Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо всё хватать, гладить, трогать и пробовать на вкус. Таким образом, параллельно он развивает тонкую моторику рук. Что же такое тонкая моторика рук? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_ruk_u_detey.docx | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук у детей
дошкольного возраста
В своей работе я накапливаю опыт по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…»
«Рука – это инструмент всех инструментов» - сказал Аристотель.
Ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо всё хватать, гладить, трогать и пробовать на вкус. Таким образом, параллельно он развивает тонкую моторику рук. Что же такое тонкая моторика рук? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки.
Учёные пришли к выводу, что формирование речи начинается только тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают не только речь, но и мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. Выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил, что речь и ум ребёнка находятся на кончиках пальцев. (Поэтому, не в коем случае нельзя по рукам бить, тем самым мы наносим удары по голове.)
Доказательством взаимосвязи руки и речи является то, что человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто неосознанно помогает себе жестами. И наоборот, ребёнок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Это объясняется тем, что речевая зона находится в непосредственной близости от двигательной зоны коры головного мозга. Поэтому наша речь и моторика (т.е. движение) тесно взаимосвязаны и развиваются параллельно.
Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во- вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день.
А ведь можно сделать всё намного проще:
Разминать пальцами тесто, глину, пластилин; лепить что-нибудь, нанизывать бусинки, пуговки на нитки, ленты; завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках; заводить будильник, игрушки ключиком; резать ножницами; штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом; вязать; вышивать; конструировать из бумаги («оригами»); рисовать узоры по клеточкам в тетради; заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина); хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе; катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики; делать пальчиковую гимнастику.
Рекомендую игры со спичками, очищенные для безопасности детей от серы (счётными палочками), тактильными дощечками, игры с пуговицами, бельевыми прищепками, пробками и хорошо известные всем «застёжки», «пристёжки», шнуровки. А также нам очень помогут упражнения по работе в тетрадях в клеточку, всевозможные штриховки, изготовление аппликаций, поделок из пластилина, бумаги (оригами).
Посмотрите, как ребёнок моет и вытирает руки. Приучайте его тщательно мыть каждый пальчик, а также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.
Хорошо, если ребёнок сам учиться завязывать шнурки, плести косички, застёгивать и расстёгивать пуговицы.
Использовала основные принципы: систематичность и многократность. Последовательность – (от простого, к сложному). Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав изменяются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Классифицировала основные виды игр, заданий, упражнений: массаж пальцев и кистей рук; игры с пальчиками; игры с разными материалами: поролоном, тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой, с природным материалом, с тканью, с пластилином, с красками; игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с вкладышами, с надувными и резиновыми игрушками, с мелкими предметами, магнитами, с конструктором, с прищепками, со шнурками, с палочками, с образными игрушками; игры с тренажерами: на ткани и картоне, на дереве и металле, с пластиковыми крышками.
В группе с детьми каждый день стала проводить пальчиковые игры в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты, а зачастую включая в занятия, игры на прогулках. Обратила внимание, что детям очень нравится рассказывать стихи, потешки при помощи пальчиков, но самое главное, что эти игры способствуют развитию речи, развивают чувства ритма, воображение, вызывают у детей радость от общения. Ежедневный массаж пальчиков и ладошек увеличил интерес детей к действиям с пальцами рук.
Следующим этапом работы стал пальчиковый театр. Героев сказок сделала объёмными и плоскостными, что дало возможность детям по – разному использовать их в играх – сказках. Чтобы совершенствования координации движений, мелкой моторики, развития тактильной чувствительности стала использовать игры с цветным песком в группе и обычным песком на прогулке в теплое время года. Эти игры повысили познавательный интерес. Для самостоятельной деятельности детям предлагала пирамидки разных видов, дощечки со стрежнями и геометрическими фигурами, собирать предметы-вкладыши (матрёшки), пазлы, объёмные домики.
Большое значение в нашей работе уделяется развивающим тренажерам. С их помощью отрабатываются навыки, позволяющие укрепить слабую детскую руку. Тренажёр «Черепаха» давал возможность учиться застёгивать, расстегивать различные молнии, пуговицы, кнопки, завязывать, развязывать ленточки, шнурки. Тренажёр «Домик», дверки которого открываются и закрываются при помощи разных ключей. При открывании и закрывании замочков дети, тренируя ручную умелость. Тренажёр «Клоун- жонглёр», «Машина», «Цветы на полянке» - дети учатся закручивать и раскручивать крышки от пластиковых бутылок.
