статья "Исследование развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте."
статья (подготовительная группа) на тему

Кислякова Светлана

развитие ролевой игры старших дошкольников на основе наблюдений и диагностики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследование развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.

 В дошкольном детстве формируются важнейшие психологические новообразования. Центральное место начинает занимать память, расширяются познавательные интересы, развивается произвольное поведение и личное самосознание ребенка.  Сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью старшего дошкольника,  т.к. в ней складываются главные психические новообразования  этого возраста.  Д.Б. Эльконин,  в рамках культурно-исторического подхода, рассматривал игру как специфический способ освоения социальной действительности.   Ролевая игра социальна как по своему содержанию, так и по своему происхождению. Основной единицей игры является роль, которую берет на себя ребенок. В роли всегда есть правило, которое постепенно начинает выделяться ребенком как важнейший элемент роли.  Также необходимо различать  сюжет и содержание игры. Содержание игры меняется с возрастом ребенка: от предметных действий людей в младшем дошкольном возрасте до выполнения правил, регулирующих взаимоотношения людей, в старшем.

  Исследованием  игры детей дошкольного возраста занимались  многие отечественные исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и т.д.). В других определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Р. Беспалова и т.д.). Третьи раскрывают значение игры в художественном воспитании детей (П.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Н.В. Артемова и др.).  На современном этапе актуальна проблема диагностики игры, что дает  научно-обоснованный контроль за своевременностью развития игровой деятельности у каждого ребёнка, поэтапное планирование формирования игру у каждого ребёнка, повышение качества руководства игрой, определение развития у детей интегративных качеств и достижений в овладении умениями и навыками в различных образовательных областях.

  Для написания курсовой работы, я проводила исследование по изучению развития сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников. Результаты наблюдений меня ошеломили. Дети 6-7 лет практически не играют в ролевые игры. Их игры имеют скудный сюжет, роли не принимаются, в игре почти нет диалогов (особенно у мальчиков!), замысел игры в основном предлагается воспитателем, содержание игр носит или бытовой характер, или взят из мультфильмов или компьютерных игр, часто проявляется несогласованность действий с действиями партнера по игре.

    Привожу результаты диагностики одной из групп.

Заключение по результатам  диагностики развития игровой деятельности детей  подготовительной группы …

Май 2016 года

Количество детей -33.

                 Особенности игровой деятельности ( А-низкий уровень. Б - средний уровень. В и Г - высокий уровень)

А

Действия с предметами, сюжеты однообразны, возможна игра вдвоем, воспринимает воображаемую ситуацию, возможна замена знакомых действий словом, правила не выполняют функцию регулятора игры

12%  (4дет.)

Б

В игре отображаются взаимодействия взрослых, используются сюжеты знакомых сказок, предпочитаема игра со сверстниками, используются  обозначения и замена предметов и действий словом, правила регулируют последовательность действий

27%  (9дет.)

В

Отражение  взаимоотношений взрослых, сюжеты развернуты, разнообразны, ребенок передает особенности персонажа игры, ролевое взаимодействие дается легко, легко даются словесные обозначения предметам, действиям, ролевые взаимодействия регулируют правила, могут следить за выполнением правил другими

43%  (14дет.)

Г

Создают модели разнообразных взаимоотношений, сюжет игры творчески развивается, ролевое взаимодействие содержательно, у ребенка 7-10 ролей в играх, по ходу игры подбираются и заменяются необходимые предметы, ребенок осознает, что соблюдение правил является условием реализации игры

18%(6дет.)

  Как видно из заключения, дети, через 3 месяца идущие в школу, почти не умеют играть в ролевые игры.

  При этом игра должна  занимать прочное место в системе обучения и воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка, способствует повышению его познавательной сферы, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности.

  Между тем культура игры в современном мире теряет свои позиции. Рынок игрушек перенасыщен, но, как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование. Родители стали больше времени уделять интеллектуальному развитию детей, совершенно не оставляя времени на совместную игру, сотрудничество и партнерство с ребенком. Утрачивается передача традиций от старших детей – младшим, от взрослых – детям. Современная система воспитания и обучения отделила друг от друга детей и взрослых. Телевизор или компьютер теперь лучший друг ребенка, они формируют мир ребенка.

Как показывают наблюдения, сегодня мы не увидим такой игры, как ее описывал Даниил Борисович Эльконин.  Сегодня ролевые игры, даже если и возникают, отличаются однообразием, преобладают простые бытовые сюжеты. Очень популярны игры, заимствованные из мультфильмов, игры в супергероев, черепашек-ниндзя, человека-паука, фей Винкс, которых можно представить коротким набором действий и фраз. Отношения между персонажами примитивны.  Дошкольники все реже имеют возможность моделирования социальных ролей, жизнь взрослых перестает быть содержанием игр.

     Только ролевая игра помогает маленькому человеку освоиться в том обществе, где он живет, включая культурные традиции, взаимоотношения и роли.  Ребенок должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии с взрослыми, сверстниками. Иначе в школу пойдут «недоигравшие» дети, не научившиеся регулировать свое поведение, оценивать себя и контролировать свои желания.

В заключении хочется сказать, что проблемы игры детей дошкольного возраста  есть, и они очевидны:

 1. Сюжеты игр отражающие бытовую сторону жизни и телевизионную тематику вытесняют игры на профессиональные и общественные сюжеты.

2. У большинства современных дошкольников игра не достигает своей высшей формы.

   Важно отметить роль воспитателя в развитии ролевой игры дошкольника. В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Автомастерская», «Больница», «Парикмахерская» и т.д.). При организации таких игр важно учитывать специфику современной социальной жизни.

  Особое внимание следует уделить работе с родителями. Важно донести до них важность  формировать отношение к игре как к способу развития. В обществе повышается ценность ранних интеллектуальных достижений,  но значение межличностного и нравственного формирования личности, что так необходимо для игровой деятельности, снижается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

В данном пособии были использованы различные темы для сюжетно-ролевых игр, с постепенным усложнением сюжетной линии на весь учебный год. Надеюсь, что данное пособие будет интересным для педагогов....

примерное планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

   Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Также зде...

Сборник сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Сборник игр  призван помочь развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль....

Перспективный план сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование разработано в соответствии с прораммой "От рождения до школы"...

Методическая разработка "Сценарии сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка для воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте...