Музыкально – математическая игра «Теремок»
методическая разработка на тему

Жданова Евгения Игоревна

Музыкально – математическая игра  для детей дошкольного возраста игрушка – помощница «Теремок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_igra.docx94.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГО Красноуфимск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников»

Паспорт

Музыкально – математической игры

 (для детей дошкольного возраста)

Игрушка – помощница «Теремок»

C:\Users\Женя\Desktop\didaktichieskoie-posobiie-tieriemok_1.jpeg

Составитель: Жданова Е.И.,

 музыкальный руководитель, 1 КК

2017г.

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
  2. Содержание…………………………………………………………………4
  3. Игровые задания……………………………………………………………5
  4. Заключение……………………………………………………………...….8

Пояснительная записка

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Коменский Я.

Музыкальная математика.

Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. Нет такой области музыки, где числа не выступали бы конечным способом описания происходящего: в ладах есть определенное число ступеней, которые характеризуются определенными зависимостями и пропорциональными отношениями; ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи; музыкальная форма основана на идее сходства и различия, тождества и контраста, которые восходят к понятиям  множества, симметрии  и  формируют  музыкальные понятия.

Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах.

Во-первых, она делает занятие более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребенка.

Во-вторых, музыка насыщена образами, которые содействуют формированию мыслительных процессов.

В-третьих, музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.

В-четвертых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию, а как следствие – к своему "интеллектуальному багажу”.

 В-пятых, избранная основа проведения математических занятий дает возможность проведения музыкальных "физкультминуток”, которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания.

В-шестых, музыкальная форма, в которую облечено математическое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, неявно способствует появлению интереса к учебной деятельности.

Содержание

Для закрепления элементарных математических представлений мною разработана и  представлена  музыкально – математическая игра «Теремок», направленная  на первичное представление об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом пространстве и времени.  

Данную игру можно использовать на групповых и подгрупповых занятиях с детьми дошкольного возраста. Игра поможет развить зрительное восприятие, мелкую моторику, закрепить представления о количестве, улучшить счетные навыки, расширить словарный запас. Материал может быть полезен воспитателям, музыкальным руководителям и  родителям.

Цель: Развитие элементарных математических представлений, музыкального слуха детей, закрепление понятий о количестве.
            Задачи:

Обучающие. Развивать логическое мышление, математические, музыкальные способности, развивать мелкую моторику, чувство ритма и танцевально – игровое творчество;

Развивающие. Закреплять умения  детей  правильно считать, уметь перестраиваться и объединяться в группы,  правильно  определять  форму, величину предмета, способствовать к дальнейшему  овладению элементарных математических представлений. Формировать дружеские взаимоотношения, уметь ориентироваться в пространстве.

Воспитательные. Вызывать желание доводить начатое дело до конца, усидчивость, желание играть в музыкально - математические игры  индивидуально  и коллективно;

Ход игры: 

Стоит в поле теремок, теремок

Как красив он и высок, и высок

Вот по полю кто-то к домику бежит?

Вот по полю кто-то к домику спешит?

Дети слушают музыку и определяют по звучанию, какому персонажу сказки она подходит. Ребёнок, правильно угадавший, чья музыка звучит, выходит и прикрепляет соответствующую картинку  в  окошко и показывает движение персонажа. Затем детям предлагается сосчитать количество жителей теремка  (лиса, заяц, волк, петушок, лягушка, мышка, медведь). Каждый персонаж сказки хочет с ребятами поиграть и предлагает игровые задания.

Игровые задания

  1. Петушок  - Пальчиковая игра на порядковый счёт « Вышли пальцы танцевать»

Раз, два, три, четыре, пять –                  Выбрасывают пальчики из кулачка.

Вышли пальцы танцевать.                    Свободное движение ладошками.

Большой пустился в пляс,                   Круговые движения больших пальцев вокруг    друг

Указательный в припляс.           Подушечки указательных пальцев касаются друг  друга.

 

Средний пальчик поклонился,      Средние пальцы сгибаются и выпрямляются.

Безымянный притаился,                          Спрятать 4-йпалец одной руки в кулачок другой.

А мизинчик удалец                               Сцепить мизинцы между собой.

Цепь сцепил и молодец!

 

Как же дальше танцевать?                          Тянут сцепленные пальцы.

Надо цепь нам разорвать!                           Разрывают связь в конце фразы.

  1. Мышка - Ритмическое лото

Передавать   ритмический рисунок, играть  на музыкальных инструментах, выкладывать ритм  длинными  и короткими полосками, большими и маленькими кружками следующих  попевок:

«Андрей воробей»

«Мы идём с флажками»

«Всем нам нет семи лет»

  1. Лягушка - Музыкальная разминка «Счет»  Музыка Л. Палий

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – В ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре - руки шире

Пять – руками помахать,

пять руками помахать

ну и дальше продолжать!

