Мастер-класс «Развитие нестандартного мышления и изобретательства дошкольников средствами ТРИЗ технологии»
материал по конструированию, ручному труду
ТРИЗ-технология. Учить находить и выявлять противоречия – важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового. В ТРИЗ есть приемы, которые помогают фантазировать, находить интересные идеи, развивают нестандартное мышление и изобретательство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 254.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Развитие нестандартного мышления и изобретательства дошкольников средствами ТРИЗ технологии»
Учить находить и выявлять противоречия – важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового. В детском возрасте мы учим находить противоречия в мире. Для этого можно использовать игру «хорошо-плохо».
Игра «Хорошо – плохо»
Для игры выбирается объект, нужно попробовать проанализировать объект и назвать его положительные и отрицательные качества (что в нём «хорошо», а что в нём «плохо»).
Пример:
- Роза – хорошо, потому что красивая и вкусно пахнет, а плохо потому, что имеет колючие шипы.
- Лампа – хорошо – она освещает комнату, а плохо – ее свет может мешать спать.
- Нож – хорошо разделяет пищу, а плохо – можно пораниться.
Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания. Например, педагог начинает: «Пойти погулять – это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное». Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное – плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы». Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы – это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.
В ТРИЗ есть приемы, которые помогают фантазировать, находить интересные идеи, развивают нестандартное мышление.
Например, игра «Дом для Гномыча»
А теперь я расскажу Вам сказку. Сказка называется «Дом, который можно съесть».
В конце улицы Кузнечиков, на самой окраине, где город уже заканчивается, и начинаются поля, лежала старая, изъеденная молью шляпа. А под ней жил гном. Ростом он был маленького, как все гномы. Все друзья его звали Гном Гномыч. Особенно много приятелей у него было среди огородных чучел.
Когда-то давно и эта шляпа-дом тоже красовалась на голове огородного пугала. И только позднее она досталась в подарок Гномычу.
Старый Гномыч, получив шляпу, приладил на нее номер, какие на домах бывают, и шляпа тоже стала как бы настоящим домом. Но – увы! Как-то осенью, в конце октября, налетел сильный ветер, подхватил шляпу-дом и унёс её с собой. И Гном Гномыч остался совсем без крыши над головой.
Пришлось ему искать другое жилище. Правда, Гномычу повезло: вскоре на соседнем огороде он нашел большую-пребольшую тыкву, у которой прожоры синицы успели выклевать всю середину.
- Годится! – решил Гном Гномыч. – Уже ветер её не унесет. Нечего и жалеть, что унесло ветром шляпу. Этот дом-тыква, сдаётс мне, куда теплее любой шляпы». Одна лишь беда: каждый, кто идёт мимо или только пролетает над домиком Гномыча, норовит клюнуть его или откусить от него кусочек.
Гномычу то и дело приходится выбираться из тёплого угла, выходить на крыльцо и гнать прочь всяких там грачей, ворон, мышей, зайцев.
Вот ведь незадача! Ребята, нам нужно, что-то придумать! Что поможет гному, как быть в какой ситуации?
Дети: Алгоритм решения творческой задачи!
Воспитатель: Точно! (обращаясь к кому-нибудь из детей). Принеси нам, пожалуйста, схему решения творческой задачи из коробочки ума.
| |||
! | |||
| |||
| |||
Р | Р | Р | |
Этап 1. Описываем ситуацию.
Расскажите, в чем состоит наша ситуация?
«Гном жил в шляпе. Шляпу унесло, и тогда гном нашел тыкву и решил жить в ней. Но все вокруг пытались её съесть.
Этап 2. Выделение проблемы из ситуации.
В чем же на ваш взгляд заключается ПРОБЛЕМА?
- шляпу унесло (унесло и не вернуть – проблемы как таковой нет).
- гному негде жить (он нашёл тыкву, она ему нравится).
- все хотят съесть тыкву (все хотят есть – это обычная потребность всех живых существ).
Приходят к выводу, что тыква изначально съедобная, и проблема в этом.
Этап 3. Общее описание решения. Поиск описания идеального конечного результата.
Итак, если проблема в том, что все тыквы съедобные, то в чём будет заключаться наше решение? Если гном останется жить в съедобной тыкве. Какие в этом могут быть плюсы?
+ большая
+ветер не унесёт
+ не нужно больше искать.
А минусы?
- Все хотят съесть.
- нужно постоянно выходить и объяснять
А если гном пойдет искать новый дом. Какие плюсы в этой ситуации?
+ можно найти не съедобный дом
+ можно никого не отгонять
А минусы?
- снова поиски
- нет дома.
Если мы объединим плюсы, что мы получим? (не нужно искать, никто не ест дом).
Значит, что нам нужно сделать? (Нужно показать, что тыква не съедобная).
Этап 4. Работа с ресурсами.
Скажите как мы определяем съедобный объект или не съедобный? (с помощью органов чувств: зрение и обоняние, на слух и на ощупь мы не можем определить съедобность. А воздействие на вкусовой анализатор нам не поможет, ведь наша задача в том. Чтобы дом НЕ пытались пробовать). В этом нам помогут ресурсы: внутренние, внешние, мешающий объект.
