автоматизация звука ш
консультация (старшая группа) на тему

Филиппова Лариса Валерьевна

домашнее задание для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnee_zadanie_na_avtomatizatsiyu_zvuka_sh.docx741.87 КБ

Предварительный просмотр:

Домашнее задание на автоматизацию звука Ш.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________

Автоматизация изолированного звука [Ш]

Звук Ш

  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренны м зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык

принимает форму ковшика или чашечки.

  • голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Игра «Хлопни в ладоши»
Объясните ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-то определенный звук. После этого, начинайте четко произносить сначала звуки, затем слоги и

слова. А ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит нужный звук.

Звуки: Ш, А, М, Ш, С, О, И, Ш, З, К, М, Ж, Р, Д, В, Ш, Г, Ш, Л, С и т.д.
Слоги: ШО, ОМ, ША, МА, ВУ, ЛО, АШ, НА, КИ, ОШ, СА и т.д.
Слова: шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка и т.д.

Звук Ш

Шарик лопнул. Он падает и шипит: «Ш-ш-ш». Пошипи вместе с ним. 
Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: «Ш-ш-ш…».

 

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________

Автоматизация звука [Ш] в слогах
В прямых слогах:
Повтори за мамой:
ша — ша — ша шо — шо — шо ша-ши-шо-шу
ши — ши — ши шу — шу — шу ши-шо-шу-ша
ше — ше — ше шо-шу-ша-ши
шу-ша-ши-шо
шик шов шейх шок ширь.

В обратных слогах:
Повтори за мамой:
аш-аш-аш ыш-ыш-ыш аш-ош-уш-ыш
ош-ош-ош иш-иш-иш ош-уш-ыш-аш
уш-уш-уш уш-ыш-аш-ош
ыш-аш-ош-уш
мышь, тушь, рожь[ш], уж[ш], ложь[ш], тишь.

Звук Ш

Покажи, каким был шарик сначала, обведи его по контуру и заштрихуй в заданном направлении. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не

останавливайся и произноси: «Ш-ш-ш…».

Раскрась рисунок.

 

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________

Автоматизация звука [Ш] в словах
Повтори за мамой слова:
шайба, шайка, шик, шея, шапка, шалун, шина, шевро, шелковица, шепот, шип, шифер, шейх, шевиот, шиньон, шериф, шок, шахта, шипит, шакал, шорох, шорты, шоколад, каша,

вешалка, кошелек, ноша, баклуши, вишенка, порошок, лошадь, ошибка, мошенник, душок, ушанка, уши, башенка, пушок, пороша, ушиб, прошение.

Закончи предложения:
Я иду и ты … (идешь). Я пою и ты … (поешь). Я веду и ты … (ведешь). Я даю и ты … (даешь). Я ем и ты … (ешь). Я несу и ты … (несешь).

Игра «Назови ласково».Ребенок называет, мама записывает.
воля – волюшка, доля – ________, дума – ___________, кума – _________, зима – ________, камень – _________, солнце – _________, хлеб – ________, изба – ________,

хозяйка – _________, штаны – __________, мать – ________, тётя – __________, дядя — __________.

Звук Ш

Давай подарим Пятачку много красивых шариков. Обведи по контуру каждый шар и заштрихуй в заданном направлении. Не забывай произносить: «Ш-ш-ш—

шарик». Сосчитай, сколько шариков у Пятачка: «Один шарик, два шарика…».

 

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________

Автоматизация звука [Ш] в словах

«Измени первый звук в слове»
Внимательно послушай слово и замени в нем первый звук на звук [Ш].
Тапка- __апка, жаль — __аль, мах -__ах, губы — __убы, мыло -__ило, бык -__ик, дар-__ар, майка-__айка, топот — __ёпот, чашка-__ашка, мышка-__ишка, парить-__арить,

накал-__акал.

Повтори за мамой слоги со стечением согласных:
шпа, шпы, шпэ, шпо, шпу, шма, шмы, шмэ, шмо, шму, шла, шлы, шлэ, шло, шлу, шна, шны, шнэ, шно, шну, шва, швы, швэ, шво, шву, шта, шты, штэ, што, шту, шкы, шкэ, шко,

шку, шра, шры, шрэ, шро, шру.

