, 1 КК
2017г.
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………………….3
- Содержание…………………………………………………………………4
- Игровые задания……………………………………………………………5
- Заключение……………………………………………………………...….8
Пояснительная записка
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Коменский Я.
Музыкальная математика.
Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. Нет такой области музыки, где числа не выступали бы конечным способом описания происходящего: в ладах есть определенное число ступеней, которые характеризуются определенными зависимостями и пропорциональными отношениями; ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи; музыкальная форма основана на идее сходства и различия, тождества и контраста, которые восходят к понятиям множества, симметрии и формируют музыкальные понятия.
Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах.
Во-первых, она делает занятие более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребенка.
Во-вторых, музыка насыщена образами, которые содействуют формированию мыслительных процессов.
В-третьих, музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.
В-четвертых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию, а как следствие – к своему "интеллектуальному багажу”.
В-пятых, избранная основа проведения математических занятий дает возможность проведения музыкальных "физкультминуток”, которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания.
В-шестых, музыкальная форма, в которую облечено математическое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, неявно способствует появлению интереса к учебной деятельности.
Содержание
Для закрепления элементарных математических представлений мною разработана и представлена музыкально – математическая игра «Теремок», направленная на первичное представление об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом пространстве и времени.
Данную игру можно использовать на групповых и подгрупповых занятиях с детьми дошкольного возраста. Игра поможет развить зрительное восприятие, мелкую моторику, закрепить представления о количестве, улучшить счетные навыки, расширить словарный запас. Материал может быть полезен воспитателям, музыкальным руководителям и родителям.
Цель: Развитие элементарных математических представлений, музыкального слуха детей, закрепление понятий о количестве.
Задачи:
Обучающие. Развивать логическое мышление, математические, музыкальные способности, развивать мелкую моторику, чувство ритма и танцевально – игровое творчество;
Развивающие. Закреплять умения детей правильно считать, уметь перестраиваться и объединяться в группы, правильно определять форму, величину предмета, способствовать к дальнейшему овладению элементарных математических представлений. Формировать дружеские взаимоотношения, уметь ориентироваться в пространстве.
Воспитательные. Вызывать желание доводить начатое дело до конца, усидчивость, желание играть в музыкально - математические игры индивидуально и коллективно;
Ход игры:
Стоит в поле теремок, теремок
Как красив он и высок, и высок
Вот по полю кто-то к домику бежит?
Вот по полю кто-то к домику спешит?
Дети слушают музыку и определяют по звучанию, какому персонажу сказки она подходит. Ребёнок, правильно угадавший, чья музыка звучит, выходит и прикрепляет соответствующую картинку в окошко и показывает движение персонажа. Затем детям предлагается сосчитать количество жителей теремка (лиса, заяц, волк, петушок, лягушка, мышка, медведь). Каждый персонаж сказки хочет с ребятами поиграть и предлагает игровые задания.
Игровые задания
- Петушок - Пальчиковая игра на порядковый счёт « Вышли пальцы танцевать»
Раз, два, три, четыре, пять – Выбрасывают пальчики из кулачка.
Вышли пальцы танцевать. Свободное движение ладошками.
Большой пустился в пляс, Круговые движения больших пальцев вокруг друг
Указательный в припляс. Подушечки указательных пальцев касаются друг друга.
Средний пальчик поклонился, Средние пальцы сгибаются и выпрямляются.
Безымянный притаился, Спрятать 4-йпалец одной руки в кулачок другой.
А мизинчик удалец Сцепить мизинцы между собой.
Цепь сцепил и молодец!
Как же дальше танцевать? Тянут сцепленные пальцы.
Надо цепь нам разорвать! Разрывают связь в конце фразы.
- Мышка - Ритмическое лото
Передавать ритмический рисунок, играть на музыкальных инструментах, выкладывать ритм длинными и короткими полосками, большими и маленькими кружками следующих попевок:
«Андрей воробей»
«Мы идём с флажками»
«Всем нам нет семи лет»
- Лягушка - Музыкальная разминка «Счет» Музыка Л. Палий
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – В ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре - руки шире
Пять – руками помахать,
пять руками помахать
ну и дальше продолжать!
Шесть – пониже нам присесть,
Семь – плечами потрясти,
ну а 8 потянись,
скажем 9 - покружись.
Скажем 9 - покружись,
ну а 10 поклонись!
Дети исполняют песню и выполняют движения по тексту.
