Консультация для родителей «Занимательная математика – учить цифры просто и интересно»
консультация
Если привыкнуть называть число предметов, пересчитывать их, постоянно обращать внимание ребенка на изменение их количества (“Было три печенья, одно ты взял, осталось еще два печенья”), то малыш легко освоит счет и сложение/вычитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_zanimatelnaya_matematika.docx | 49.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
Консультация для родителей «Занимательная математика – учить цифры просто и интересно»
Составила:воспитатель Хакова З.Ф.
Надым,2022 год
Консультация для родителей дошкольников «Занимательная математика – учить цифры просто и интересно»
Если привыкнуть называть число предметов, пересчитывать их, постоянно обращать внимание ребенка на изменение их количества (“Было три печенья, одно ты взял, осталось еще два печенья”), то малыш легко освоит счет и сложение/вычитание. Освоит, потому что поймет, что это нужно ему в жизни. Как еще узнать, всем ли хватает тарелок, помочь маме принести нужное количество яблок, проследить, сколько книжек будет прочитано вечером.
С цифрами труднее. Есть дети, которым нравятся абстрактные значки, и они буквы и цифры с удовольствием разучивают. Но остальных приходится мотивировать дополнительно.
Как это сделать:
1. Научите ребенка звонить по телефону. Чтобы не надоедать родственникам и знакомым, найдите телефоны с интересными автоответчиками и научите малыша звонить в службу времени (пусть это станет его Делом).
2. Одновременно покажите, как определять время по часам (для начала достаточно одной, часовой, стрелки).
3. Если вы смирились с тем, что каждый поход с ребенком в магазин приходится покупать шоколадное яйцо, жевательные конфеты или чупа-чупс, откладывайте на эти сладости монетки по 1, 2 и 5 рублей. И пусть ребенок сам (при необходимости с вашей помощью) отсчитывает нужную сумму.
4. Просите ребенка посмотреть, ваш ли номер троллейбуса подходит к остановке.
5. В некоторых конструкторах цифры используют для того, чтобы указать, сколько каких деталей понадобиться на каждом этапе. Пусть ребенок, сверяясь с этой схемой, подбирает детали.
6. Занимаясь рукоделием, привлеките малыша. Например, пусть он подскажет, сколько петель вязать в следующем ряду.
7. В обычной раскраске пронумеруйте все желтые фрагменты цифрой “1”, красные – цифрой “2” и т.д. Инструкцию, какой цвет соответствует каждой цифре давайте устно (столько раз, сколько ребенок попросит). Если ребенка заинтересует это занятие, купите или распечатайте более сложные раскраски по цифрам.
8. Попробуйте сыграть с малышом в “морской бой”. Начертите для себя поле 4 на 4 клетки. Расставьте на нем 5-6 одноклеточных кораблей. Ребенку начертите квадрат такого же размера, пронумеруйте грани буквами и цифрами (если это покажется трудным, напишите в каждой клетке ее координаты). Пусть ребенок “стреляет”, а вы сообщайте “попал” или “мимо”.
9. Играйте на улице в классики, прыгая по клеточкам в порядке возрастания или убывания номеров.
10. Повесьте на стену календарь с передвигающимся окошком для текущего дня. В разговоре не забывайте упоминать, что, например “дедушка приедет 5 числа, а 9 числа мы пойдем в кино”.
11. Обращайте внимание ребенка на номера домов, квартир, кнопки этажей в лифте.
Не стоит требовать специального заучивания цифр. Но если малыш поинтересуется – обязательно сообщайте, что это за цифра (и делайте это столько раз, сколько ребенок спросит). Пусть цифры войдут в жизнь малыша и станут ему нужны. И тогда он их обязательно выучит.Наверно, вы удивитесь, но главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Кроме того, стоит до школы научить ребенка различать пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.), узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Важно также, чтобы малыш различал величину предметов, понимал, что значит больше, меньше, часть, целое. Если ребенок посещает детский сад или школу дошколят, всему этому он обучается на специальных занятиях. Но знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома.
Счет в дороге.
Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?
Сколько вокруг машин?
Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.
Далеко ли это?
Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту. Вы можете дойти до какого-то места обычными шагами, потом повернуться кругом и посмотреть, насколько меньше шагов вам потребуется, если обратно вы пойдете гигантскими шагами.
Мячи и пуговицы
Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
Правильно расположить предметы на плоскости ему гораздо труднее. Для этого упражнения возьмите любые плоские фигуры (для начала, например, квадрат) и плоские пуговицы. Положите на стол квадрат из плотной бумаги, дайте малышу несколько пуговиц (5 больших и 8 маленьких). Пусть он по вашей инструкции положит пуговицы в нужном месте. Например: "Положи большую пуговицу в середине, еще одну - под квадратом тоже в середине, еще - над квадратом посередине, одну - справа в середине, еще одну - слева в середине".