Давайте начнем с внутренних ресурсов – это признаки объекта. Какие признаки помогут нам определить съедобный объект или нет? (цвет, запах, части, форма, место).
Давайте перейдем к внешним ресурсам. Как может окружение тыквы дать животным понять, что есть её нельзя? (ограждение, знак, сигнализация).
А какой объект мешает нашему гному жить в съедобной тыкве? (звери, которые хотят её съесть!).
Посмотрите как много мы нашли ресурсов! Теперь давайте ими воспользуемся, с помощью которых мы решим нашу проблему.
ЦВЕТ – перекрасить в неестественный для тыквы цвет – фиолетовый, красный, черный.
ЗНАК – поставить табличку с надписью о том, что «тыкву есть нельзя», «здесь живет Гном Гномыч, добро пожаловать»
МЕШАЮЩИЙ ОБЪЕКТ – рассказать всем, что тыква теперь стала домом, и ее есть нельзя.
Вы только посмотрите, как много различны решений мы с вами нашли для одной единственной проблемы!
Метод фокальных объектов
Следующий метод, развивающий нестандартное мышление и изобретательство - это метод фокальных объектов.
«Фокальный» означает «центральный», «находящийся в фокусе». Суть метода заключается в том, что для работы берутся один центральный объект и 1-2 вспомогательных. К центральному объекту присоединяются функции и признаки второстепенных, выбранных случайно, но при этом не ухудшаются функции фокального объекта.
Итак, возьмем фокальный объект «тарелка» и два случайных: «слон» и «шуба».
СЛОН – большеухий, толстоногий, с хоботом.
ШУБА – тёплая, с пуговицами.
Присоединяя эти признаки к предмету «тарелка», получим новые предметы, которым нужно найти применение, обосновать его.
Развиваем полученные идеи
Предмет | Применение |
Большеухая тарелка | Тарелка с большими ушами, за которые её удобно брать и переносить, ее как кастрюлю |
Толстоногая тарелка | Тарелка на ногах сама приходит, когда её позовешь |
Тарелка с хоботом | Тарелка набирает хоботом воду из раковины и сама себя моет, как слон |
Тёплая тарелка | Глубокая тарелка, всегда тёплая, чтобы суп в ней не остывал |
Тарелка с пуговицами | К такой тарелке можно пристегнуть ложку и вилку на петлях, чтобы они не потерялись |
Простые механизмы
Сейчас познакомимся с вами с простыми механизмами и попробуем изобрести «Винт Архимеда».
На первом занятии мы знакомим детей с простыми механизмами, служат для преобразования малой силы в большую. Как помогают простые механизмы в жизни? Можно показать мультфильм «Коля, Оля и Архимед», можно показать слайды с простыми механизмами: это колесо, винт Архимеда, рычаг, наклонная плоскость, блок, клин. Провести игру простые механизмы: Найдите простые механизмы вокруг себя давайте представим себе детскую площадку, какие простые механизмы там встречаются? (горка, качели (рычаг), колесо – колесо, руль у машины). А сегодня мы с вами будем делать винт архимеда. Почему он так называется?? (потому что придумал Архимед). Кто такой Архимед?
Он приехал к своему другу, который жил на горе. Его друг посадил урожай, но началась засуха, а внизу текла речка. И Архимед придумал такой винт, чтоб поднимать воду снизу вверх. Скажите пожалуйста можно ли с помощью подручных средств сделать винт Архимеда?
Что же собой представляет знаменитый винт Архимеда? Спираль, помещенная в цилиндр. При вращении она захватывала жидкость и увлекала ее за собой. Зазоры между краями спирали и стенками цилиндра позволяли свободно вращаться валу. В итоге вода выливалась через верхний открытый конец. Таким образом, поместив один конец цилиндра в воду, а другой расположив выше под углом и вращая вал, жидкость подавали наверх. Вращать можно было как сам вал со спиралью внутри цилиндра, так и цилиндр вместе с валом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по обогащению словаря младших дошкольников средствами ТРИЗ-технологии
В помощь воспитателям, какие использовать игры ТРИЗ-технологии для пополнения и обогащения словаря младших дошкольников....

Мастер-класс "Исследовательская деятельность с детьми с применением метода ТРИЗ-технологии "Моделирование маленькими человечками".
Предложенный материал поможет педагогу самому научиться мыслить нестандартно, а также научить этому своих воспитанников. Применяя в работе ТРИз-технологи у детей развивается речь, мышление, память, во...

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста, посредствам развивающих технологий. Блоки Дьенеша».
Цель: повысить уровень профессионального матерства педагогов по освоению опыта работы с дошкольниками по их математическому развитию.Познакомить с блоками Дьенеша и вариантами их применения....

Развитие творческого мышления и речи дошкольников через ТРИЗ-технологию
Консультация предназначена для воспитателей детского сада по использованию ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками...

Мастер-класс «Развитие критического мышления у старших дошкольников по средствам использования кубика Блума»
мастер-класс...

Мастер класс"Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством SТЕМ технологии"
Одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать нов...