Конкурс. Рекомендации родителям.
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Адаричева Феруза Бозоровна

"Сказкотерапия в домашних логопедических занятиях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

"Сказкотерапия в домашних логопедических заданиях"

        В логопедической деятельности мне, как учителю-логопеду часто приходится сталкиваться с жалобами родителей на то, что дети не желают заниматься дома по заданиям логопеда и вообще не воспринимают родителей как педагогов. Во время консультаций некоторые родители рассказывают, что каждое занятие дома - это взаимный стресс. Ребенок отказывается заниматься, если начинает – то обязательно делает все из-под палки.        Родители пытаются объяснять необходимость занятий,  связать их с важными для ребенка вещами – занятиями спортом, общением со сверстниками, которыми он дорожит,  просто рассуждениями на тему школы – ничего не действует. В ответ ребенок говорит: «Ну и что, все равно не буду заниматься». Некоторые родители  пытаются воздействовать отсутствием поощрения (мороженого, мультиков, компьютерных игр и т.д.), но это тоже помогает не всегда. «Ума не приложу, как замотивировать ребенка заниматься – занятия нам нужны каждый день. Что мне делать?..» - спрашивают родители.

        Подобное поведение с родителями при выполнении домашних заданий  не редкость. Это связанно с психологическими и возрастными особенностями детей, которые не проходят и мимо педагога, вызывая трудности в рамках занятия. Фразы: «Я не буду это делать, у меня все равно не получится!», «Не буду пробовать делать, я этого не умею!», часто относящиеся к артикуляционной гимнастике и проговариванию звука на этапе его постановки, замедляют коррекционный процесс и порой могут оказаться серьезной проблемой. Уговоры: «Ты попробуй; я рядом; я помогу; у меня тоже не сразу все получилось; с первого раза не всегда получается…» могут быть и зачастую оказываются не эффективными.

        Что же окажется эффективным помощником в этих случаях?

        В первую очередь хочется напомнить родителям слова Сократа: «Не насиловать душу ребенка, а вести его за собой». Именно за собой, показывая упражнения и выполняя его самим родителем, для того, чтобы ребенок чувствовал поддержку со стороны близких и единство с ними в своей «беде». Ведь домашние задания логопеда не из простых и требуют усилий воли и постоянного напряжения и контроля собственной деятельности. Этот момент совместного выполнения домашних заданий (совместных, а не надзирательных!) очень важен. Но этот совет, переходящий из одной рекомендации в другую, не единственный. Как одну из форм мотивации ребенка к занятию предлагаю сказки. Сказка является одним из неотъемлемых мотивирующих элементов занятий логопеда.  Наличие волшебства в ходе занятий дома также не просто желательно, но и необходимо. О сказке и пойдет речь.

        Элементы сказкотерапии в процессе логопедической коррекции являются неотъемлемой частью занятий и универсальным средством преодоления множества психологических барьеров детей, которые, так или иначе, встречаются в практике любого педагога.

        Так что же такое сказкотерапия? В первую очередь это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Наверное, как только появилась речь, так сразу появились и первые истории.

        Сказкотерапия в настоящее время – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

        Уделим еще немного внимания формам сказкотерапии и краткому описанию их, чтобы понимать масштабы и возможности сказки, определить виды и направления, способствующие повышению эффективности логопедических занятий.

        Воздействующие формы сказкотерапии помогают нам создать правильный психоэмоциональный фон и мотивацию ребенка на занятие с логопедом и дома. Погружая ребенка в сказку,  мы вовлекаем его в интересную и увлекательную игру, и это в корне меняет его отношение к занятию. При наличии некого волшебства  ребенок сбрасывает свои защитные механизмы и сопротивление учебному, нудному процессу и начинает играть, выполняя все задания с желанием участия в игре, да еще и вместе со взрослым (педагогом или родителем). Согласитесь, что с годами мы, взрослые, все меньше играем вместе с взрослеющим ребенком, приучая его к самостоятельности. И сказки, которые раньше были настольными книгами, уходят на второй план на фоне учебников и «умных книг». Ребенок в таком темпе постоянного давления и необходимости учиться уходит с каждым днем все дальше от детских радостей и мы, взрослые, этому способствуем, порой поторапливая его взросление, что часто выражается во фразах «Ты же уже большой, не делай так!» и прочих подобных формулировках. И именно поэтому, погружаясь в сказку, которая живет в ребенке счастливым воспоминанием, он с радостью и энтузиазмом выполняет все предложенные задания, содержащиеся в ней. Мало того, после двух – трех подобных сказочных игровых занятий «большой малыш» просит с ним поиграть и сам рассказывает сказку или перевоплощается в ее героев, выполняя упражнения и требования логопеда  или родителя.