Повтори за мамой слова:
шпаргалка, шпинат, шмыгать, штат, шпион, яшма, штатив, швед, кошма, штанга, шпана, шпик, шмякнет, башмак, штамп, швея, кошмар, шляпа, дышло, штопка.

Звук Ш

Змейки рисуют узоры на песке и шипят: «Ш-ш-ш». Сначала проведи по линиям пальчиком, а потом карандашом. Не забывай шипеть, как змейки.

Раскрась рисунки.

 

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________

Автоматизация звука [Ш] в предложении

Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука Ш.:
У Миши машина и пушка. У шиповника шипы.
Паша катает Мишу на машине. Даша пишет букву «Ш».
Наташа вышивает подушку. Бабушка вышивает подушку.
В шкафу шашки и шахматы. Малыши шагают в школу.
Мышка убегает от кошки. Кошка лежит на подушке.
Маша нашла шишку. Миша нашел ромашку.
Алеша надел шубу и шапку. Алеша нашел шампиньон.
Выучи скороговорку:
Маше каша надоела, Маша кашу не доела.

Звук Ш

Обведи контуры мышек по точкам и дорисуй, повторяя чистоговорку: «Тише, мыши, не шумите. Нашу кошку не будите». Сколько мышек увидела

кошка во сне?

Раскрась картинку.

 

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________

Автоматизация звука [Ш] в предложении.

Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука Ш.:
Кукушка кукушонку шьёт капюшон, Кошка в окошке штанишки шьёт,
Наденет кукушонок капюшон Мышка в сапожках избушку метёт
Как в капюшоне он смешон!

Выучи стихотворение:
Мышонку шепчет мышь: - Мышонок шепчет мыши:
- Ты все шумишь, шумишь! - Шуметь я буду тише.

Повтори за маой чистоговорки:
Ша-ша-ша — нет карандаша. Шо-шо-шо — нам гулять хорошо.
Шу-шу-шу — я сижу и не шуршу. Ши-ши-ши — притихли малыши.
Ше-ше-ше- подарили шарфик Даше.

Проговори без запинки: «У Мишки шишки, шишки у Мишки…»

Звук Ш

Обведи контуры шишек. Рисуй и проговаривай слово «шишка».
Раскрась картинку.

 

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________

Автоматизация звука [Ш] в тексте

Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь.
У Яшиного дедушки жила в клетке пушистая белочка. Яша назвал ее Пушинкой. Открыл раз Яша клетку, чтобы дать Пушинке орешек. Но шустрая Пушинка выскочила из клети и

давай носиться по комнате. Вот она прыгнула к окну. А форточка была открыта.
Как ты думаешь, что случилось потом? И чем закончилась эта история? Следи за произношением звука Ш.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________

Прочитайте ребенку рассказ. Для того чтобы он мог пересказать текст, помогите ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная

цепочка предложений.
Каша (цепной текст)

Звук Ш

Маша и Даша кушают пшенную кашу.

Пшенную кашу варят из пшена.

Пшено купила бабушка.

Бабушка наварила горшок пшенной каши.

Кашей накормили кошку.

 

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________

Автоматизация звука [Ш] в тексте

Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь.
Чтобы Даша научилась правильно поизносить звук Ш, бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это мишка, машинки, башенка, шашки,

петушок, парашютик.
Расскажи о том, как бабушка и Даша покупали эти игрушки в магазине. Следи за произношением звука Ш.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________

Звук Ш

Дорисуй половинку каждого предмета. Что у тебя получилось?

Пыхтит, как пышка, Тише, тише, Маша пишет.
Наш пышный Мишка. Наша Маша буквы пишет.
Плюшевому мишке А кто Маше помешает,
Даша штопает штанишки. Того Маша догоняет.

Лексико-грамматические упражнения:

образование родственных слов:
- мышь — (мышонок, мышата, мышиный, мышка…);
- лягушка — (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник …)

спряжение в настоящем времени:
- шить штанишки плюшевому мишке,
- шептать потешки кошке на ушко,
- штопать капюшон кукушонку

образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением по образцу:
изба-избушка дума- мать- солнце- пятно-
доля- кума- тетя- хлеб- дно-
поле- зима- дядя- камень- окно-
воля- штаны- хозяйка- батя- дед-

Счет — 1 10
- плюшевый мишка, плюшевый капюшон, плюшевая шапка.

