Программа
проект (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА Х,ДОНСКОЙ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»
Кружковая работа в рамках
Дополнительной образовательной программы
по патриотическому воспитанию
Воспитатель МБДОУ д/с «Теремок» Зерноградского района Стрельцова М,Н,
Там, где сладко пахнет смородиной,
Там, где дом и родная семья –
Это все называется Родина,
Дорогая, родная земля!
Даже солнце здесь светит теплее,
И ромашки красивей цветут.
И горжусь я землею своею –
Здесь хорошие люди живут…
Информационная карта программы.
Полное название программы | «Я -патриот» |
Цель программы | формирование социально-активной личности; |
Ожидаемые результаты | - повышение уровня компетентности педагогов в вопросах; патриотического воспитания; -уважение к родителям, родственникам, привязанность к семье; -знание названия хутора, улицы; -знание государственной символики; - знание истории родного хутора, Ростовской области, страны; -желание стать защитником Родины. |
Территория, представляющая программу | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение х.Донской детский сад «Теремок» |
Автор программы | Стрельцова М.Н. |
Руководитель программы | Заведующий МБДОУ «Теремок» И.Г.Мыстрова. |
Участники программы | Воспитатель, воспитанники МБДОУ, родители воспитанников. |
Место проведения | МБДОУ д/с « Теремок». |
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ.
Пояснительная записка
1.Введение.
2.Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения программными методами
3.Цель и задачи программы
4.Система программных мероприятий
5.Механизм реализации программы
6.Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Пояснительная записка.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений.
В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Старший дошкольник должен, сориентирован на:
- Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Таким образом, применительно к ребенку 6-7 определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Образовательная область: «Социализация» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической,
культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Актуальность проблемы.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть
его нравственное воспитание, тем больше должно его не
учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам.
Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству
Виссарион Григорьевич Белинский.
- Введение.
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике./ «Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства РФ определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Зерноградского района - детский сад «Теремок» работает по программе «От рождения до школы».
Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств маленького человека, а патриотическое воспитание - часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.
Программа «Я - патриот» разработана для детей в возрасте с 4 до 7 лет.
В основу программы положены принципы:
- «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
- Сочетание научности и доступности исторического материала.
- Наглядность.
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
- Профессиональная компетентность педагога.
- Учет региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье,
посёлку, стране.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Программа предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по трем блокам:
1 блок - «Моя семья»
2 блок - «Родной хутор»
3 блок - «Родная страна»
Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.
1 блок «Моя семья».
Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра III своему сыну Николаю «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
- корни каждого - в истории и традициях семьи;
- семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;
- счастье семьи - счастье и благополучие народа.
К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.
2 блок «Родной хутор».
Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, хутором. Важно показать ребенку, что родной хутор славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Хутор Донской – это частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству
3 блок - «Родная страна».
Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.
Систему работы можно представить следующим образом:
семья→детский сад→родная улица→ родной хутор→родная страна.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свою Ростовскую область, и всегда помнил слова академика Д.С.Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати - поле».
Особенностью Программы является разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов, приуроченных к памятным датам:
- Семейный альбом (приложение № 1)
- Мой родной Донской (приложение №2)
- Проект «День Российского флага» (приложение №3)
- Наши деды надевают ордена (приложение № 4)
- Наша Армия родная (приложение №5)
2.Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения программными мероприятиями.
Почему возникла необходимость в разработке программы?
В последнее время, в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства). Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости»-телеманию, виртаманию, интернет-манию.
Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс - страны, залог ее будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин.
1. В программе, по которой работает детский сад, определены вопросы по воспитанию в ребенке с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, семье, дому, хутору, Родине. Часто они формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач.
2.Методической литературы по данному вопросу выходит достаточно много, в каждой освещаются лишь отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания и нет стройной системы, отражающей полноту данного вопроса. Это объясняется тем, что чувство патриотизма по содержанию многогранно - это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатства страны, преданность своему отечеству, сохранение культурной самобытности.
3.Особенности дошкольного возраста - эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть.
Исходя из этого, важно отобрать содержание и знания, которые бы способствовали:
- Воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, хутору.
- Формированию бережного отношения к природе.
- Воспитанию уважения к труду.
- Развитие интереса к русским традициям.
- Расширению представлений о городах России.
- Знакомству детей с символами государства.
- Развитию чувства ответственности и гордости за достижения страны.
- Толерантного отношения к другим народам.
Поставив перед собой эту задачу, столкнулись с проблемой - обилие материала для проведения систематической работы.
Из массы впечатлений, получаемых ребенком, необходимо отобрать наиболее доступные ему.
Цель и задачи программы.
Цель: формирование социально-активной личности, воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному хутору и родной стране.
Задачи:
- формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
- воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите;
- сформировать комплекс нормативно - правового и организационно- методического обеспечения системы патриотического воспитания.
- ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
- воспитывать любовь и уважение к своему хутору, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
- прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - герба, Гимна, Флага.