        Очень важно, по возможности, использовать наглядный материал, соответствующий заданной тематике сказки или волшебного перевоплощения. Что же подразумевает сказка или перевоплощение такого вида? Приведу примеры:

«Сказка про язычок»

        Жил во рту язычок. Утром проснется, с боку на бок повернется. И идет на прогулку. Выйдет на крыльцо и смотрит, какая погода на улице — светит ли в небе солнышко, есть ли лужи на земле (упражнение „качели“). Постучал он в одну щечку, в другую – закрыл все двери крепко. Он посмотрел сначала в одну сторону, потом в другую. Хорошая погода, можно идти гулять. Спустился язычок по лесенке крылечка (язык «перешагивает» через зубы и прячется обратно в рот), пересчитал все дощечки у забора (язык погладит сначала верхние зубы, потом нижние), сел на коня и поскакал в лес. А там грибы! Набрал грибов в свою корзинку (упр. «Чашечка») и поскакал домой пироги печь»

        Для создания сказочной атмосферы подходят даже небольшие словесные инструкции: «Помоги дойти язычку из своего домика в юрту своего друга (либо наоборот), преодолев все препятствия» — тут можно также предложить ребенку придумать имя друга, активизируя его воображение и включая его в игру. «Наш гость (любое имя или герой, соответствующий иллюстрации) решил переехать на время в гости к своей бабушке в деревню, но по дроге он растерял все свои вещи, давай пойдем по его следам и соберем все потери?! Ооо!!! Злой волшебник их заколдовал! И теперь их можно забрать, только открыв все волшебные печати». Соответственно, под печатями предполагается любой вид заданий.

        На занятиях  погружение в сказку и мир волшебства  является мощным мотивирующим элементом, который запускает свой механизм действия с самого начала занятий с родителем, или же на этапе орг.момента в рамках занятия с логопедом, и продолжает свое действие до его завершения (рефлексии). Однако необходимо внести ремарку: сказочную атмосферу необходимо поддерживать в течение всего занятия, связывая упражнения и задания с первоначальным сюжетом волшебного действия.

        Этот метод погружения в сказку в роли непосредственных участников  родителя и ребенка  апробирован на практике и зачастую решает проблему нежелания заниматься с родителем дома.

        А как же быть с мнительным ребенком, не желающим выполнить задание логопеда по причине неверия в свои силы? Для преодоления данного психологического барьера поможет такой элемент сказкотерапии, как перевоплощение с использованием соответствующих масок. Выбор героя для перевоплощения  взрослый может совершить самостоятельно, либо совместно с ребенком. Рассмотрим оба варианта.

        Если ребенок отказывается проговаривать «проблемный» звук в ходе занятия с логопедом, тогда в своей практике я использую следующее – успокаиваю ребенка (вместе с тем укрепляя доверительные отношения между нами) — «Если ты не хочешь, то мы не будем этого делать, а сделаем то, что у тебя уже получается очень хорошо». Это очень важный момент, поскольку такие детки оказываются плаксивы и даже при мысленной неудаче реагируют крайне болезненно, их необходимо приободрить и поддержать не просто словесно, а так, чтобы ребенок увидел (через зеркало) и почувствовал успех выполнения им задания. После выравнивания психоэмоционального состояния подключаем волшебство с использованием наглядностей. К примеру:  прилетела фея и превратила нас в самых добрых и способных животных, птиц, насекомых (медвежат, тигров, тигрят, волков, ежиков, змей…). Выбранное педагогом животное должно произносить требующий коррекции звук. Так, к примеру, звук [З] – комар; [Ц] – зовём цыплёнка; [Ш] – змея шипит; [Ж] – жук;  [Ч] – едет поезд; [Щ] –закипела вода в кастрюле; [Р] – тигр; [Л] – пароходик гудит.