Мышка полем шла,
Мышка грош нашла,
Мышка шило купила,
Мышка валенки подшила.

Богат наш Ермошка,
У него есть кошка.
Вот как кошка на окошке
Шьёт рубашку для Ермошки.

ШТАНИШКИ
Для маленького Пашки
Наташа шьёт штанишки.
В штанишках два кармашка,
А на кармашках — мышки.

МЫШКА
Шишку мышка тянет в норку, Чтобы делать там уборку. Шишкой мышка скоблит пол. Будет гладким пол, как стол.
ПРИХОДИ, ВЕСНА!
Что ты ждёшь? Не жди,весна!
Приходи! Ты нам нужна! Дружно мы возьмём бадью! Понесём её к ручью. Зачерпнём бадьёю воду
И подарим огороду.
(народная песенка)

ЛЕТНИЕ ЦВЕТЫ
На лугу горошек, кашка,
А кувшинки у реки,
Вдоль дорог цветут ромашки,
А на поле — васильки.
Колокольчик на опушке
Мне кивает головой.
Колокольчик на опушке
Светло-синий, голубой.
В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.

ПОДАРКИ
Дед Мороз принёс подарки:
Шашки, шахматы и марки,
Кукол, мишек и машины,
Две хлопушки и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка.

НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ
Намою ладошку лист похож у клёна,
Осенью — оранжевый, летом он зелёный.
Словно перышки, листочки у рябинки,
Что склонилась тихо над тропинкой.
У осины листья, как монеты,
У каштана — словно опахала,
Было листьев очень много летом, Осенью их очень мало стало.

ВЕРБА
Самый первый день весны, Самый-самый первый.
На опушке, у сосны, Распустилась верба.

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Как в капюшоне
Он смешон.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Серый козлёнок,
Жёлтый утёнок,
Ёжик-иглун,
Зайка-скакун —
К нам приходите,
Сон приводите.
Встаньте, зверюшки
Ближе к подушке.
Сон посерёдке,
Тихий и кроткий.
СНЕЖИНКИ
На что похожи лёгкие снежинки?
Ответить сложно, я скажу вам прямо.
На звёздочки, на искорки, на льдинки
И на салфетку, что связала мама.

НЕНАСТЬЕ.
Не пускают в гости Настю.
На дворе с утра ненастье.
Дождь косой стучит в окно,
Даже днём уже темно.
На газонах грязь и лужи,
Ветер в лужах листья кружит.

ЧТО ЗА ЧЕМ?
За зимой весна, за летом осень,
Отзвенит капель, придёт жара,
А потом деревья листья сбросят,
И наступит снежная пора.

Бедный ёжик ёжится -
Всё ему не можется.
Посинеет кожица -
Бедный ёжик ёжится.

Жадная жаба на свете живёт,
Жадность той жабе спать не даёт.
Даже жутко — не одна
Такая жадина она!
Колыбельная
Не кусай малышку, мошка!
Не пугай детишек, кошка!
Мышка, в норке не шурши!
Дремлют наши малыши.
С. Жихарева

Жук и вол
Жук жужжал, жужжал, жужжал.
Вол лежал, лежал, лежал,
А потом спросил: «Скажите,
Почему Вы так жужжите?»
Жук волу ответил с жаром:
«Ясно, я жужжу недаром.
Я живу и не тужу,
Потому что я жужжу!»
П. Воронько

Простокваша
Простокваши дали Клаше —
Недовольна Клаша:
— Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.
Дали вместо простокваши
Нашей Клаше каши.
— Не хочу я просто каши,
Так — без простокваши.
Дали вместе с простоквашей
Каши Клаше нашей.
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей.
Е. Благинина

Плюшевый мишка
Я взяла подмышку
Плюшевого мишку.
В ванну посадила
И пошла за мылом.
Оглянулась — ой, ой, ой!
Расшалился мишка мой.
Н. Журавлёв

Петушок
У Кирюшки петушок
Петь умеет хорошо.
Он с Кирюшкиной ладошки
Ест и зёрнышки и крошки.
Он немного поклюёт
И «спасибо» запоёт.
Е. Ровинская

Кошки-мышки (цепной текст)

Звук Ш

У Алеши живет кошка Машка.
Кошка Машка ловит мышек.
Мышки убегают от кошки.
Кошка большая, ловкая, она догоняет мышек.

