Консультация для педагогов "Организация беседы с родителями"
консультация на тему
Беседы воспитателя с родителями – наиболее доступная и распространённая форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребёнка, с другими членами семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsiya_dlya_pedagogov_dou_organizatsiya_besedy_s_roditelyami.docx | 278.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация беседы с родителями».
Беседы воспитателя с родителями – наиболее доступная и распространённая форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребёнка, с другими членами семьи.
Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.
Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.
Особенности проведения бесед:
- Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
- Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей – существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей.
- Подчас воспитатель, дав родителям совет, сделав указание, замечание, считает, что побеседовал с родителями, но при этом осталось невыясненным, что думали по этому поводу сами родители: как они восприняли совет, замечание, как предполагают выполнить рекомендации педагога, что, по мнению отца или матери, явилось причиной отклонений в поведении ребёнка, что их затрудняет при воспитании того или иного навыка, умения, качества и т. п., т. е. беседы по существу не было.
- Беседу лучше всего проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей.
Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, что бы добиться доверительной атмосферы, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из ее участников этого не хочет. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания или назидать.
- Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать её с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
- Если беседа возникла стихийно (обычно в этом случае её инициаторами бывают родители) и педагог не может уделить отцу или матери необходимое внимание, он договаривается о специальной встрече с родителями в удобное для них время. На эту беседу могут быть приглашены и другие родители, для которых, по мнению воспитателя, участие в беседе на данную тему полезно. Но при этом необходимо учитывать: если вопросы, затрагиваемые в беседе, связаны с внутрисемейными отношениями, присутствие посторонних лиц нежелательно – обстановка беседы должна располагать к откровенности. И в том случае, когда беседа возникает по инициативе родителей, вызвана их вопросами, суждениями, предложениями, руководство беседой должен взять на себя воспитатель: он задает ей нужное направление, делает выводы.
- Если инициатором беседы является педагог, он заранее продумывает, с чего начнет её, какие вопросы задаст родителям, чтобы выявить их понимание обсуждаемых вопросов, отношение к ним. Договариваясь с родителями о времени беседы, педагог сообщает её тему и просит подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. Планируя тематику бесед, необходимо стремиться по возможности охватить все проблемные стороны воспитания детей.
Педагогическая беседа должны отвечать определенным требованиям:
- прежде всего, это их конкретность и содержательность, родители должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания детей
- беседа должна пробуждать у родителей интерес к педагогическим проблемам повышать чувство ответственности за воспитание детей.
- важное значение имеет живой характер беседы, доброжелательность, но дружеский тон, в котором ведется беседа, не исключает предъявления воспитателем необходимых требований.
Чтобы добиться контакта с родителями в процессе беседы вовлечь их в обсуждение, воспитателю необходимо предусмотреть ряд условий:
- Продумать место и время проведения беседы.
- Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы.
- В процессе беседы ничто не должно отвлекать беседующих. Не должно быть посторонних лиц, присутствие которых может смущать родителей, хотя бывают случаи, когда воспитатель намеренно стремится привлечь внимание других родителей и вовлечь их в разговор.
- Беседу лучше начинать с более общих, нейтральных вопросов.
- Воспитатель всегда располагает фактами, положительно характеризующими ребенка. Эти факты обязательно надо применить в беседах, тогда, то отрицательное, что вынужден говорить о ребёнке воспитатель, родители воспринимают не так болезненно.
Безусловно, в последующих беседах воспитатель должен выяснить, как реализованы его советы родителями, что изменилось в воспитании ребёнка.
Используя беседу как средство получения информации о воспитании ребёнка в семье, педагог должен иметь в виду, что не всегда эта информация достаточно достоверна. Дело в том, что действительное поведение людей и их собственная оценка этого поведения могут не совпадать и даже вступать в противоречие, особенно когда даётся оценка семейным отношениям. Поэтому знания о характере воспитания ребёнка в семье, полученные в беседе, должны дополняться и уточняться при посещении семьи педагогом, его наблюдениями за взаимоотношениями родителей и ребёнка.
Материал для бесед с родителями дают педагогу наблюдения за ребёнком: за выполнением им правил поведения в коллективе, за отношением к детям, к взрослым и их требованиям, за отношением к деятельности; разговоры с ребёнком, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения.
Доброжелательность педагога, обоснованность его оценок и выводов, которые он делает с позиции интересов ребёнка, вызывают у родителей желание откровенно высказывать свое мнение, поделиться впечатлениями, рассказать о поведении ребёнка в семье.
Таким образом, беседа является средством установления контактов с родителями, изучения семейного воспитания ребёнка и влияния на характер этого воспитания.
Основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Основные требования к проведению беседы.
Подготовка к беседе:
- Определить цель беседы. Иначе беседа – бесплодный разговор. Истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику.
- Определить целевые вопросы, которые вы будете задавать. Распределите вопросы в порядке их значимости. Составьте план беседы исходя из конкретной ситуации.
- Определить вопросы, поддерживающие беседу. Исходя из потребностей, интересов собеседника.
Вступление в контакт с собеседником.
- Вопросы, поддерживающие беседу. Ставьте вопросы, интересующие собеседника, чтобы заинтересовать его.
- Не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания. Если вы увидите пассивность собеседника: вы начали с неудачного вопроса, у него нет настроения, взяли не тот тон, угодили в больное место – постарайтесь сразу исправить ошибку – будьте активно – внимательными.
Как правильно вести беседу.
- Как лучше ставить вопросы? Не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме). Вопросы должны быть краткими, понятными собеседнику.
- Слушать внимательно и доверительно. Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации.
- Дать возможность собеседнику высказаться. Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей.
- Не прерывать высказывания собеседника. Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.
Основные моменты:
- Дайте собеседнику возможность выговориться.
- Выражайте Вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений (« Я правильно поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы считаете, что…» и т. д.)
- Резюмируйте наиболее важные высказывания.
- Не прерывайте собеседника.
- Не противоречьте.
- Задавайте вопросы.
Приемы взаимодействия с родителями.
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится работа с родителями. В общении неуместны категоричность, требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
- Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
- Сотрудничество, а не наставничество.
Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний не принесёт положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
- Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
- Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - беседа с родителями подготовительной группы на тему "Как сберечь здоровье ребенка".
Как же сохранить и урепить здоровье ребенка? Для этого необходимо вести здоровый образ жизни....
Консультация-беседа для родителей "Экипировка первоклассника"
Консультация для родителей будущих первоклассников. Материал представлен в форме беседы. Родителям предлагаются советы по подбору школьных принадлежностей начиная от концелярских товаров, письменного ...
Консультация для родителей на тему: "Беседа для родителей будущих первоклассников"
Консультация для родителей на тему: "Беседа для родителей будущих первоклассников"...
Консультация и беседа для родителей
quot;Как одеть ребенка на праздник""Культура поведения родителя и ребенка на празднике"...
Консультация для педагогов ДОУ "Педагогический такт в беседе с родителями".
Консультации для педагогов и родителей...
Консультация на тему: Беседа с родителями «Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению»
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный к...