"Правши и левши".
консультация по теме

Самойленко Татьяна Львовна

ПРАВШИ  И ЛЕВШЫ

 

В период активного освоения ребенком движений и жестов родители некоторых детей замечают, что их малыш все время действует левой рукой: берет игрушку, ложку, удерживает предметы. Человека с леворукостью называют левшой. Левши составляют около 7% от общей популяции людей.

Леворукость бывает врожденной и связана со спецификой организации мозга ребенка. Иногда же желание пользоваться преимущественно левой рукой появляется у ребенка в результате неправильного воспитания. Предрасположенностью к возникновению леворукости является наследственность, то есть наличие в семье одного или обоих родителей левшей. К группе риска по леворукости относят и однояйцевых близнецов.

Одной из теорий, объясняющей происхождение леворукости, является теория генетического влияния. 

Леворукость выявляется в очень раннем возрасте детей. Медицинские работники указывают на некоторые внешние особенности, характеризующие левшу. Несколько большие размеры левой руки; более широкий ноготь на мизинце левой руки, чем на правой; более подвижная мимика на левой стороне лица являются отличительными чертами левши. Но эти отличительные черты появляются с возрастом и могут отсутствовать у малышей.

У большинства людей наблюдается праворукость и левополушарная доминантность по речи (то есть у правшей за речь отвечает преимущественно левое полушарие головного мозга). Предполагают, что мозговая асимметрия формируется в период созревания мозга и определяется генетической программой. В норме левое полушарие опережает по развитию правое и поэтому может тормозить созревание правого полушария. В тот период развития, когда правое полушарие мозга ребенка еще не достигло соответствующего уровня специализации по сравнению с левым полушарием, оно может принимать на себя его функции в случае повреждения или нарушения в развитии левого полушария. Считают, что леворукость связана с преобладанием деятельности правого полушария.

Наблюдения за движениями плода на 15-18 неделях внутриутробной жизни показали, что около 83% всех движений – правонаправленные. Существование асимметрии в двигательной активности плода позволяет заключить о ранней специализации мозга.

По сравнению с детьми-правшами механизм усвоения языка у детей-левшей изучен хуже.

Леворукость, сопровождающаяся нарушениями речевого развития, в большем проценте случаев встречается у мужчин.

Мозг, развивающийся по мужскому типу, более подвержен нарушению химического и иммунологического развития.

Исследования по изучению развития речи у левшей показали, что, как правило, восприятие речи не страдает, а нарушается процесс генерации речи. Однако, выявлено, что для левшей характерно слоговое усвоение слов и целостное усвоение грамматических конструкций. Такой механизм усвоения звуковых конструкций подразумевает их целостное восприятие, без предварительного разложения на составляющие.

Особенностью развития речи у левшей является невозможность диагностики нарушений развития в раннем возрасте. Но в период освоения письма и чтения практически все дети-левши испытывают большие трудности по сравнению со сверстниками правшами.

И в то же время, как это ни удивительно, Леонардо да Винчи и Альберт Эйнштейн были левшами!

Левши в большей степени страдают такими нарушениями в речевом развитии, как дислексия, афазия, дефицит речи, дизартрия.

Родителям левшей следует обратить внимание на раннее речевое развитие своих детей. Именно ранняя профилактика, соблюдение всех рекомендаций, направленных на полноценное развитие речи у ребенка, позволят вашему ребенку избежать в дальнейшем серьезных сложностей в освоении чтения и письма и проблем, связанных с нарушениями произносительной речи.

Если леворукость врожденная, а это определяют только врачи-специалисты, то не рекомендуется переучивать малыша. Прежде всего, потому, что, запрещая малышу использовать левую руку, вы лишаете ребенка радости освоения нового, постепенно превращая ребенка в неуверенного в себе человека.

Переучивание пользования левой рукой на правую детей с легко возбудимым типом нервной системы может привести к рассогласованности в работе нервной системы и, как следствие, например, к заиканию

Неправильные условия воспитания могут привести к формированию у ребенка леворукости даже при отсутствии предрасположенности к ней. Если младенец все время лежит на правом боку, то левая рука у него является более свободной. Поэтому именно левая рука будет активнее развиваться, чем правая.

От детей с приобретенной леворукостью также не нужно добиваться использования только одной правой руки. Главная задача родителей заключается в том, чтобы научить ребенка управлять обеими руками.

Специалисты отмечают, то в 4-месячном возрасте 36% исследованных младенцев пользуются правой рукой, 40% малышей – левой, 24% - одинаково активно используют правую и левую руки. К концу первого года жизни число праворуких малышей постепенно возрастает до 88% за счет равномерного снижения числа малышей, использующих либо обе руки, либо левую руку. При этом процесс приобретения рукости ускоряется с 7-8 месяцев жизни, то есть со времени активного манипулирования с предметами.

