Что должен знать и уметь будущий первоклассник
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме
Что должен знать и уметь будущий первоклассник
Выражение «подготовить ребенка к школе» – это не только покупка новенькой формы, портфеля и тетрадей. Это еще и определенный уровень знаний, которыми будущий первоклассник должен овладеть до того, как переступит порог учебного заведения.
Как определить, готов ли ребенок в школу и что для этого нужно?
Ребенок должен хотеть идти в школу. Если слышите от будущего первоклассника «Я не хочу в школу», значит, вы не правильно определили мотивацию. Будущего первоклассника надо заинтересовать не новыми портфелем, книгами и ручками. Ребенка должны влечь познания в школе чего-то нового и интересного. Для этого к школьной жизни чадо следует готовить не за месяц-два, а гораздо раньше – с трех-четырех лет.
Чтобы проверить готовность ребенка к школе, нужно пройти специальные тесты. Их немало, но суть одинаковая: они определяют психологическую зрелость вашего ребенка.
Выделяют три аспекта психологической зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Во время выяснения интеллектуальной зрелости ребенка определяется его уровень знаний и представлений об окружающем мире, явления природы, умение обобщать группу предметов (например, фрукты, овощи, обувь, головные уборы и др.), определять причинно-следственные связи (например, соединить вместе рисунки гвоздя и молотка, поскольку молотком забивают гвозди). Важно также определить уровень обучаемости, способность удерживать новые знания и применять их на практике. Для этого можно попросить ребенка повторить за ним определенную последовательность, например, точек и линий. Это позволит увидеть, может ли он работать по образцу, то есть сможет за учителем переписать с доски.
Эмоциональная зрелость – это способность длительное время выполнять не всегда интересную работу, ослабление непосредственных, импульсивных реакций. Сюда можно отнести упражнения на определение внимания ребенка. Например, практикуется упражнение с зачеркивания определенных предметов, разбросанных среди прочих, на время. Это позволяет определить умение ребенка сосредотачиваться, работать быстро и даст ответ на вопрос, сможет ли он вообще хоть некоторое время спокойно посидеть за партой, слушая учителя.
Социальная зрелость - способность общаться со сверстниками, умение подстроить свое поведение законам детской группы, умение выслушивать и выполнять задания педагога.
А вот развивать память и восприятие логической последовательности вашему ребенку помогут сказки. Именно слушая сказки, ребенок учится строить причинно-следственные связи. Очень хорошо, если ребенок возвращает назад папу или маму, которые «нечаянно» сократили уже известную сказку. Это означает, что ребенок понимает недостаток элемента в логической цепочке событий.
Кстати, психологи убеждены, что ругать первоклассника за прихваченные вместе с учебниками в школу машинки или куклы не стоит. Знаковая функция начинает формироваться от 6 до 7 лет. Ребенок в этом возрасте все воспринимает через игру, он все еще играет, поэтому вполне нормально, что дети носят в школу игрушки. Игровая деятельность у ребенка еще на первом плане, он живет и учится играя, поэтому каждую игру надо воспринимать совершенно серьезно.
Одна из главных качеств, которое следует развивать в ребенке задолго до первого класса, – это самостоятельность. То есть, например, не нужно кормить ребенка до семи лет с ложечки, в действительности в трехлетнем возрасте он может самостоятельно есть ложкой и даже вилкой. Самостоятельность нужно постоянно поднимать и развивать. Если постоянно все делать за ребенка, он никогда не будет готов к школе, самостоятельной жизни.
Проверить ребенка перед первым классом следует и у врачей. Прежде всего ребенок должен иметь карту прививок. Сюда должны быть занесены обязательные от дифтерии, столбняка, полиомиелита, кори, краснухи, паротита и гепатита. Также обязательный осмотр всех узких специалистов: ЛОРа, окулиста, невролога, логопеда, стоматолога и др. . Когда уже пройден обзор у всех врачей и готовы анализы, останется подписать медицинскую справку у участкового терапевта. На основе всех этих обследований определяется уровень физического развития будущего первоклассника.
Умение читать у потенциального первоклашки не проверяют. Особая проверка ожидает тех детей, родители которых решили отдать их на обучение в заведение нового типа – гимназию, лицей.
