ИГРА И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ с ЗПР.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Музулькова Ирина Викторовна

Общеизвестно и является актуальным на сегодняшний день проблема трудностей детей с ЗПР в обучении. Эмоциональная незрелость детей с ЗПР проявляется в эмоциональной поверхности контактов, слабом поддерживании и сочувствии; контакты таких детей мимолетны, ситуативны, неустойчивы. Дети с ЗПР более чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Поэтому мы предлагаем вводить в коррекционно-развивающий процесс ежедневные игровые упражнения для снятия напряжения, повышения самооценки, различения собственных и чужих чувств и эмоций, для корректирования поведенческих реакций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_i_emotsionalnoe_razvitie_doshkolnikov.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Дердиященко Елена Игоревна, учитель-логопед,

Музулькова Ирина Викторовна, учитель-логопед,

учитель-дефектолог

«Детский сад «Терем – теремок» ГБОУ ООШ № 21 СП

г.о. Новокуйбышевск

Общеизвестно и является актуальным на сегодняшний день проблема трудностей детей с ЗПР в обучении. Данная психолого-педагогическая проблема возникает в связи с тем, что у детей данной категории отмечаются ограничение, замедление и качественные особенности в развитии высших психических функций – ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления. К тому же эти дети эмоционально неустойчивы – легко возбудимы, импульсивны, агрессивны, раздражительны, плаксивы, капризны либо, наоборот, скованы, заторможены, пугливы. Эмоциональная незрелость детей с ЗПР проявляется в эмоциональной поверхности контактов, слабом поддерживании и сочувствии; контакты таких детей мимолетны, ситуативны, неустойчивы. Они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Адаптивные механизмы у детей с ЗПР также своеобразны. Они не имеют достаточно развитых интеллектуальных и эмоционально-волевых возможностей для самостоятельного и продуктивного устранения недостатков, самокритики. У детей с ЗПР нет развитой самооценки, устойчивости и критичности, что обусловливает у них склонности к преувеличению своих возможностей. Именно поэтому дети с ЗПР более чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Поэтому мы предлагаем вводить в коррекционно-развивающий процесс ежедневные игровые упражнения для снятия напряжения, повышения самооценки, различения собственных и чужих чувств и эмоций, для корректирования поведенческих реакций. Использование различных анализаторных систем при выполнении различных игровых заданий будет способствовать более эмоциональному отзыву организма. Предоставляя соответствующие сенсорные, тактильные, проприоцептивные стимулы, мы создаем условия для нормальной работы центральной нервной системы. Поэтому многие предложенные варианты игр несут в себе сочетание различных движений, изменений положения тела, тактильных, зрительных и звуковых стимулов и реакций.

Игра «На птичий двор пришел индюк». Задачи – развитие социального и эмоционального интеллекта (умение понимать и «читать» поведение других людей; умение быстро и адекватно реагировать на поведение других людей, контактировать друг с другом) при выполнении ежедневной артикуляционной гимнастики. Наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений. Так же в этой игре проявляется способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию воображаемых поступков других людей. Детям предлагается изобразить индюка, который пришел на птичий двор и изобразить ситуацию. Широким кончиком языка быстро водить по верхней губе вперед-назад, изображая как болбочет индюк. Объединяясь в пары, дети на языке индюков с помощью пантомимы, эмоций, чувств и жестов должны распространить любую заданную тему (семья, обед, спор, очередь, просьба, ссора и т.п.). В семье данное упражнение можно использовать всей семьей. Так, мама зовет членов семьи на ужин, а члены семьи на том же языке, выражают свои эмоции, отношение к маме, ужину и т.п. Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений с помощью эмоциональных реакций, следовательно, она способствует формированию у ребенка способности определенным образом ориентироваться в этих взаимоотношениях.

Игра «Перевертыш». Задачи: Развитие эмоционального и социального интеллекта, как способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, развивать умение делать выбор, находить противоположное состояние. Развивать мышление и воображение, находить сходство и различие между предметами. Развивать у детей умение подбирать слова, противоположные по смыслу. Развивать слуховое внимание.

Нужно изобразить с помощью мимики и жестов названное состояние или действие наоборот (грустный – веселый, расстегнуть-застегнуть, высоко-низко, вправо-влево, лежать-стоять…) и назвать его, сделав шаг назад. Игра «Пойми меня».

Задачи: развитие умения ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях, умения проявлять собственные эмоции, развитие связной речи и речевого внимания. Взрослый предлагает ведущему выбрать заранее подготовленные карточки с прописанными ролями и ситуациями, где изображены герои, которых нужно изобразить. Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 1-4 предложений. Дети должны догадаться, кто говорит (водитель автобуса, кондуктор, таксист, экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например: «Я могу Вам помочь? У нас с сегодняшнего дня новая коллекция и скидки» (Ситуация – обращение продавца-консультанта в магазине одежды); «Уважаемые пассажиры. Пристегните ремни. Наш авиалайнер проследует по маршруту «Москва – Стамбул» (Ситуация – стюарт в самолете перед полетом).

Игра «Если «верно» - хлопай, а «неверно» - топай». Задачи: Снятие эмоционального напряжения. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Развитие слухового внимания, умения концентрироваться. Предлагается прослушать утверждение и свой выбор подтвердить движением – хлопать, если оно верно и топать, если наоборот неверно. Рекомендуется с помощью мимики и эмоций отображать положительный или отрицательный выбор. Примерные утверждения:

Отдых на море всей семьей – это замечательно.

Оставаться в одиночестве – это плохо.

Делиться с друзьями конфетами – это плохо.

Делиться с друзьями конфетами – это хорошо.

Если ты убираешь за собой игрушки – мама улыбается.

Если ты взял спички, то это может привести к пожару.

Самое удобное место для детской игры – проезжая часть.

Играть на проезжей части нельзя!

Игра «Разговор через стекло».

Цель: развивать умение выражать эмоции, читать эмоции других людей в соответствие с ситуацией, развивать творческое мышление, фантазию, воображение.

Дети становятся напротив друг друга и представляют. Что перед ними толстое стекло, оно не пропускает звука и через которое нужно вести разговор только с помощью жестов и мимики. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Пойдем гулять”, “Давай я угощу тебя мороженым”, “Пойдем в кино…”). Другая группа должна отгадывать то, что они увидели.

Литература:

1. Гиппиус Сергей. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. // 2017 – издательство АСТ – 512 стр.

2. Деревянкина Н.А. Эмоциональный аспект игровой деятельности дошкольников // Научный поиск: Сборник научных работ студентов, аспирантов и преподавателей/под редакцией проф. А.В. Карпова. – Ярославль: издательство ЯрГУ, 2001.

3. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство эмоционального развития дошкольника

Игра как средство эмоционального развития дошкольникаСовременное общество ориентировано на развитие позитивной эмоциональной сферы ребенка. Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, фо...

Выступление на районном методическом объединении по теме "Подвижная игра как средство эмоционального развития дошкольника"

Подвижная игра – один из наиболее эмоциональных видов детскойдеятельности, обусловленный правилами. Она позволяет педагогустимулировать двигательную активность каждого ребенка, учитывая егоиндив...

Игры для эмоционального развития дошкольника

Игры для эмоционального развития дошкольника...

Статья :Эмоциональное развитие дошкольников в играх-драматизациях.

Драмматизировать -  то значит представить........