Шесть –  пониже нам присесть,

Семь – плечами потрясти,

ну а 8 потянись,

скажем 9 - покружись.

Скажем 9 -  покружись,

ну а 10 поклонись!

Дети исполняют песню и выполняют движения по тексту.

  1. Лиса - Ритмический кубик

Дети в кругу под весёлую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая:

Ты возьми весёлый кубик,

Передай его друзьям,

Что покажет этот кубик –

Повтори за ним ты сам!

Ребёнок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, геометрических фигур изображено на верхней грани кубика и какого они цвета. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши, шлёпают по коленкам и т.д. Сопровождать звучащие жесты нужно счётом вслух.

  1. Волк. Музыкально - дидактическая игра с использованием диатонического слуха «От шёпота до крика»

Дети считают от одного до пяти  прибавляя силу голоса.

  1. Заяц. Математическая игра «Сосчитай горошины»

Дети берут по одному стручку и становятся в два круга (1 круг – девочки,  2 – мальчики), педагог в это  время расставляет по залу домики с номерами от 1 до 9.

Дети под музыку поют и выполняют  соответствующие движения:

1.Мы шагаем все по кругу, посмотри!   -идут по кругу

И горошины считаем: раз, два, три.

Мы в кружочек соберёмся,  -  идут в круг, поднимая горошины вверх

 И из круга  повернёмся.        – поворачиваются  в обратную сторону

 И считаем: раз, два, три!       - шагают, высоко поднимая колени

 2.Математику мы знаем,  -меняются местами: девочки идут на место             

 Звонко песню напеваем.  мальчиков и наоборот

Ты горох пересчитай,      - грозят друг другу пальчиком

Да смотри, не зевай!

Где живёт он? Угадай!    - разводят руки в стороны, приподняв плечи.

 Дети подбегают к домику с таким номером, сколько горошин в их стручке.

  1. Медведь - Музыкально-математическая игра «Танец цифр»

 

Мы ребята потанцуем,

Веселимся, кружимся.

Скоро все мы в этом танце

С цифрами подружимся.

Звучит весёлая танцевальная музыка (можно использовать ритмичные русские народные песни, такие как "Ягодка- малинка", "Ах, вы сени мои, сени", " На горе- то калина", "Метелица" и т. д.) Каждый ребёнок под музыку танцует свой сольный произвольный танец. Педагог останавливает музыку и показывает детям цифру 2. Дети выбирают пару и танец продолжается в паре. После следующей остановки педагог поднимает вверх табличку с цифрой 3. Дети танцуют тройками. 4- дети перестраиваются в круг по 4 человека. 5- дети создают круги по 5 человек.

При повторном проведении игры задачи можно усложнять, показывая цифры не по порядку.

Заключение

Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими, закрепляются  знания цвета и формы предмета,  навыки  ориентировки в пространстве.  Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества. Начиная со средней группы с детьми можно разучивать математические песни – считалки, которые закрепляют навык счета. Математические песни о геометрических фигурах, песенки о временных отношениях, об измерениях, о количестве и т.п. можно найти в сборнике: В. Лаптевой «Музыкальная математика для детей 4-7 лет», Бурениной А.И. «Музыка и математика в развлечениях с детьми старшего дошкольного и  младшего школьного возраста», А. Лазарева «Математика и музыка».

Все это поможет ребенку познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить. Именно красота является одной из необходимых, непреложных основ человеческого бытия, познания мира, ведь, как отмечает философ Л. Н. Столович, "вся история научного знания свидетельствует о том, что истина дается только тем, кто способен видеть ее красоту”.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактическая игра "Теремок"

В приложении: Обложка с названием игры; иллюстрация теремка и целью и ходом игры; персонажи сказки (фигуры)....

Музыкально-дидактическая игра "Теремок"

Музыкально-дидактическая сказка  "Теремок" для детей второй младшей группы...

Музыкально-дидактическая игра "Теремок"

Музыкально-дидактическая игра "теремок" для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Предназначена как для совместной деятельности, так и для саомстоятельной игровой деятельности. Рекомендована...

Музыкально-дидактическая игра "Теремок"

Я предлагаю вашему вниманию красочную, увлекательную игру "Теремок", герои которой помогут развить слух детей, их артистизм, умение общаться. Игра позволит провести ваш досуг с детьми весело и с польз...

Музыкально-дидактическая игра "Теремок" 2-я младшая, средняя группы

Музыкально-дидактическая игра на развитие певческих навыков....

Музыкально-дидактическая игра "Теремок" 2-я младшая, средняя группы

Музыкально-дидактическая игра для детей 2-й младшей и средней группы на развитие вокальных и коммуникативных навыков. (авторская разработка)...

Математическая игра "Теремок"

Математическая игра "Теремок"...