Одно из важных направлений, которое использовала в работе с детьми - это игры со счетными палочками, спичками. В этих играх со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Сначала знакомила детей с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
Следующий этап развития мелкой моторики – это развитие графической моторики. Особое внимание уделяю штриховке, обведение по трафарету фигур или предметов при этом предлагаю детям использовать простой и цветные карандаши. В группе имеются трафареты на разные тематики: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штриховки использую книжки - раскраски. Слежу за продолжительностью данного вида деятельности (не более 5-7 минут). Штриховка способствует развитию глазомера, умению видеть контуры фигуры, не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.
Физкультминутка - вариант развития мелкой моторики, элемент двигательной активности. Использую для переключения одного вида деятельности на другой, с целью повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением, проводятся в сочетании движений с речью детей.
Изобразительная деятельность помогает развивать мелкую моторику рук, поэтому в детскую деятельность включаю работа с нитками. Мы начинаем с рисования картинок по силуэту, приклеивание к трафарету мелко нарезанных ниточек, плетение разноцветными шнурками, помогает ребёнку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук. С помощью семян и плодов создавали узоры и пейзажи. Макароны и крупа – это не только вкусно, но еще и красиво.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма Деятельность педагога может стать по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. Поэтому перед собой ставлю задачу – заинтересовать родителей решением проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, вовлечь их в жизнь группы, сделать их союзниками в работе.
Свою работа с дошкольниками строила на основе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Использовала в работе методические рекомендации А.Е.Белой, В.И. Мирясовой «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»; Т.А.Ткаченко «Развиваем мелкую моторику»; Е.Синицыной «Умные пальчики».
Литература:
Бабаева Н. У школьного порога. М., 1992г., Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, Академия развития, 1997 г., Фесюкова Л.Б. «От трёх до семи» 1997г.
Пособия из крышек «Крышкоград»
(2-7 лет)
Сухой аквариум
-набор цветных крышек в пластмассовом тазу. Это пособие можно предложить ребёнку тогда, когда у него плохое настроение, и когда, наоборот он слишком возбуждён, и когда ему просто нечем заняться. Главная ценность сухого аквариума в том, что ребёнок не боится сломать его или потерять какую-то деталь.
Цель: Снять напряжение, усталость, расслабить мышцы спины, плечевого пояса. Развивать восприятие, внимание, память, мелкую моторику рук.
Вариант 1. «Купание» рук в сухом аквариуме, погружение в крышки кистей, рук по локоть, по плечи, шуршание крышками.
Вариант 2. Рассыпать крышки по ковру.
-Какого цвета крышки?
-Какого цвета больше?
-Разложить крышки по цвету (на ковре, полу, разного цвета обручи, миски)
-Кто быстрее соберёт в тазик крышки того или иного цвета?
-Много крышек помещается в тазике?
Вариант 3. Детям предлагают рассыпать крышки и собрать, снова рассыпать и собрать, и несколько раз.
Вариант 4. «Чьи бусы длиннее», «Три змейки», «Паровозик с вагончиками», «Дорожки», «Мостики» и т.п. Дети выкладывают на полу цепочки из крышек одного цвета или чередуют их. Чем старше дети, тем сложнее варианты.
Вариант 5. Строим пирамиды, башенки, ворота, город будущего и т.п.
«Модель времени» (3-7 лет)
Цель: Формировать представление о временных промежутках: утро, день, вечер, ночь; неделя- семь день.
Младший возраст. Дети вместе с воспитателем, заранее договорившись, нанизывают на нитку в определённой последовательности части суток – цветные крышки (жёлтая – утро, красная- день, синяя- вечер, чёрная- ночь)
Средний возраст. Дети ежедневно самостоятельно нанизывают крышки (с заранее просверленными дырками, обозначающими части суток, дни недели), между ними могут быть разделяющие детали.
Старший возраст. Дети делают недельные цепочки, используя цветовые обозначения частей суток, при этом они самостоятельно выбирают первое звено последовательности: утро-день-вечер-ночь и т.п.
Счётная звуковая линейка (5-7 лет)
Вариант 1.В отверстие пластины вставлены горлышки от пластиковых бутылок; с обратной стороны они приклеены (чтобы ребёнок свободно мог закрутить и открутить крышки).
Вариант 2. Крышки просто выкладывают в отверстия пластины-линейки. Для использования счётной линейки необходим набор крышек с цифрами от 1 до 10; от 10 до 20; от 10 до 100 (десятками), от 100 до 1000 (сотнями). Для звуковой линейки требуется набор крышек разных цветов: белые, чёрные, коричневые, синие, зелёные, красные, а также набор крышек с наклеенными на них буквами соответствующей цветовой гаммы (гласные – красные крышки, твёрдые согласные – синие, мягкие согласные – зелёные).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.
Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.
Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....
"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)
Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....
Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.
Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...