Если ребенок справился с этой задачей, переходите к следующему заданию. Теперь разложить нужно маленькие пуговицы. Одну - в верхнем правом углу (объясняем, что такое угол справа, сверху), вторую - в верхнем левом углу и т. д. Если и это задание выполнено без ошибок, приступаем к еще более сложному. "Положи маленькую пуговицу над большой пуговицей, которая лежит над карточкой (под карточкой)".
Варианты: справа от большой пуговицы, которая лежит справа у карточки; слева у большой пуговицы, которая лежит слева у карточки и т. п. Сложность увеличивается постепенно, от занятия к занятию, но ни в коем случае в течение одного занятия! Если ребенок стал испытывать трудности, вернитесь к более простому заданию: это временная ситуация.
Угадай, сколько в какой руке.
В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке. Они по очереди отвечают на вопрос. Тот, кто угадает, становится ведущим.
Счет на кухне
Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.
Сколько всего?
Выберите вместе с ребенком что-нибудь для подсчета. Можно показать ему на улице какое-нибудь дерево, например тополь, и научить узнавать его. А потом дать задание сосчитать, сколько тополей на улице, по которой вы гуляете. Можно подсчитать, сколько прошло мимо людей в очках, сколько зеленых машин припарковано на вашей улице или сколько магазинов в вашем микрорайоне.
Что такой длины?
Эта игра научит дошкольника обращать внимание не только на общую величину предмета, но и на отдельные ее параметры: длину, ширину, высоту. Вы загадываете какой-нибудь предмет (например, стол) и делаете узкую бумажную полоску, равную его ширине. Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.Следите, чтобы ребенок измерял именно тот параметр величины, который вы задали. Играя, можно меняться ролями и загадывать по очереди.
Сложи квадрат
Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.
Архитектор
Объясните ребенку, кто такой архитектор и почему вначале нужно нарисовать будущую постройку, и только потом ее можно строить. Предположим, архитектор задумал построить лестницу. Материал для нее нужно подготовить заранее. Это 10 картонных полосок-ступенек длиной от 2 до 20 см (разница между ними - 2 см). Каждая полоска имеет свой цвет (можно использовать картон или плотную бумагу разных цветов или просто раскрасить полоски). Лежат они не по порядку. Предложите ребенку, не трогая полосок, нарисовать лестницу: все ступеньки должны располагаться по порядку, начиная от самой маленькой и кончая самой большой. Пусть каждую ступеньку малыш обозначит соответствующим цветом. После этого предложите ему взять полоски и построить лестницу точно по проекту. Если ребенок допустил ошибки в рисунке, они станут явными - теперь их можно исправить.
Литература:
1. Р. Юдина «Математика: учимся и играем», 2003 г.
2. Г. А. Наумовская «Интеллектуально – познавательные игры и игровые методики», Москва ЦГЛ, 2005 г.
3. Е. А Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс, 2005 г.
Консультация для родителей дошкольников «Математика в огороде»
Вся наша дачная жизнь может стать великолепным увлекательным и разнообразным занятием по математике для дошкольника, потому что в огороде все время можно что-нибудь пересчитывать, измерять, сравнивать, отсчитывать, делить и т.п.
Можно спросить ребенка:
• Для чего мы приехали в огород?
• Какая грядка получилась шире (уже): со свеклой или редиской?
• Что раньше взошло: редиска или салат?
• Чей стебелек выше: укропа или петрушки?
• Что тяжелее: кабачок или дыня?
• Сколько красных помидоров на кустике?
• Каких овощей в миске больше: баклажанов или перцев? На сколько?..
Миллион интереснейших вопросов можно найти и обсудить с ребенком, работая на дачном участке.
Если полностью исключить взрослую занудливость, поучения, принуждения, а настроиться на юмор, приятное общение, то за дачный сезон можно очень заметно развить у дошкольника математические представления.
«О родительских заблуждениях в области дошкольной математики»:
Самое опасное заблуждение
Взрослым все в дошкольной математике кажется элементарным, даже примитивным. Поэтому они форсируют счетные навыки, злятся, если ребенок не сразу понимает закономерность, не очень вникает, насколько осмысленно дошкольник воспринимает объяснения, одним словом, ведут себя так, будто бы сами в свое время были математическими гениями и знали все еще до того, как им объяснили или показали. А для ребенка, даже самого талантливого, овладение начальными математическими представлениями – нелегкий интеллектуальный труд, который взрослые могут сделать интересным и радостным, а могут превратить в унылое и постылое занятие.
Самое распространенное заблуждение.
Очень многие родители думают, что если ребенок до школы считает до ста, складывает и вычитает в пределах десятка, то дошкольник математически прекрасно обучен и развит.
В чем ошибочность такого вывода?
Математическое мышление – это не просто умение считать до ста!
Если ребенок не способен рассуждать, доказывать правильность своих действий, теряется при непривычной форме вопроса, то математическое мышление развито у него слабо. Взрослым всегда надо помнить, что занятия математикой обязательно должны развивать в ребенке смекалку, сообразительность, догадливость, быстроту реакции, то есть развивать интеллект дошкольника, а простое обучение счетным операциям в виде репродуктивных упражнений не обеспечивает формирование математического мышления.