- воспитывать личность гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
4.Система программных мероприятий.
- Нормативно - правовое обеспечение:
Примерные виды интеграции области «Социализации». | |
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
Коммуникация (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения) «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, социуме, государстве, мире). «Труд» (формирование представлений о труде, людях труда, желании трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности) «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение) «Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности) «Труд» (накопление опыта двигательной активности) | «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире) «Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализации» |
Формы организации образовательного процесса
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | Игры Чтение Беседы Наблюдения Педагогические ситуации Экскурсии Ситуации морального выбора | Групп. Подгрупп. Инд. |
Формирование первичных личностных, семейных, представлений, представлений об обществе, стране, мире | Совместная работа детей с родителями (домашние задание) ИЗО деятельность Викторина | Групп. Подгрупп. Инд. |
Освоение прав детей | Беседы Педагогические ситуации |
Ожидаемый результат.
Дети должны знать:
- Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
- Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
- Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями);
- столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
- Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
- Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- Название планеты, на которой мы живем;
- Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
Перспективное планирование.
Сентябрь | Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. | Цель: определение уровня знаний детей о Родине. |
Октябрь | 1.«Давайте познакомимся» 2. «Земля – наш общий дом» 3. «Наша – Родина Россия, наш язык – русский» 4. «С чего начинается Родина?» | Цель: уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества. Цель: формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего. Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному посёлку, народному творчеству. Цель: формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина? |
Ноябрь | 1. «Малая родина. За что мы любим свой посёлок» 2. «Щедрые дары природы» 3.«Государственные символы России – флаг, гимн, герб» 4. «История возникновения герба родного посёлка» | Цель: уточнить представление детей о родном посёлке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства. Цель: познакомить детей с лекарственными растениями; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране. Цель: закрепить и обобщить знания детей о символе родного посёлка – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства. |
Декабрь | 1. «Что такое генеалогическое дерево» 2. «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию» 3. «Право ребёнка жить и воспитываться в семье» 4. «Право ребёнка на охрану физического здоровья» | Цель: поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким , осознание важности семьи для человека. Цель: познакомить детей с их правом на имя, отчество, фамилию. Цель: познакомить детей с правом на жизнь и воспитание в семье. Цель: познакомить детей с их правом на охрану физического здоровья. |
Январь Февраль | 1. « Право ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья» 2. «Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении» 3. «Права и обязанности ребёнка» 4.Викторина «Права ребенка» 1. «Как жили славяне» 2. «Забавы вокруг печки» 3. «Защитники земли русской» 4. «Есть такая профессия – Родину защищать» (рисование) | Цель: познакомить детей с их правом на охрану духовного и нравственного здоровья. Цель: познакомить детей с их правом на воспитание в образовательном учреждении. Цель: закрепить знание прав детей; дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду. Цель: активно поддерживать инициативные высказывания на вопросы викторины; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные суждения; воспитывать любознательность, интерес к своим правам. Цель: познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине. Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине. Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. Цель: Формировать у детей навыки рисования по замыслу; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину. |
Март | 1. «Мужчины и женщины в семье» 2. «Отражение народных традиций в национальном костюме» 3. «Русские народные промыслы» 4. «Как живут в деревне? Добрые избы» | Цель: закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу. Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране. Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. Цель: вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка , украшать её оконцами; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни. |
Апрель | 1. «Многонациональная Родина» 2. «Что такое героизм?» 3. «Боевая слава нашего народа» 4. «Знаменитые земляки» | Цель: формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Цель: формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них. Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. |
Май | 1. «День Победы» 2. «Мой поселок: вчера и сегодня» 3. « Поляна детства» 4. «Мы – патриоты» Итоговое интегрированное НОД на тему: «С чего начинается Родина» | Цель: закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну. Цель: познакомить детей с историей возникновения посёлка «Елшанка», его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма. Цель: диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине. Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике. Цель:Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству. |
4.2.Организационное обеспечение.
Возможны изменения в организации режима занятий.
- проведение комплекса мероприятий по военно - патриотической работе, создание музейных экспозиций, проведение месячников «Защитник Отечества», реализация образовательных проектов;
- разработка конкретных рекомендаций по патриотическому воспитанию;
- привлечение ветеранских организаций при подготовке и проведении мероприятий, использование их опыта и духовного потенциала в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций;
4.3. Материально- техническое обеспечение:
В ДОУ имеется музыкальный и физкультурный залы, оснащенные необходимым оборудованием и музыкальными инструментами, патриотический уголок «Я помню, я горжусь».
4.4. Информационно- методическое обеспечение:
Методическая база: теоретическая и методическая литература:
1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.
2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др
3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской.
4.Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка.
5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России.
6. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей.
7.Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л.Князева, Д.М.Маханева, Санкт- Петербург.
8. «Беседы о великих соотечественниках», И.А.Агапова, М.А. Давыдова. «Дошкольникам о защитниках Отечества», Л.А.Кондрыкинская.
