Скоро в школу
консультация (подготовительная группа) на тему
Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skoro_v_shkolu_2.docx | 120.2 КБ |
Предварительный просмотр:
СКОРО В ШКОЛУ
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования. К которым нужно адаптироваться и привыкнуть.
Однако период привыкания к новым условиям у детей нередко длиться целую четверть, а у некоторых растягивается на весь первый учебный год. Специалисты отмечают, что в первые недели школьного обучения практически у всех первоклассников наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышенная раздражительность, снижение веса. Это закономерный результат привыкания (адаптации) ребенка к новой для него ситуации и новым нагрузкам. В норме, если ребенок до школы был достаточно подготовлен к систематическому обучению, имел высокий уровень школьной готовности, через 2,5 – 3 месяца негативные симптомы постепенно исчезают.
В структуре готовности к школе выделяют три основные составляющие:
- физиологическая готовность;
- специальная (или педагогическая) готовность;
- психологическая готовность.
Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Специальная готовность включает в себя умения и навыки, необходимые для освоения чтения, письма и счета:
- Формирование элементарных математических представлений;
- Звуковой, слоговый анализ слов;
- Подготовка руки ребенка к письму (мелкую моторику)
Начальная школа рассчитана на детей, не получивших никакой специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению.
Однако овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Но их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы.
Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, если он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или послоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать. Так же обстоит дело со счетом — он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа, и бесполезным или даже вредным, если усвоен механически.
Физиологическая готовность:
- Положительные показатели здоровья;
- Гармоничное физическое развитие: развитие функциональных систем соответственно возрасту;
- Высокий уровень физической подготовки и мелкой моторики;
- Высокий уровень самообслуживания и овладения культурно-гигиеническими навыками.
Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически крепким и здоровым. Около 25% детей испытывают значительные трудности в обучении именно в связи с состоянием здоровья. Поэтому особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки. Уверенными, красивыми, ловкими и достаточно разнообразными должны быть их движения.
Психологическая готовность – следующая важная составляющая, ведь требования, которые предъявляет к ребенку школа, значительно отличаются от тех требований, к которым он привык в детском саду и дома. Эти требования связаны, в первую очередь, с изменением социальной позиции ребенка, с тем новым местом, которое он начинает занимать в обществе с поступлением в школу. Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным (не опаздывать на уроки, выполнять домашнее задание и т. п.), должен уметь управлять своим поведением (не отвлекаться во время урока, не перебивать других, не вставать с места без разрешения, направлять свое внимание на решение учебных задач и т. п.), должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми (правильное восприятие учителя, его действий и слов). Этот тип готовности называется личностным. Он выражается в том, как ребенок относится к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе. Во многом задачу по подготовке к школе можно считать решенной, если у ребенка сформировано положительное отношение к школе, если она привлекает старшего дошкольника, главным образом, новой интересной и серьезной деятельностью, результаты которой важны и для самого ребенка, и для окружающих взрослых.
Значимость компонентов психологической готовности к школе
1 место Мотивационная готовность
Желание узнать новое, уверенность в своих силах, стремление освоить роль школьника, принятие системы требований предъявляемых школой.
2 место Интеллектуальная готовность
Наблюдательность, воображение, умение анализировать и сравнивать, память, выполнение словесной инструкции.
3 место Эмоционально – волевая готовность
Умение управлять своим поведением, эмоциональная устойчивость, произвольная регуляция внимания.
4 место Коммуникативная готовность
Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, умение "влиться" в детский коллектив.
5 место Педагогическая готовность
Навыки чтения, счета, письма, рисования, чистая речь, общая осведомленность.
Как создать у ребенка положительную установку на учебу в школе и направленности на обучение?
Начинать лучше сейчас, а потом нужно будет затратить еще больше сил. Но даже если ребенок не хочет идти в школу, не надо винить его в этом. Лучше помочь обрести ему уверенность в том, что он сможет хорошо выполнить свою работу, что это обязанность каждого современного человека. А интерес, дело наживное
- Экскурсии с ребенком в школу.
- Рассказы о своих любимых учителях.
- Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
- Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
- Семейное чтение художественной литературы.
- Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.
- Никогда не запугивайте детей школой.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно и не испытывал трудностей адаптации, нам нужно заранее, плавно подвести его к новой жизненной ступени. Становясь первоклассником, малыш обретает не только красивый ранец и букет гладиолусов. Он примеряет на себя и новый статус, а на плечи ложится целый список новых обязанностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...
Проектная деятельность в подготовительной к школе группе на тему "Скоро в школу"
Данный проект был реализован в МБДОУ д/с 7 в 2011-2012 учебном году в подготовительной группе....
Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"
Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Скоро в школу».
Родительское собрание "Скоро в школу"...
Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»
Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»...
Анкета для родителей "Ваш ребёнок скоро станет школьником", памятка для родителей "Скоро в школу"
Анкеты предназначены для родителей воспитанников подготовительной группы! Целью проведения данного анкетирования является выяснение психологической готовности к школе не только будущ...
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
- Мне нравится (2)