К первому классу должны быть готовы не только дети, но и их родители. Они должны быть готовы к тому, что их ребенок меняется, у него появляются новые интересы и новые люди, мнение которых для него важно. Также лучше, чтобы родители не задавали завышенных требований ни к ребенку, ни к педагогам. Важно, чтобы от родителей ребенок взял основное: учитель – это авторитет, которого нужно уважать. Ведь когда школа и родители будут работать с ребенком в одном направлении, поддерживать, закреплять полученные знания, тогда можно говорить о качественном образовании для детей.
Уровень готовности ребенка к школе можно проверить так:
Тест для родителей
1. Хочет ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там о многом узнает и будет ему интересно учиться?
3. Может ли ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, работать с конструктором)?
4. Ваш ребенок в присутствии незнакомых чувствует себя свободно?
5. Ваш ребенок умеет составлять по рисунку рассказ, не короче пяти предложений?
6. Может ли он рассказать наизусть несколько стихотворений?
8. Ваш ребенок умеет читать по слогам или, что лучше, целыми словами?
9. Умеет ли он считать до десяти и в обратном порядке?
10. Может решать простые задачи на вычитание или добавление единицы?
11. Имеет твердую руку (уверенно держит карандаш и т.д.)?
12. Любит рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14. Может собрать разрезанную фотографию из пяти частей за одну минуту?
15. Знает названия диких и домашних животных?
16. Может обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» – помидоры, морковь, лук)?
17. Может ли ваш ребенок работать самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18. Может понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Результат тестирования зависит от количества положительных ответов («Да») на вопросы теста.
Если их:
15-18 баллов – ребенок вполне готов к школе;
10-14 баллов – ребенок многое уже умеет, и следует обратить внимание на содержание тех вопросов, на которые вы ответили «Нет». Именно они подскажут вам, над чем необходимо поработать.
9 и менее баллов – необходимо обратиться к специалистам, ребенок нуждается в значительном внимании и работе с ним.
Что должен знать и уметь будущий первоклассник
При подготовке детей к школе необходимо формировать такие качества личности, которые позволят будущему ученику не только успешно учиться, но и жить в новой и необычной для него обстановке, общаться с товарищами по классу, учителями. Среди этих качеств особого внимания требуют следующие: любознательность, познавательный интерес, активность, инициативность, достаточно широкий умственный кругозор. Большое значение имеет развитие волевых качеств ребенка, без которых он не сможет регулировать свое повеление, ответственно относиться к учебе, осознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Совершенно необходим будущему школьнику тот комплекс качеств, который образует умение учиться; стремление действовать самостоятельно, умение критически оценивать свою работу, исправлять допущенные "ошибки, умение управлять своими практическими и умственными действиями.
Необходимо формировать у ребенка навыки самостоятельности (в учебной деятельности):
- умение принять доступную учебную задачу, следовать цели, поставленной взрослым;
- точно выполнять задание без посторонней помощи и контроля со стороны взрослого;
- работать длительное время, сосредоточенно, преодолевая трудности, не отвлекаясь;
- добиваться результатов;
- умение справедливо оценивать свою работу. Если допустил ошибки, то при проверке их замечать и самостоятельно исправлять;
- умение доводить начатое дело до конца;
- формировать чувство морального удовлетворения от самостоятельно выполненной работы.
Успешность обучения детей в начальной школе в значительной мере определяется тем уровнем умственного развития, которого они достигли к концу дошкольного детства. Готовность к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1-й класс необходим известный запас знаний:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что должен знать и уметь будущий первоклассник?
Часто приходится сталкиваться с вопросами родителей о том, что такое "готовность к школе". Прежде всего необходимо помнить, что под "готовностью к школе" понимаются не отдельные знания и умения, но их...
Что должен знать и уметь будущий первоклассник?
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?Социально-психологическая готовность к школе:Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраж...
Что должен знать и уметь будущий первоклассник
Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь. Итак, что должен знать и уметь будущий п...
"Скоро в школу!" Что должен знать и уметь будущий первоклассник
Рекомендации по интеллектуальной готовности ребенка к школе...
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК?
Мнения о том, что должен знать и уметь будущий первоклассник, разнятся. Но все же существует определенный минимум требований к знаниям и навыкам будущего первоклассника....
Что должен знать и уметь будущий первоклассник?
Консультация для родителей: "Что должен знать и уметь будущий первоклассник?"...
Памятка для родителей «Что должен знать и уметь будущий первоклассник»
В памятке кратко даны рекомедации родителям о том, что должен знать ребёнок к поступлению в первый класс....