ЗВУК Ш. (№1)
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Изолированное произнесение звука ш (пошипи как змейка) - чётко и медленно: Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
3. Автоматизация звука Ш в слогах.
ША-ША-ША ШО-ШО-ШО ШУ-ШУ-ШУ ШИ- ШИ-ШИ
ША-ША-ША ШО-ШО-ШО ШУ-ШУ-ШУ ШИ-ШИ-ШИ
ША-ША-ША ШО-ШО-ШО ШУ-ШУ-ШУ ШИ-ШИ-ШИ
4. Автоматизация звука Ш в словах.
ША-ША-ША- шапка, шаль, шах, шахматы, шайба, шакал, шалун, шары.
ШО-ШО-ШО- шов, шок, шёпот, шоколад.
ШУ-ШУ-ШУ- шуба, шутка, шум, шутить, шуруп.
ШИ-ШИ-ШИ- шина, шипы, шипеть, шиповник, шило, широкий.
5. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)
ША-ША-ША- мама моет малы – ша.
ШО-ШО-ШО- мы играем хоро – шо.
ШУ-ШУ-ШУ- шубу новую но – шу.
ШИ-ШИ-ШИ- на поляне малы – ши.
6. Запомни и повтори.
Шапка, шёпот, шуба, шина.


ЗВУК Ш. (№2)
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Изолированное произнесение звука Ш (пошипи как змейка).
ш –ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
ш –ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
3. Автоматизация звука Ш в слогах.
ША-ШО-ШУ-ШИ
ШО-ШУ-ШИ-ША
ШУ-ШИ-ША-ШО
ШИ-ША-ШО-ШУ
4. Хлопни в ладоши, если услышишь в словах звук Ш.
Шишка, книга, шарф, шорты, платок, белка, шиповник, мишка, рука, лавка, машина, малыш, лисица, кот, кошка, Маша, банка, груша, бантик, шоколадка.
5. Повтори слова и предложения.
Маша, Даша, Паша, Наташа, наша, каша, наши, ваши, уши, шея.
Маша под душем моет шею и уши.
Наша Маша под душем моет шею и уши.
Даша под душем моет шею и уши.

 

 

 

ЗВУК Ш. (№3)
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Изолированное произнесение звука Ш (пошипи как змейка). (медленно) Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
3. Автоматизация звука Ш в слогах.
ША-ШО-ШУ-ШИ ШО-ШУ-ШИ-ША
ШУ-ШИ-ША-ШО ШИ-ША-ШО-ШУ
4. Игра «Подскажи словечко».
Руки мыть, пошла Людмила, ей понадобилось …(мыло).
Очень любят обезьяны кушать спелые…(бананы).
Он плывет по простыне, как кораблик по волне.
Он хозяйкам верный друг – электрический …(утюг).
Пусть крыша течет и сломалась калитка,
Свой дом никогда не покинет …(улитка).
Длинная и гибкая, охотится за рыбками,
Порой пуста как дудочка, а петь не может… (удочка).
5. Выучить чистоговорку.
Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

 


ЗВУК Ш. (№4)
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Автоматизация звука Ш в слогах.
АШ-АШ-АШ АШ – ОШ – УШ – ЫШ
ОШ-ОШ-ОШ ОШ – УШ – ЫШ – АШ
УШ-УШ-УШ УШ – ЫШ – АШ – ОШ
ЫШ-ЫШ-ЫШ ЫШ – АШ – ОШ – УШ
3. Автоматизация звука Ш в словах.
АШ – АШ – наш, ваш, башня, пашня, кашка, чашка, Машка, букашка, рубашка, ромашка, карандаш.
ОШ – ОШ – кошка, мошка, окошко, лукошко, ладошка, крошка, горошки, окрошка, картошка.
УШ – УШ – душ, мушка, ушки, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, ракушка.
ЫШ – ЫШ – мышка, пышка, ландыши.
ИШ – ИШ – мишка, шишка.
4. Чистоговорки.
ША-ША-ША- шапка, шахматы, лапша. ШО-ШО-ШО- Паша пишет хорошо.
ШИ-ШИ-ШИ- шина, шило, камыши. ШУ-ШУ-ШУ- Маша кушает лапшу
ШЕ-ШЕ-ШЕ- шея, пешка, атташе. ШИ-ШИ-ШИ- кашу ешьте малыши.
ШЕ-ШЕ-ШЕ- шепчет Даша в шалаше.
5. Выучить скороговорку:
Тише, мыши, тише, мыши,
Кот сидит и еле дышит.