Начиная с первых дней жизни малыша, переворачивайте его, не допускайте, чтобы долгое время ребенок лежал только на одном боку.

Леворукость ребенка первого года жизни наиболее четко проявляется при игровой деятельности или манипуляции с предметами. Поэтому родителям принадлежит ведущая роль в развитии у ребенка способностей к использованию обеих рук.

Учите ребенка использовать не только левую, но и правую руку при игре и действиях с предметами. В этом вам помогут совместные игры с ребенком, во время которых он сможет осваивать общепринятые способы действия правой рукой без ущерба для его общего психического развития.

Создайте такие игровые ситуации, в которых малышу необходимо было бы использовать правую руку. Старайтесь вкладывать игрушку чаще в правую руку, чем в левую, класть ее так, чтобы было более удобно дотянуться правой рукой, а не левой. Для профилактики леворукости развивайте игровую деятельность ребенка, привлекая к игре обе руки малыша.

Для ребенка старше года, более активно пользующегося левой рукой, а не правой, предлагайте игры со строительным материалом, конструкторы, лего.

Проявляйте терпение, настойчивость и последовательность в воспитании ребенка. Создайте у ребенка заинтересованность в совместных играх. Не запрещайте во время игр пользоваться левой рукой, ибо в этом случае вы тормозите развитие самостоятельности. Не ограничивая активности левой руки, вы должны активно помогать ребенку учиться действовать и правой рукой.

Не скупитесь на похвалу даже за небольшие достижения, не наказывая малыша за ошибки. Но вы всегда должны указать ребенку на неправильное действие, но обязательно в благожелательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravshi_i_levshi.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВШИ  И ЛЕВШЫ

В период активного освоения ребенком движений и жестов родители некоторых детей замечают, что их малыш все время действует левой рукой: берет игрушку, ложку, удерживает предметы. Человека с леворукостью называют левшой. Левши составляют около 7% от общей популяции людей.

Леворукость бывает врожденной и связана со спецификой организации мозга ребенка. Иногда же желание пользоваться преимущественно левой рукой появляется у ребенка в результате неправильного воспитания. Предрасположенностью к возникновению леворукости является наследственность, то есть наличие в семье одного или обоих родителей левшей. К группе риска по леворукости относят и однояйцевых близнецов.

Одной из теорий, объясняющей происхождение леворукости, является теория генетического влияния. Мозг претерпевает химические воздействия, которые оказывают влияние на развитие иммунной системы. Эффект такого воздействия сказывается практически сразу после работы.

Леворукость выявляется в очень раннем возрасте детей. Медицинские работники указывают на некоторые внешние особенности, характеризующие левшу. Несколько большие размеры левой руки; более широкий ноготь на мизинце левой руки, чем на правой; более подвижная мимика на левой стороне лица являются отличительными чертами левши. Но эти отличительные черты появляются с возрастом и могут отсутствовать у малышей.

У большинства людей наблюдается праворукость и левополушарная доминантность по речи (то есть у правшей за речь отвечает преимущественно левое полушарие головного мозга). Предполагают, что мозговая асимметрия формируется в период созревания мозга и определяется генетической программой. В норме левое полушарие опережает по развитию правое и поэтому может тормозить созревание правого полушария. В тот период развития, когда правое полушарие мозга ребенка еще не достигло соответствующего уровня специализации по сравнению с левым полушарием, оно может принимать на себя его функции в случае повреждения или нарушения в развитии левого полушария. Считают, что леворукость связана с преобладанием деятельности правого полушария.

Наблюдения за движениями плода на 15-18 неделях внутриутробной жизни показали, что около 83% всех движений – правонаправленные. Существование асимметрии в двигательной активности плода позволяет заключить о ранней специализации мозга.

По сравнению с детьми-правшами механизм усвоения языка у детей-левшей изучен хуже.

Леворукость, сопровождающаяся нарушениями речевого развития, в большем проценте случаев встречается у мужчин.

Мозг, развивающийся по мужскому типу, более подвержен нарушению химического и иммунологического развития.

Исследования по изучению развития речи у левшей показали, что, как правило, восприятие речи не страдает, а нарушается процесс генерации речи. Однако, выявлено, что для левшей характерно слоговое усвоение слов и целостное усвоение грамматических конструкций. Такой механизм усвоения звуковых конструкций подразумевает их целостное восприятие, без предварительного разложения на составляющие.

Особенностью развития речи у левшей является невозможность диагностики нарушений развития в раннем возрасте. Но в период освоения письма и чтения практически все дети-левши испытывают большие трудности по сравнению со сверстниками правшами.

И в то же время, как это ни удивительно, Леонардо да Винчи и Альберт Эйнштейн были левшами!

