Игра и эмоциональный мир дошкольника
консультация (старшая группа) на тему

Гребенюк Галина Ивановна

Консультация для воспитателей о том, какое значение имеет игра в преодолении эмоциональных трудностей дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа №27 г. Благовещенска»

Консультации для воспитателей

«Игра  и  эмоциональный

мир дошкольника».

г.  Б  л  а  г  о  в  е  щ  е  н  с  к    2017г.

(март)  

         

В своих играх дети обычно отображают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. Отражая жизнь, ребёнок http://mr-shar.ru/photos/obraztsy-fonov-shablonov-dlya-detskogo-sada-68821-large.jpgопирается на известные образцы: на действия, поступки и взаимоотношения окружающих людей. При этом игра ребёнка не является точной копией того, что он наблюдает.

 Известно, что отношение ребёнка к окружающему миру складывается под влиянием оценок взрослых и их эмоционально-выразительного отношения к событиям, явлениям, людям. Отношение взрослого, его пример во многом определяет развитие потребностей ребёнка, его ценностных ориентаций, его стремлений и желаний, а также умения откликаться на положение окружающих людей, сопереживать им. И это определяет содержание его внутреннего мира и содержание игровой деятельности.

 В игре, как ни в какой другой деятельности, реализуется стремление ребёнка в определенном возрасте приобщиться к жизни взрослых. В ней осуществляется его желание быть, как папа, как доктор, как шофер.

 Велико влияние игры на чувства детей. Она обладает притягательной способностью завораживать человека, вызывать волнение, азарт и восторг. По – настоящему игра осуществляется только тогда, когда её содержание дано в острой эмоциональной форме.

 Для усвоения знаний и умений с большим успехом применяют дидактические игры, для формирования физического совершенства- подвижные, а для развития социальных эмоций и социальных качеств личности – игры с правилами, сюжетно-ролевые. Вот почему неумение детей играть может означать задержку в развитии социальных качеств ребёнка, его социального сознания.

 Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей игра занимает существенное место. Игра пользуется особой любовью маленьких детей, она возникает без принуждения со стороны взрослых, она ведущая деятельность. Это означает, что самые важные изменения в психике ребёнка, в развитии его социальных чувств, в поведении и т.п. происходят в игре.

 Эмоционально неблагополучные дети испытывают различные затруднения в игре. Они проявляют например, жестокое отношение к куклам, которых обижают, мучают и наказывают. Игры таких детей  могут иметь характер однообразно повторяющихся процессов. В других случаях наблюдается необъяснимая привязанность к определенной категории игрушек и к определенным действиям, несмотря на нормальное умственное развитие дошкольников. Перечисленные особенности неправильного развития эмоциональной сферы требуют специального воспитательного подхода, специальной педагогической коррекции. В противном случае эти нарушения могут привести к недостаткам умственного развития, задержке формирования социальных качеств и личности ребенка в целом.

Указанная тесная связь между эмоциональным развитием детей и развитием игры свидетельствует о том, что психолого-педагогические приемы, осуществляемые в процессе игры должны нормализовать эмоциональную сферу, снимать эмоциональные барьеры и вести к появлению более высокоразвитых, прогрессивных форм эмоционального поведения.

 С учетом специфики эмоционального поведения следует применять различные виды игр: сюжетно-ролевые, игры –драматизации, игра с правилами, и руководить игрой таким образом, чтобы нежелательные качества личности ребёнка или отрицательные эмоции успешно им преодолевались.

 Однако, часть детей дошкольного возраста не умеет играть. Одна из причин этого заключается в том, что с этими  детьми никто в семье не играет, поскольку родители предпочитают другие виды деятельности (чаще всего это разные виды развития интеллекта, которым ребёнок обучается в ущерб игре). Другая причина состоит в том, что эти дети в раннем возрасте по разным обстоятельствам лишены общения со сверстниками и не  научились налаживать с ними взаимоотношения. Игра таких детей индивидуальна. Содержанием таких игр редко становятся человеческие взаимоотношения.

 При низком уровне игры дети лишь манипулируют предметами. Эти предметные действия в основном и являются объектом положительного эмоционального отношения детей. В связи с этим некоторые дети выбирают одни и те же знакомые игры («детский сад», «дочки-матери»,  и пр.) и проигрывают их по шаблону.

 Каждая кукла – это персонаж в игре, с которым у ребёнка связаны разнообразные эмоции. И надо заботиться, чтобы ребёнок не просто выполнял какие –то обязанности, но и глубоко переживал роль.

 Также необходимо развивать эмоциональное отношение ребёнка к содержанию игры в целом. Нужно, чтобы дети не просто знали содержание той или иной игры, но чтобы они определённым образом к этому содержанию относились, чтобы у них возникла потребность овладеть соответствующей ролью.

 Не менее важным в игре является постановка задач, являющихся основой для эмоционально- нравственного развития. Эти задачи направляют внимание ребёнка на положение персонажа, на его состояние, учат выражать ему сочувствие и оказывать содействие. Постановкой игровых задач взрослый поддерживает сотрудничество дошкольника с другими детьми. Ролевое поведение взрослого является стержнем, на котором держится деловое взаимодействие ребёнка со сверстниками.

 Ребёнок получает от успешной игры громадное удовольствие. Он само утверждается в своей роли, испытывает неподдельную гордость. Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуществление замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость, требование повторения игры, обрастающей все новыми подробностями. Эмоциональный подъём в игре помогает дошкольнику преодолевать негативизм по отношению к другим детям, принять их как партнёров.

 Сюжетно-ролевые игры оказывают разное влияние на эмоциональные проявления детей в тех случаях, когда роли распределены, но качества партнеров-персонажей не названы. В этих случаях ребёнок трактует нормы и правила человеческих взаимоотношений в зависимости от своего жизненного опыта.