- Лиса - Ритмический кубик
Дети в кругу под весёлую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая:
Ты возьми весёлый кубик,
Передай его друзьям,
Что покажет этот кубик –
Повтори за ним ты сам!
Ребёнок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, геометрических фигур изображено на верхней грани кубика и какого они цвета. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши, шлёпают по коленкам и т.д. Сопровождать звучащие жесты нужно счётом вслух.
- Волк. Музыкально - дидактическая игра с использованием диатонического слуха «От шёпота до крика»
Дети считают от одного до пяти прибавляя силу голоса.
- Заяц. Математическая игра «Сосчитай горошины»
Дети берут по одному стручку и становятся в два круга (1 круг – девочки, 2 – мальчики), педагог в это время расставляет по залу домики с номерами от 1 до 9.
Дети под музыку поют и выполняют соответствующие движения:
1.Мы шагаем все по кругу, посмотри! -идут по кругу
И горошины считаем: раз, два, три.
Мы в кружочек соберёмся, - идут в круг, поднимая горошины вверх
И из круга повернёмся. – поворачиваются в обратную сторону
И считаем: раз, два, три! - шагают, высоко поднимая колени
2.Математику мы знаем, -меняются местами: девочки идут на место
Звонко песню напеваем. мальчиков и наоборот
Ты горох пересчитай, - грозят друг другу пальчиком
Да смотри, не зевай!
Где живёт он? Угадай! - разводят руки в стороны, приподняв плечи.
Дети подбегают к домику с таким номером, сколько горошин в их стручке.
- Медведь - Музыкально-математическая игра «Танец цифр»
Мы ребята потанцуем,
Веселимся, кружимся.
Скоро все мы в этом танце
С цифрами подружимся.
Звучит весёлая танцевальная музыка (можно использовать ритмичные русские народные песни, такие как "Ягодка- малинка", "Ах, вы сени мои, сени", " На горе- то калина", "Метелица" и т. д.) Каждый ребёнок под музыку танцует свой сольный произвольный танец. Педагог останавливает музыку и показывает детям цифру 2. Дети выбирают пару и танец продолжается в паре. После следующей остановки педагог поднимает вверх табличку с цифрой 3. Дети танцуют тройками. 4- дети перестраиваются в круг по 4 человека. 5- дети создают круги по 5 человек.
При повторном проведении игры задачи можно усложнять, показывая цифры не по порядку.
Заключение
Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими, закрепляются знания цвета и формы предмета, навыки ориентировки в пространстве. Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества. Начиная со средней группы с детьми можно разучивать математические песни – считалки, которые закрепляют навык счета. Математические песни о геометрических фигурах, песенки о временных отношениях, об измерениях, о количестве и т.п. можно найти в сборнике: В. Лаптевой «Музыкальная математика для детей 4-7 лет», Бурениной А.И. «Музыка и математика в развлечениях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста», А. Лазарева «Математика и музыка».
Все это поможет ребенку познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить. Именно красота является одной из необходимых, непреложных основ человеческого бытия, познания мира, ведь, как отмечает философ Л. Н. Столович, "вся история научного знания свидетельствует о том, что истина дается только тем, кто способен видеть ее красоту”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-дидактическая игра "Теремок"
В приложении: Обложка с названием игры; иллюстрация теремка и целью и ходом игры; персонажи сказки (фигуры)....
Музыкально-дидактическая игра "Теремок"
Музыкально-дидактическая сказка "Теремок" для детей второй младшей группы...
Музыкально-дидактическая игра "Теремок"
Музыкально-дидактическая игра "теремок" для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Предназначена как для совместной деятельности, так и для саомстоятельной игровой деятельности. Рекомендована...
Музыкально-дидактическая игра "Теремок"
Я предлагаю вашему вниманию красочную, увлекательную игру "Теремок", герои которой помогут развить слух детей, их артистизм, умение общаться. Игра позволит провести ваш досуг с детьми весело и с польз...
Музыкально-дидактическая игра "Теремок" 2-я младшая, средняя группы
Музыкально-дидактическая игра на развитие певческих навыков....
Музыкально-дидактическая игра "Теремок" 2-я младшая, средняя группы
Музыкально-дидактическая игра для детей 2-й младшей и средней группы на развитие вокальных и коммуникативных навыков. (авторская разработка)...
Математическая игра "Теремок"
Математическая игра "Теремок"...