«Количество и счет»
Без развития количественных представлений у ребенка очень тяжело сформировать понятие числового ряда. А количественные представления развиваются одновременно с прочными навыками счета. Поэтому очень полезно постоянно тренировать дошкольника на огородном «счетном» материале:
• Сколько лежит на столе баклажанов?
• Сколько горошинок в стручке?
• Сколько взошло редисок?
• Принеси семь огурцов для салата.
• Положи в миску девять редисок.
Необходимо помочь дошкольнику понять математическую закономерность – число не зависит ни от расположения предметов, ни от направления счета.В условиях огорода эту закономерность несложно показать наглядно: семь огурцов лежат тесной кучкой, а пять баклажанов занимают половину стола. Каких овощей больше?Необученный пересчету дошкольник скажет, что больше баклажанов, потому что они занимают больше места.Надо помочь ребенку сделать правильный вывод, для этого – пересчитать, сложить попарно.Подобных примеров придется разобрать достаточно много (только не за один прием!), чтобы эта закономерность стала для ребенка очевидна.
В методическую копилку мамы:
• Развитие количественных представлений у ребенка начните с уточнения понятий «много», «мало», «немного», «несколько». Составляйте предложения с этими словами.
• При тренировке в прямом счете овощи размещайте различно: по кругу, хаотично, по диагонали и др. Тогда ребенок осознает, что начинать счет можно с любого числа, главное – не пропустить ни одного и не пересчитывать дважды.
• Развивайте счетную деятельность при участии разных анализаторов: счет звуков, движений, предметов на ощупь.
Игра «Достань из мешочка»
В мешочке – фасолинки. Не глядя в мешочек, на ощупь надо достать столько фасоли, сколько раз мама, например, хлопнула в ладоши.
Взрослый достает из мешочка столько фасоли, сколько раз ребенок прыгнул (присел, притопнул и т.д.).
Чтобы было интересней играть, за правильный ответ давать фишку – фантик, ягодку и др.
«Обратный счет»
Счет в обратном порядке более труден, поэтому его тренируем специально.
Упражнение «Убери овощ»
Считаем баклажаны. Всего семь. Уберем один баклажан в корзину. Сколько осталось? Шесть. Уберем еще один баклажан. Сколько осталось? И т.д.
Упражнение «Платочек»
На глазах у дошкольника платочком накрываем, например, семь огурцов, сколько-то достаем из-под платочка и говорим: «Я спрятала семь огурчиков, достала три. Сколько там осталось?».
Ребенок, касаясь каждого видимого овоща, считает: «Ты достала седьмой, шестой, пятый огурец, значит там – четыре». Проверяем вместе с ребенком.
Методические пояснения: В чем смысл этого упражнения? Дошкольник, считая обратно и одновременно касаясь овоща руками, как бы «трогает каждое число», т.е. происходит накопление счетного опыта с опорой на сенсорное ощущение.
«Порядковый счет»
Разложить в ряд разные овощи. Который по счету помидор, если считать слева (баклажан, если посчитать справа)?
В методическую копилку мамы:
• Сколько? (Определение количества.)
• Какой? (Цвет, величина, назначение.)
• Который?(Определение места предмета среди других.)
«Ознакомление с количественным составом числа из единиц»
С помощью овощей легко показать наглядно состав любого числа из единиц.
На столе четыре овоща:
• один помидор,
• один огурец,
• один огурец.
• один баклажан,
Спросите у детей:
• Сколько всего овощей?
• Из каких видов состоит группа овощей?
Чтобы ребенок четко представлял состав любого числа в виде единиц, надо разобрать несколько аналогичных примеров.
Методические пояснения:
Очень важно для формирования счетных навыков, чтобы дети понимали количественный состав числа из единиц, потому что до школы дети присчитывают и отсчитывают по единице.
Литература:
1. Р. Юдина «Математика: учимся и играем», 2003г.
2. Г. А. Наумовская «Интеллектуально – познавательные игры и игровые методики», Москва ЦГЛ, 2005г.
3. Е. А Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей « Занимательная математика»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом, подбирая занимательный материал, воспитатели должны учитывать возрастные осо...
Консультация для родителей " Занимательная математика дома"
Предлагаются игры математического содержания , которые можно использовать дома без специальной подготовки и дидактического материала....
Консультация для родителей «Занимательная математика дома»
Уважаемые родители!Любая математическая игра, загадка, задача, упражнение развивает у детей память, внимание, познавательный интерес, способствует вовлечению детей к исследовательскому творческому пои...
Консультация для родителей дошкольников «Занимательная математика – учить цифры просто и интересно»
Простые способы научить ребёнка математике....
Консультация для родителей дошкольников "Занимательная математика" – учить цифры просто и интересно»
Занимательная математика...
«Занимательная математика – учить цифры просто и интересно»
laquo;Занимательная математика – учить цифры просто и интересно»...
Статья: «Занимательная математика – учить цифры просто и интересно»
Если привыкнуть называть число предметов, пересчитывать их, постоянно обращать внимание ребенка на изменение их количества (“Было три печенья, одно ты взял, осталось еще два печенья”), то ...