Левши в большей степени страдают такими нарушениями в речевом развитии, как дислексия, афазия, дефицит речи, дизартрия.

Родителям левшей следует обратить внимание на раннее речевое развитие своих детей. Именно ранняя профилактика, соблюдение всех рекомендаций, направленных на полноценное развитие речи у ребенка, позволят вашему ребенку избежать в дальнейшем серьезных сложностей в освоении чтения и письма и проблем, связанных с нарушениями произносительной речи.

Если леворукость врожденная, а это определяют только врачи-специалисты, то не рекомендуется переучивать малыша. Прежде всего, потому, что, запрещая малышу использовать левую руку, вы лишаете ребенка радости освоения нового, постепенно превращая ребенка в неуверенного в себе человека.

Переучивание пользования левой рукой на правую детей с легко возбудимым типом нервной системы может привести к рассогласованности в работе нервной системы и, как следствие, например, к заиканию

Неправильные условия воспитания могут привести к формированию у ребенка леворукости даже при отсутствии предрасположенности к ней. Если младенец все время лежит на правом боку, то левая рука у него является более свободной. Поэтому именно левая рука будет активнее развиваться, чем правая.

От детей с приобретенной леворукостью также не нужно добиваться использования только одной правой руки. Главная задача родителей заключается в том, чтобы научить ребенка управлять обеими руками.

Специалисты отмечают, то в 4-месячном возрасте 36% исследованных младенцев пользуются правой рукой, 40% малышей – левой, 24% - одинаково активно используют правую и левую руки. К концу первого года жизни число праворуких малышей постепенно возрастает до 88% за счет равномерного снижения числа малышей, использующих либо обе руки, либо левую руку. При этом процесс приобретения рукости ускоряется с 7-8 месяцев жизни, то есть со времени активного манипулирования с предметами.

Начиная с первых дней жизни малыша, переворачивайте его, не допускайте, чтобы долгое время ребенок лежал только на одном боку.

Леворукость ребенка первого года жизни наиболее четко проявляется при игровой деятельности или манипуляции с предметами. Поэтому родителям принадлежит ведущая роль в развитии у ребенка способностей к использованию обеих рук.

Учите ребенка использовать не только левую, но и правую руку при игре и действиях с предметами. В этом вам помогут совместные игры с ребенком, во время которых он сможет осваивать общепринятые способы действия правой рукой без ущерба для его общего психического развития.

Создайте такие игровые ситуации, в которых малышу необходимо было бы использовать правую руку. Старайтесь вкладывать игрушку чаще в правую руку, чем в левую, класть ее так, чтобы было более удобно дотянуться правой рукой, а не левой. Для профилактики леворукости развивайте игровую деятельность ребенка, привлекая к игре обе руки малыша.

Для ребенка старше года, более активно пользующегося левой рукой, а не правой, предлагайте игры со строительным материалом, конструкторы, лего.

Проявляйте терпение, настойчивость и последовательность в воспитании ребенка. Создайте у ребенка заинтересованность в совместных играх. Не запрещайте во время игр пользоваться левой рукой, ибо в этом случае вы тормозите развитие самостоятельности. Не ограничивая активности левой руки, вы должны активно помогать ребенку учиться действовать и правой рукой.

Не скупитесь на похвалу даже за небольшие достижения, не наказывая малыша за ошибки. Но вы всегда должны указать ребенку на неправильное действие, но обязательно в благожелательной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся правильно держать ручку (правши и левши).

С трудностями в обучении детей правильно держать ручку при письме сталкиваются  родители и педагоги не только дошкольников, но и первоклассников. Сколько тратится усилий и времени для обуче...

Консультация «Чем отличаются левша от правши — основные отличия»

Как определить какое полушарие ведущее у вашего ребенка.Кто он левша или правша? А может он амбидекстр?...

Консультация для родителей "Такие разные правши!"

Иногда родители замечают, что ребенок одинаково владеет и правой, и левой рукой, без труда ест или рисует, перекладывая ложку или карандаш из одной руки в другую. По-видимому, такой ребенок от­нос...

Правши и левши

Многие черты характера, особенности мышления и восприятия, способности зависят от, так называемого, межполушарного взаимодействия. То есть, от того, какое полушарие является ведущим, и насколько хорош...

Консультация «Учимся правильно держать ручку. Правши и левши»

С трудностями в обучении детей правильно держать ручку при письме сталкиваются родители и педагоги не только дошкольников, но и первоклассников. Сколько тратится усилий и времени для обучения детей эт...

Консультация «Учимся правильно держать ручку. Правши и левши»

Консультация «Учимся правильно держать ручку. Правши и левши»...

Консультация «Учимся правильно держать ручку. Правши и левши»

Консультация «Учимся правильно держать ручку. Правши и левши»...