9.«Дошкольнику - об истории и культуре России», Г.Н.Данилина.
- Информация в родительских уголках.
- Планирование работы по патриотическому воспитанию.
5.Механизм реализации программы.
Воспитание патриотических чувств - длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.
Исполнители обеспечивают реализацию программы по 3 блокам:
- Информационно - аналитический блок.
Задачи:
Привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по патриотическому воспитанию детей.
- Анкетирование родителей;
- Анализ состояния воспитательно- образовательной работы;
- Анализ уровня знаний дошкольников по данной теме.
5.2. Практический блок.
Задачи:
- Изучение педагогам методических источников, составление и обсуждение перспективного плана по патриотическому воспитанию, формирование у родителей активной позиции по вопросам патриотического воспитания.
- Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей к проведению совместных мероприятий.
5.3. Контрольно - оценочный блок.
Задачи:
- Анализ эффективности мероприятий;
- Контроль за проведением мероприятий;
- Анализ полученных результатов.
- Внесение коррективов в программу на основе полученных результатов.
Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это - то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению.
Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям.
6.Организация управления программой и контроль хода ее реализации.
- Контроль проведения плановых мероприятий;
- Отчет о реализации программы на педсовете;
- Корректировка содержания планов.
7.Оценка эффективности реализации программы.
- положительное отношение к родному краю;
-улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей);
- уважение к символике страны, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу;
- проведение праздничных мероприятий и конкурсов по патриотической тематике;
-готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
- повышение компетентности педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников.
Анализ состояния воспитательно - образовательной работы.
№ | Критерии оценки | Оценка педагога |
1 | Создает условия для развития эмоционально положительного отношения к родному хутору, символике нашей страны, природе России. | |
2 | Представляет детям возможность осваивать предлагаемую в доступной форме информацию (художественная литература, иллюстрации, наглядные пособия, экскурсии) | |
3 | Создает условия для самостоятельной творческой деятельности дошкольников. | |
4 | Дает детям элементарные представления: Об истории государства Об истории быта народов России О традициях О народных праздниках О народной игрушке, истории ее возникновения | |
5 | Знакомит с устным народным творчеством | |
6 | Дает представления об географических и природных компонентах: Размерах страны и ее природных богатствах, Природно- климатических зонах и условиях жизни людей в них | |
7 | Формирует бережное отношение к природе | |
8 | Рассказывает о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе (Земля- наш общий дом, а человек- часть природы) | |
9 | Знакомит детей с символикой государства: Флагами (государственный, военно- морской, знамя Победы) и гербами (государственный, герб города, района), их назначением | |
10 | Знакомит с историей родного хутора, его улицами. | |
11 | Организует совместную деятельность детей и взрослых: игры, досуги и развлечения | |
12 | Создает в группе соответствующую предметно- развивающую среду: дидактические игры, демонстрационный материал. |
Диагностика детей
Ф.и.ребенка | ||||||||||||||||||||
1.Родная страна: Название страны Название города Домашний адрес Название достопримечательностей города Название зеленых зон Название улиц, площадей | ||||||||||||||||||||
2.Символика Флаг России Герб России Герб родного города Гимн России | ||||||||||||||||||||
3.История народной культуры и традиций Народная игрушка Народные праздники Жилище человека и предметы быта | ||||||||||||||||||||
4.Историко- географический и природный компоненты Природные богатства нашей страны Различные природно- климатические зоны (тундра, лес Виды ладшафта(горы, равнина) | ||||||||||||||||||||
5.Личностный компонент Отношение к окружающей среде Забота о близких Проявление дружелюбия Умение управлять своими чувствами, договориться Умение анализировать свои поступки и поступки других |
Высокий уровень.
Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно- климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.
Средний уровень.
Знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать: народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно - климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей. Не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень.
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно- климатические зоны; не заботится об окружающих , не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки
Анкета для родителей.
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Обследование знаний детей |
↓
Определение проблемы |
↓ ↓
Подготовка теоретического материала | Подготовка практического материала |
↓ ↓
Занятия познавательного цикла | Сбор фотоматериалов и оформление альбомов |
↓ ↓
Занятия по художественной литературе | Организация выставок, конкурсов |
↓ ↓
Экскурсии, беседы | Составление генеологического древа |
↓ ↓
Дидактические игры | Продуктивная деятельность |
↓
Посещение музеев |
↓
Праздники, развлечения |
↓
Накопление и оформление практического материала |
ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Анкетирование |
↓
Составление плана работы с родителями |
↓
Определение основных форм работы |
↓
Совместные праздники |
↓
Смотр- конкурс «Фото из семейного альбома» |
↓
Составление генеологического древа |
↓
Встречи с ветеранами войны и труда |
↓
Конкурсы: «Мамины руки не знают скуки», «Папа может все что угодно», «Папа, мама и я – спортивная семья» |
↓
Организация фотовыставки «Наши папы и мамы» |
↓
Оформление материалов, методические рекомендации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...