 

 

 

ЗВУК Ш. (№5)
1. Артикуляционная гимнастика. 2. Произнести изолировано звук Ш (пошипи как змейка): Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
3. Автоматизация звука Ш в слогах.
АШ – ОШ – УШ – ЫШ УШ – ЫШ – АШ – ОШ
ОШ – УШ – ЫШ – АШ ЫШ – АШ – ОШ – УШ
4. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук Ш.
Лодка, лукошко, ладошка, банка, улитка, картошка, лягушка, берёза, пышка.
5. Повтори и выучи скороговорки.
Кошка в окошке шапку шьет,
Мышка в сапожках избушку метёт.


ЗВУК Ш. (№6)
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Изолированное произнесение звука Ш (пошипи как змейка). (медленно) Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
3. Автоматизация звука Ш в слогах.
ШКА-ШКО-ШКУ-ШКИ ШКО-ШКУ-ШКИ-ШКА
ШКУ-ШКИ-ШКА-ШКО ШКИ-ШКА-ШКО-ШКУ
4. Повтори слова.
Шкаф, шкатулка, кашка, чашка, Машка, бабушка, дедушка, букашка, кошка, мошка, ладошка, мушка, пушка, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, мышка, пышка, мишка, шишка. школа, школьник.
5. Игра «Подскажи словечко».
Буду мастером таким, как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы, красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке сам я делаю… (игрушки)
В подполье, в каморке живет она в норке,
Серая малышка. Кто это…? (мышка)
Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных издали заметных.
Собирай не мешкай это… (сыроежки).
6. Повтори скороговорки.
Тише, мышки, не шумите, Мышонку шепчет мышь: - «Ты всё шумишь, шумишь».
Кошку Машку не будите. Мышонок шепчет мыши: - «Шуметь я буду, тише».

 

 

 

ЗВУК Ш. (№7)
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Автоматизация звука Ш в слогах.
ШТА-ШТО-ШТУ-ШТЫ ШТО-ШТУ-ШТЫ-ШТА
ШТУ-ШТЫ-ШТА-ШТО ШТЫ-ШТА-ШТО-ШТУ
3. Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – я.
Этот пальчик – папочка, Это вся моя семья.
4. Автоматизация звука Ш в словах.
Штаб, штамп, штанишки, штопать, штука, штык, штора.
5. Повтори и выучить скороговорки:
Плюшевому мишке Маша штопает штанишки.
У плюшевого мишки новые штанишки.



ЗВУК Ш. (№8)
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Повтори слова тройками.
Вышка- мышка- пышка. Малыши- камыши- ландыши.
Кошка- мошка- ложка. Дышу- ношу- тушу.
Шина- машина- крушина. Маша- Даша- Паша.
Подушка- лягушка- ватрушка.
3. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук Ш.
Лягушка, слон, шкаф, машинка, осень, матрешка, мешок, солнце, лед, ширма, штанишки, блокнот, букашка, пшено, собака, кукушка, окошко, тетрадь.
4. Послушай рассказ «Кошка и мышка» и ответь на вопросы.
Все ушли из дома. А кошка дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка видит мышку. А мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла мышка пышку. Мышка ест пышку. А кошка - с окошка и за мышкой. Куда села кошка? Кого увидела кошка? Что нашла мышка? 5. Игра «Подскажи словечко».
Из упрямства ни на шаг не продвинулся… (ишак).
Я рубашку сшила мишке, я сошью ему… (штанишки).
Целый день поёт щегол в клетке на окошке.
Третий год ему пошел, а он боится…(кошки).