        При затруднении подбора  используем перевоплощение в попугая, который способен проговаривать все звуки. После перевоплощения к проговариванию звука приступать не мгновенно, необходимо уделить минутку для того, чтобы ребенок успел вжиться в свой новый образ, раскрепостился и поверил в него.

        Еще один вариант подбора персонажа для перевоплощения – спросить у ребенка, какой из его любимых героев справится с этим заданием. Но в данном случае необходимо заготовить маски предполагаемых героев (Смешарики, Лунтик, Человек-Паук, Барбоскины и др.). В конце занятия происходит обратное перевоплощение в самих себя и подведение итогов с подведением ребенка к осознанию, что герой,  который смог это сделать, и есть он сам.

        Также во время логопедических занятий я использую сама и рекомендую родителям психопрофилактическую и развивающую функции сказки. Чаще это происходит на этапе автоматизации звука в связной речи и при развитии высших психических функций. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество и креативное мышление. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Это проявляется при работе с сюжетными картинками, с наборами игрушек на заданный звук,  где детям нужно составить и рассказать небольшую сказку. В данном случае очень часто ребенок насыщает свой рассказ мелкими индивидуальными для него подробностями и деталями, очень важными для него.

        Применение психопрофилактических и развивающих сказок на логопедических занятиях способствует достижению следующих задач:

  • формирование положительной мотивации к занятиям и заданиям в ходе коррекционной работы (развитие мелкой моторики рук, активизация и разработка артикуляционного аппарата, постановка звука, автоматизация поставленного звука в словах и фразах);
  • развитие познавательных процессов;
  • формирование пассивного и активного словаря;
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка;
  • моделирование эмоционально-благоприятной атмосферы, способствующей возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

        При использовании психотерапевтических сказок важно помнить о трех вещах:

 уместность – сказка не должна жить с ребенком постоянно, каждую минуту, что бы он ни делал. Для достижения мотивирующих функций она должна появляться на время занятий, иначе она теряет свою ценность и не является стимулом и эмоциональным допингом для выполнения упражнений.

— искренность – взрослый, рассказывая сказку, должен и сам верить в нее, и жить в ней разумом и эмоциями все то время, пока она звучит. Только искренняя заинтересованность и увлеченность может завлечь в эту игру в сказку ребенка. Дети очень тонко чувствуют фальшь, поэтому от честности и искренности во время повествования волшебного сюжета многое зависит.

дозированность — не стоит затягивать сюжет, если вы видите, что ребенок устал. Все хорошо в меру. Очень важно выйти из сказочного сюжета (достигнуть целей в сказке, завершить путешествие, помочь кому-либо в чем то) до момента потери интереса ребенком. Если мы закончим в момент, когда ребенку хотелось бы, и он мог бы выполнить еще одно задание, то мы создаем ему дополнительный стимул – дождаться следующего занятия для продолжения сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...

Рекомендации родителям: "10 рекомендаций родителям детей младшего и среднего возраста"

Материал консультации для родителей по особенностям развития и воспитания ребенка....

Конкурс. Рекомендации для родителей "Коррекция поведения детей дошкольного возраста"

Как поступать, если ребёнок дерётся, если ребёнок не контактный, а если он грызёт ногти? А почему дети не могут быть долго без движения? Всё это можно найти в моих рекомендациях для родителей....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Рекомендации родителям по воспитанию детей «Рекомендации родителям о ПДД»

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения....

Как результативно выступать на профессиональных конкурсах. Рекомендации

Воспользуйтесь секретами поведения на профессиональных конкурсах педагогов-психологов.  Ведь важна не только профессиональная, но и психологическая готовность к конк...