консультация педагога-психолога для родителей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Консультация для родителей на тему: "Психолого-педагогическое детей, посещающих ДОУ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей "Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ" | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение детей
Канева Елена Владимировна - педагог-психолог ДО № 112 г. Липецка.
Стаж работы педагогом-психологом – с 1997 года.
Часы работы: понедельник, вторник, четверг, пятница с 7.00 до 14.00, среда с 11.30 до 18.30
Часы приема родителей: по предварительной записи или с 7.00 до 8.00 рабочие дни, кроме среды, в среду с 15.00 до 18.30
Уважаемые родители!
Важнейшей задачей системы дошкольного образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:
- защиту прав личности детей, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
- квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка.
- реализацию программ преодоления трудностей в обучении и развитии, участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям детей;
- психологическую помощь семьям детей «группы риска».
Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой частью деятельности любого детского сада, что обуславливает востребованность в психолого-педагогическом сопровождении всех участников воспитательно-образовательного процесса.
В логопедические группы ДОУ № 112 г. Липецка поступают дети с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи). Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения. Дети забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом.
Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость), недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.
У детей с ОНР часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются:
- агрессивность, драчливость, конфликтность;
- повышенную впечатлительность, страхи;
- неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта;
- энурез;
- повышенная обидчивость, ранимость;
- склонность к болезненному фантазированию.
Таким образом, в процессе психолого-педагогической диагностики у детей с ОНР выявляются нарушения и в познавательной, и в эмоционально-волевой, и в личностной сфере.
Выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу - психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы в процессе психолого-педагогического сопровождения развития детей.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушениями речи в нашем дошкольном учреждении являются:
- создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом;
- учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;
- оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности,
- повышение психологической компетентности родителей, воспитателей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Задачи психологического сопровождения детей с ОНР в нашем саду решаются в работе с отдельными детьми, подгруппой, а так же с родителями и педагогами. В связи с этим осуществляется несколько направлений в работе психолога:
- психологическое просвещение и профилактика;
- психологическая диагностика;
- психологическая коррекция и развитие;
- психологическое консультирование.
Психолого-педагогическая диагностика
Психолого-педагогическая диагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающей еще, логопедическую и медицинскую и проводится с целью:
- определения актуального уровня развития детей,
- его соответствия возрасту,
- выявления личностных особенностей ребенка;
- вторичных отклонений, связанных с нарушением речи.
Диагностика проводится для того, чтобы правильно наметить основные направления коррекционно-развивающей работы, смоделировать индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.
Также в течение года психолог изучает отношения в детском коллективе, совместно с воспитателями планирует работу по улучшению взаимоотношений между детьми.
Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, - это комплексная оценка готовности ребенка к школе. По результатам психолого-педагогической диагностики проводятся индивидуальные консультации с воспитателями и с родителями, определяются основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми.
Психологическая коррекция и развитие.
Психологическая коррекция - это систематическая работа психолога с детьми с нарушениями речи, направленная на специфическую помощь этим детям.
Работа ведется в следующих формах: индивидуальные и подгрупповые психокоррекционные занятия; занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению, тематические занятия с родителями.
В ходе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:
- развитие познавательной активности детей;
- развитие процессов мышления: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание самоконтроля и самооценки;
- коррекция поведения ребенка; формирование навыков общения.
Работа педагога-психолога с воспитателями и специалистами
Содержание работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам и решает следующие задачи:
- Ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития познавательной и социально-эмоциональной сферы детей с нарушениями речи;
- Помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности;
Работа педагога-психолога с родителями
Практика работы педагога-психолога с родителями детей с ОНР показывает, что многие родители:
- испытывают неуверенность и тревогу за будущее ребенка, его успехи,
- часто уровень ожиданий родителей превышает возможности ребенка, это вызовет у него утрату веры в свои возможности, и приводит к высокой тревожности и подавленности детей.
- очень эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей в процессе обучения, не способны оказать им психологическую поддержку.
Для родителей характерны, как правило, две полярные педагогические позиции:
- часть родителей требует от ребенка проявления максимальной самостоятельности, ответственности и дисциплинированности, к проявлению которых ребенок не созрел. Если уровень ожиданий родителей превышает возможности ребенка, это вызовет у него утрату веры в свои возможности и приводит к высокой тревожности и подавленности детей;
- однако, большинство родителей занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребенку проявить свои возможности и интересы, первые ростки самостоятельности. Такие родители склонны воспринимать успехи и неудачи ребенка как свои собственные. Для многих из них характерны проявления нетерпеливости в процессе помощи ребенку, разочарования от его ошибок и неудач, непонимание трудностей ребенка.
Все это приводит к различным нарушениям детско-родительских отношений. Эти и другие проблемы негативно сказываются на развитие ребенка с ОНР, и его эмоциональное благополучие В связи с этим, особую значимость приобретает работа педагога психолога направленная на:
- установление партнерских отношений с семьями детей с ОНР, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки родителей;
- повышение компетентности родителей и их психолого-педагогическое просвещение.
- формирование адекватной оценки состояния ребенка и его возможностей и формированию адекватных требований к нему.
Процесс психолого-педагогического сопровождения родителей, формирование их компетентности в различных аспектах развития ребенка помогает улучшить детско-родительские отношения, обеспечить успешную адаптацию детей к школе, повышает их заинтересованность в учебной деятельности, способствует развитию познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации детей.
Таким образом, важным условием осуществления программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР, их успешной подготовки и дальнейшей адаптации к школе является совместная, комплексная работа педагога-психолога и родителей, активность родителей, заинтересованность и вера в успехи детей.
Педагог-психолог Е.В. Канева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»
Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...
Консультации педагога-психолога Практические рекомендации родителям "Как приучить ребенка к чтению?"
Методические рекомендацииродителям«Как воспитать у детей интерес к чтению?» От того, читают ли дети, что и как читают,зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.·...
Консультации педагога-психолога Практические рекомендации родителям и педагогам "Обзываются в группе . Как поступать?"
Как бороться с обзыванием в группеНаверное в каждой группе наиболее частой причиной обид и драк среди дошкольников является обзывание. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка-жертв...
план на 28 мая педагога-психолога. Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"
НОД Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"...
Консультация педагога - психолога "Модель жизни родителей - модель жизни ребенка"
Родители играют значительную роли в развитии системы ценностей у детей. Семейные ценности влияют на поведение, установки, убеждения, которые и будет перенимать ваш ребенок. Для ребенка очень значимо, ...
Консультация педагога-психолога для родителей Как справится с кризисом 3 лет и что делать родителям?
Каждый человек в течении всей своей жизни проходит кризисы. Они нужны для развития психики и получения новых навыков. Так в три года ребенок осознает свое "Я" и понимает: он отдельная личнос...