 

 

ЗВУК Ш. (№9)
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Автоматизация звука Ш в слогах.
ШЛА-ШЛО-ШЛУ-ШЛЫ ШЛО-ШЛУ-ШЛЫ-ШЛА
ШЛУ-ШЛЫ-ШЛА-ШЛО ШЛЫ-ШЛА-ШЛО-ШЛУ
3. Автоматизация звука Ш в словах.
Шла, вышла, вошла, подошла, отошла, обошла, зашла, шлак, нашла, шлаковый.
4. Игра «У кого кто?»
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У мышки – мышонок, мышата.
У лягушки – лягушонок, лягушата.
5. Игра «Назови ласково».
Воля – волюшка, доля – долюшка, дума – думушка, кума – кумушка,
Зима – зимушка, камень – камешек, хлеб – хлебушек, изба – избушка,
Хозяйка – хозяюшка, штаны – штанишки, мать – матушка, тетя – тетушка.
6. Выучить чистоговорку «Кукушонок».
Кукушка кукушонку шьет новый капюшон.
- Надень, кукушонок, капюшон!
Как в капюшоне ты смешон!

 

 

ЗВУК Ш. (№10)
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Повтори каждое слово два раза.
Шалаш, шишка, шашка, штанишки, шабаш, шалунишка, шутить, шьёшь, шумишь, шалишь, шипишь, вышиваешь.
3. Придумать слова, в названии которых слышится звук Ш.
(Лягушка, шкаф, машина, матрешка, мешок, штанишки, букашка, кукушка….)
4. Заучивание скороговорки.
У Маши мошка в каше, что делать нашей Маше?
Выложила кашу в плошку и накормила кошку.
5. Игра «Подскажи словечко».
Прицепившись к задней шине, мишка едет на … (машине).
Уронила белка шишку, шишка стукнула… (зайчишку).
Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты… (спишь).
6. Повтори шутку «У кого что?»
Камешки у Маши, шкатулка у Наташи.
Кошка у Луши, мышка у Танюши.
Уши у мишки, ушки у малышки.
Перышки у пташки, ножки у букашки.
Шапка у мальчишки, шапчонка у малышки.
Обложка у книжки, шейка у котишки.
Шубка у девчушки, брюшко у лягушки.

 

 

ЗВУК Ш. (№11)
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Автоматизация звука Ш в слогах.
ШМЕ-ШНИ-ШНУ-ШПИ-ШПА
ШВЕ-ШВЫ-ШЛЯ-ШЛЮ-ШЛИ-ШЛЕ
3. Автоматизация звука Ш в словах.
Швея, швы, шлем, шли, шлюпка, шляпа, шмель,
шницель, шпалы, шпагат, шпион, шпиль.
4. Повтори стишок «Мы учим звук Ш».
Мы учим звук Ш: ша-ша-ша, ши-ши-ши,
Шумно «шипят» и «шипят» малыши:
Лошадь, машина, мышка и кошка,
Пушка, малышка, уж и окошко,
Шишка, лягушка, шубка и чашка,
Шапка, кукушка, шиповник и кашка,
Ландыш, кушетка, шкаф и букашка,
Мишка, катушка, мальчишка и шашка.
5. Выучить чистоговорку(Четко и громко).
Нашей Маше дали много каши.

 

 

 

ЗВУК Ш. (№12)
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Повтори шутку.
Паша шел, шел, шел и мышку нашел. Паша шел, шел, шел и книжку нашел.
Маша шла, шла, шла и кошку нашла. Маша шла, шла, шла и шишку нашла.
Паша шел, шел, шел и ложку нашел. Паша шел, шел, шел и шашку нашел.
Маша шла, шла, шла и шубку нашла. Маша шла, шла, шла и лягушку нашла.
Паша шел, шел, шел и подушку нашел. Паша шел, шел, шел и чашку нашел.
Маша шла, шла, шла и катушку нашла. Маша шла, шла, шла и букашку нашла.
3. Определить позицию звука Ш в словах:душ, шапка, машина, катушка.
4. Отгадай загадки.
Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. (шуба)
Решила раз шалунья-кошка со мною поиграть немножко.
По комнате меня катала, на мне все нитки размотала. (катушка)
На квадратиках доски короли свели полки.
Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков. (шахматы)
Небольшие ножки и боится кошки. (мышка)
5. Игра «Наоборот».
Узкий – (широкий), маленький –( большой), гладкий –(шершавый),
Плохой – (хороший), зашла – (вышла), тихий – (шумный),
Грустный – (веселый), тонкий – (толстый), короткий –( длинный),

 

 

 

ЗВУК Ш. (№13)
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Повтори шутку.
Мы со звуком Ш играем. Шляпа, бабушка, малышка,
И картинки собираем: Ландыш, дедушка, подушка,
Карандаш, машина, книжка, Мишка, шортики, лягушка.
3. Определить позицию звука Ш в словах: шапка, камыш, шуба, кошка, кошелек, каша.
4. Игра «Договори словечко» пету... (шок), гребе... (шок), реме... (шок), лопу... (шок), коре... (шок), поро... (шок), гор... (шок); кату... (шка), лягу... (шка), поду... (шка), хлопу... (шка), верту... (шка), ват-ру... (шка), петру... (шка).

