ДОУ "Речевое развитие дошкольника по ТРИЗ - технологии".
консультация (средняя группа) на тему
Консультация для родителей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_dou.docx | 16.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей ДОУ "Речевое развитие дошкольника по ТРИЗ - технологии".
Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.
Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.
Занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий - это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно заинтересовать. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом, – и рождается действие, в котором все участвуют на равных основаниях.
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.
Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.
1. "Дидактический мяч»
Активно используется пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова - антонимы. Мама(папа) предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться.
Игра «Дразнилка»
На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.
Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза
Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.
Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.
Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.
Игра «По кругу»
Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
Игра «Шкатулка со сказками»
Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.
Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.
Игра “Превращения”.
Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).
Игра “Исправь ошибку”.
Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая». Примерный речевой материал:
- внучка маленькая, а бабушка старенькая;
- Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
- Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
- Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
- Заяц серый, а петушок смелый;
- Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;
- Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
- У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...
"Речевое развитие дошкольника по ТРИЗ - технологии".
Консультация для родителей...
Мастер-класс «Развитие нестандартного мышления и изобретательства дошкольников средствами ТРИЗ технологии»
ТРИЗ-технология. Учить находить и выявлять противоречия – важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового....
«Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством ТРИЗ - технологии»
В настоящее время актуальность коммуникативных способностей дошкольников в общении не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение, как один из основных показателей уровня развития умственн...
Педагогический проект "Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ технологий"
Использование адаптированных к дошкольному возрасту методов ТРИЗ технологий позволяет формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия. Доступные образы, действия...
Развитие связной речи старших дошкольников посредством ТРИЗ-технологий
Для развития связной речи старших дошкольников мною была выбрана технология ТРИЗ. Элементы технологий ТРИЗ содержат огромной потенциал, который позволит изменить процесс речевого развития детей дошкол...
Индивидуальный план профессионального развития педагога Гусейновой О.С. по теме «Развитие системно - логического мышления дошкольников через ТРИЗ технологии»
Цель: развитие системно - логического мышления детей для раскрытия их творческого потенциала с дальнейшим применением полученных знаний.Задачи:1.Педагогические:- создать...