 Дети с узким, односторонним социальным опытом или дети более младшего возраста нередко оказываются беспомощными в условиях сюжетно-ролевой игры, так как слабо представляют, как нужно поступать при тех или иных обстоятельствах, какими качествами должен обладать тот или иной персонаж. Так, говорят маленькому ребёнку, показывая на сверстника, исполняющего роль кролика: «Вот кролик, посмотри, какой он мягкий, какие у него длинные ушки, беленькая шкурка» - и ребёнок, до этого не обращавший внимания на сверстника, начинает глядеть на него с нежностью, гладит «ушки», «мех». Часто при этом у ребёнка возникает стойкое эмоциональное проявление симпатии, которое сохраняется не только в ролевых отношениях, но и вне них.

 Роль может использоваться и для изменения качеств самого ребёнка. Например, если агрессивному мальчику говорили: «Ты большой, сильный гусь, ты умеешь быстро летать, не боишься волка, ты можешь защитить маленьких гусят от опасности!» - и ребёнок, который пытался всех обогнать и гордился этим, начинал загораживать гусенка и чуть ли не на руках уносил его от волка. Он уже не обижает этого малыша, как раньше, и становиться ему заступником даже вне игры. Из данного примера видно, что роль помогла ребёнку коренным образом изменить своё поведение и своё отношение к малышу.

 При перестройке эмоционального опыта с негативным отношение к сверстникам, в основе которого лежат их социальная пассивность, отсутствие творческого начала в отношениях с людьми, полезно обратиться к играм –драматизациям на темы сказок. В них добро и зло разграничены, даны четкие оценки поступкам героев, определенны положительные и отрицательные персонажи. Поэтому в условиях игра на тему сказки ребёнку легче войти в роль, создать образ, допустить условность. Ведь создание воображаемой ситуации обязательно требует связи с жизнью и исходными представлениями дошкольника о ней.

 Для этих игр можно, например, использовать народные сказки. Сказку «Заячья избушка», сказку «Кот петух, лиса». Если в первой сказке черты главных героев даны четко и однозначно (лиса –отрицательный персонаж, а петух –спаситель зайца -положительный), то во второй сказке характеристика уже знакомых положительных и отрицательных персонажей, которые взаимодействуют в воображаемой ситуации, несколько иная. Характер персонажей этой сказки сложнее и богаче, чем в предыдущей. Поэтому  ребенок, опираясь на свой опыт, получает и новый, обогащенный, игровой и эмоциональный опыт в воспроизведения сюжета сказки.

 По мере рассказывания сказки можно заметить, как у детей нарастает интерес к персонажам и их жизни. Оживление, смех, тревога свидетельствуют о предвосхищении событий, об эмоциональном отношении к возникающим коллизиям, ожидании благополучного конца.

 Одной из форм игры, распространенной в дошкольном возрасте, является игра с правилами. Её специфика состоит в том, что отношения определяются в ней уже не ролями, а правилами и нормами. Часто ребёнок, сам того не замечая, начинает действовать с правилами, особенно в подвижной игре, так, как не умеет ни в реальных условиях, ни в сюжетно-ролевой игре. Следует подчеркнуть, что контакты, возникшие под влиянием игры с правилами, не исчезают с окончанием действий.

 При проведении подвижных сюжетных игр с правилами можно создать условия, при которых с очевидностью выступают такие качества ребёнка, как решительность или нерешительность, находчивость, смекалка и др.; в этих условиях дети приучаются действовать дружно, сообща.

 Игры с правилами предполагают специфические формы общения, отличные от форм общения в сюжетно-ролевых играх. Так, если в сюжетно  - ролевых играх каждая роль имеет противоположную по смыслу и действиям форму (мать-дети, врач-пациент, машинист-пассажир и пр.), то в играх с правилами наряду с таким типом отношений (противоположные команды) возникает и другой, очень важный тип отношений – это отношения равных внутри команд.

 Таким образом, игра с правилами предполагает выход за рамки ролевых отношений к отношениям личностным, развивает у детей коллективистскую направленность, служит фундаментом для развития подлинных человеческих эмоций. Это особенно важно в связи с тем фактом, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переноситься ими в дальнейшем в реальную жизнь. Игры с правилами способствуют снятию у ребёнка имеющихся трудностей эмоционального развития.

 Для получения устойчивого эффекта от игр очень важно участие родителей в этих играх. Это способствует образованию у родителей другой точки зрения на взаимоотношения с детьми. В совместной игре они как бы заново открывают для себя детей, познают их внутренний мир, и взаимоотношения с детьми становятся более тёплыми и содержательными. Важное значение имеет здесь перемена ролей, взятие родителем на себя роли ребёнка, а ребёнком – роли родителя. Это помогает им понять и принять друг друга.

 Только в тесном единстве родителей и воспитателя можно перестроить эмоциональную сферу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Игры и упражнения, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста....

«Эмоциональное состояние дошкольников в подвижной игре»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №27 ст Вышестеблиевской Темрюкского районаСоставила Черненко И.Н.воспитатель...

Игры для эмоционального развития дошкольника

Игры для эмоционального развития дошкольника...

Игра как ведущая деятельность в развитии эмоциональной сферы и эмоциональной отзывчивости дошкольников

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной отзывчивости  у детей в современном мире.В статье рассматривается взаимосвязь совместной игровой деятельности и развитием эмоциональной отзыв...

ИГРА И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ с ЗПР.

Общеизвестно и является актуальным на сегодняшний день проблема трудностей детей с ЗПР в обучении. Эмоциональная незрелость детей с ЗПР проявляется в эмоциональной поверхности контактов, слабом п...