 

 

ЗВУК Ш. (№14)
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Повтори шутку.
У бабушки в шкафу чашка, У бабушки в шкафу пушка,
А у дедушки – рубашка. А у дедушки – подушка.
У бабушки в шкафу книжки, У бабушки в шкафу ложка,
А у дедушки – штанишки. А у дедушки – матрешка.
У бабушки в шкафу мышка, У бабушки в шкафу мешок,
А у дедушки – покрышка. А у дедушки – ремешок.
3. Назвать и определить позицию звука Ш в словах: кошка, мышка, мишка, чебурашка, клюшка.
4. Прочесть и повторить стихотворение «Машины».
На улице нашей Торопятся, мчатся,
Машины, машины, Как будто живые.
Машины малютки, Эй, машины, полный ход,
Машины большие. Я — примерный пешеход:
Спешат грузовые, Торопиться не люблю,
Фырчат легковые. Вам дорогу уступлю.

 

 

 

ЗВУК Ш. (№15)
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Послушай рассказ «Каша» и перескажи его.
Маша Даша кушают пшенную кашу. Пшенную кашу готовят из пшена. Пшено купила бабушка. Бабушка наварила горшок пшенной каши. Пшенной кашей и кошку угостили.
3. Назови картинки.

 


4. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.
Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой,
На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Вишня)

 

 

ЗВУК Ш. (№16)
1. Артикуляционная гимнастика.
2.Послушай рассказ «Кошка Машка» и перескажи его.
У Миши живет кошка Машка. Кошка Машка большая, пушистая. Машка ловкая и шустрая. Мышки убегают от кошки. Кошка ловко ловит мышек.
3. Повтори шутки.
Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка.
Я по камешкам пошел, шубу шёлкову нашел.
Купался Иванушка у белого камушка.
Пушистая кошка лежит на окошке.
4. В названиях каких картинок мы слышим звук Ш?

 

 

 

 

ЗВУК Ш. (№ 17)

1. Артикуляционная гимнастика.
2. Автоматизация звука Ш в слогах.
ши—шу—ше ше—шу—шо ша—шо—шу
шу—шо—ша шу—ши—ша ша - ше- шо
3. Автоматизация звука Ш в словах.
Ша- шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша.
Шо, шё- шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шёл, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл.
Ши- ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб,ошибка, машина, кувшин, шили, решили.
Шу, ше- шум, шут, шуба, шутка, мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень,ошейник, решение.
4. Проговори чистоговорки: ша-ша-ша-шапка.
шу-шу-шу-шуба
ши-ши-ши-шина шо-шо-шо-шопот ше-ше-ше-шея 5. Назови картинки

 

 

 

ЗВУК Ш. (№ 18)

1. Автоматизация изолированного Ш (пошипи как змейка): Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
2. Автоматизация звука Ш в словах.
Ша- ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Алёша, Наташа.
Шу- шуруп, шутить, чешуя.
Ши- шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина.
шве, швы, шка, шко, шку
Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка.
шла, шле, шли, шлю, шля
Шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа.
шме, шни, шну, шпа, шпи
Шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпион, шпиль.
шта, што, шту, шты
Штаб, штамп, штопать, штора, штопор, штука, штурвал, штык
3. Назвать предметы, изображённые на картинках.

 

 

 

ЗВУК Ш. (№ 19)
1. Автоматизация звука Ш в предложениях.
Наташа пишет. Вот Маша. У Маши шляпа. У Лёши ландыши. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. У реки камыши. Река широкая. Малыши шагают в школу. Школа большая. Миша нашёл камешек. На дороге шумит машина. У шиповника шипы. Шипы колючие. В шалаше пять ребятишек. Паша и Наташа, прошу не шуметь. Хороша уха из ершей. Гриша и Миша гоняют шайбу. Лёша ел пшённую кашу.
2. Произносить предложения.
Ум хорошо, а два лучше. (Пословица.)
В гостях хорошо, а дома лучше. (Поговорка.)
Дальше в лес—больше дров. (Поговорка.)
3. Дополнить предложения по картинкам. У маленького Леши красивая ... На лугу пасется… У мамы пушистая …

 

 

ЗВУК Ш. (№ 20) 1. Автоматизация изолированного Ш (пошипи как змейка): Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
2. Проговори чистоговорки: ша-ша-ша-шаль. шу-шу-шу-шуба. шо-шо-шо-хорошо. ши-ши-ши-малыши. ше-ше-ше- шелест.
Представь, что таких предметов пять, сосчитай их.
3. Автоматизация звука Ш в предложениях.
Потешки:
Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!
Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.
Тише,мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу 4. Послушай рассказ «Шалун Миша» и ответь на вопросы.
Миша — шалун. Шалил с котёнком. Котёнок мяукал. Бабушка отняла котёнка. Ушёл Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошёл Миша домой. Что увидел в лесу Миша? Что кинул Миша в шишку? Чего нет у Миши?

 

 

 

ЗВУК Ш. (№ 21)
1. Автоматизация звука Ш в предложениях. « Ландыши»
Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвёшь ландышей—и домой. Хороши ландыши!
2.Отгадай загадки: Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. (шуба)
Решила раз шалунья-кошка со мною поиграть немножко.
По комнате меня катала, на мне все нитки размотала. (катушка)
На квадратиках доски короли свели полки.
Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков. (шахматы)
Небольшие ножки и боится кошки. (мышка)
4. Изменяй предложения по образцу.
Я шью шубу и шапку (мы шьём шубу и шапку, ты, вы, он, она, они).
Я еду на машине к Маше.
Я пишу Маше и Мише. 5. Придумай предложение с названиями картинок:

 

 

ЗВУК Ш. (№ 22)
1. Автоматизация звука Ш в слогах.
аш — ош — уш — ыш ыш — уш — ош — аш
яш — ёш — юш — иш — еш еш — иш — юш — ёш — яш
аш — яш — уш — юш ыш — иш — еш — аш
яш — аш — юш — уш иш — ыш — аш — еш
2. Автоматизация звука Ш в словах.
Аш – ваш, наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, башмак, башлык, кашне, каштан.
Ош – кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка.
Уш - душ, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, тушканчик,.
3. Изменяй предложения по образцу.
Я шью шубу и шапку (мы шьём шубу и шапку, ты, вы, он, она, они).
Я шагаю в школу. Шью подушку для кошки.
Я шью штанишки для мишки. 4. Выучить чистоговорку.
Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

 

 

 

ЗВУК Ш. (№23)
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Произносить предложения.
Во дворе Бишка. Накрой кружку крышкой. Пташка прыгает у окошка. Вот чашка и кашка, лепёшка и ложка. Надевай на малышку рубашку. Наш Антошка глядит в окошко. Вот картошка на окрошку. Промокни пятнышко промокашкой. Ребятишки играют «в кошки-мышки». Бегают ребятишки-малышки — Мишки, Наташки да Машки. Вот книжка про мышку-норушку и лягушку-квакушку. Плохо мышке одной в норушке. Петушки с моей ладошки клюют зёрнышки и крошки. У кошки ушки на макушке.
На опушке
3. Послушай рассказ и ответь на вопросы: Ходила Алёнушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках букашки. Недалеко речушка. У речушки камыш. Где-то квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Алёнушка на брёвнышко. Отдохнула и пошла дальше. С чем ходила в лес Аленушка? Куда она вышла? Что росло на опушке? Кто сидел на ромашках? Кто кукует на дереве? Куда села Аленушка?
4. Отгадай загадки
Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб.) Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш.)
В большой избе—избушка, Чем больше из неё берёшь,
а в избушке—щебетушка. тем больше она становится.
(Птица в клетке.) (Яма.)
С неба падают ледышки, Кто стоит на крепкой ножке
Прямо падают в ладошки. В бурых листьях у дорожки?
Есть ледышки меньше крошки. Встала шапка из травы,
Есть ледышки – больше шишки. Нет под шапкой головы!
(град) (гриб)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....