Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа) на тему

Художественная литература обладает рядом особенно­стей, которые делают ее незаменимым средством патриотического и нравствен­ного воспитания:

Во-первых, она близка к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребенок.

Во-вторых, в произведении воссоздается конкретная, образная ситуация, что сближает ее с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный характер.

В-третьих, худо­жественное слово вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывает стихотворение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль художественного слова в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник.

В. Даль

         Художественная литература обладает рядом особенностей, которые делают ее незаменимым средством патриотического и нравственного воспитания:

Во-первых, она близка к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребенок.

Во-вторых, в произведении воссоздается конкретная, образная ситуация, что сближает ее с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный характер.

В-третьих, художественное слово вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывает стихотворение.

Малыш искренне переживает за героев, оценивает их поступки и действия. Он как бы присваивает их опыт, делает его своим. И этот опыт начинает влиять на поступки и действия его самого, что неоценимо в воспитании патриотов, нравственных качеств.

        При использовании художественной литературы необходимо опираться на принцип вариативности. Он предполагает учет возрастных особенностей, когда, например, маленькому ребенку только читают произведение, чтобы вызвать интерес к поступку или ситуации, а более старший, выучив его наизусть, применяет в игре или рисовании.

Кроме того, чтобы усвоить содержание литературного произведения (а оно рассказывает о нормах поведения художественно, образно), его нужно использовать неоднократно: как материал для чтения, этической беседы, игры, инсценировки, рисования, то есть включать в различные ситуации и виды деятельности ребенка.

Содержание произведения многозначно, ассоциативно и поэтому на него можно опираться при решении многих задач воспитания и обучения. Это следующие задачи:

- создание и поддержание положительного эмоционального отношения, интереса к своей семье, родным, своему городу, стране;

- подчеркивание их эстетики, красоты;

- ознакомление с окружающим миром, со свойствами предметов;

- создание представлений о правилах поведения, нравственных нормах, лежащих в основе патриотического и нравственного воспитания;

- мотивированная оценка поведения ребенка;

- побуждение его к активности и самостоятельности и др.

Хотя художественное слово используется всегда с конкретной целью, его воздействие комплексно. Попутно с основной задачей, на решение которой прямо направлено применение художественного произведения, решаются и другие перечисленные выше задачи, но соотношение их в определенной ситуации различно. Таким образом, с принципом вариативности взаимосвязан принцип комплексности. 

        Произведения художественной литературы разнообразны, что позволяет использовать их при решении различных задач патриотического воспитания, выбирая содержание по изучаемой тематике (стихи о семье, родном городе, крае, поступках персонажей и т.д.).

Такой разный патриотизм!

Патриотизм – широкое понятие. Оно включает в себя:

  • Любовь и уважение к своим близким, членам своей семьи.
  • Почитание места своего рождения, проявление заботы о месте проживания (от родного дома до масштаба всей страны).
  • Уважение и соблюдение местных обычаев, традиций.
  • Уважение к своим предкам, землякам, желание помогать им, помнить об их заслугах.

Патриотизм – сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе человека.

  • Сочувствие, сопереживание и содействие пожилым людям, сверстникам, больным и другим людям, нуждающимся в помощи.

Патриотизм начинается с семьи, где ребенок видит отношение членов семьи друг к другу.

Если ребенок не проявляет уважение к кому-то из родных или видит неуважение других взрослых к себе, близким,  он не сможет стать настоящим патриотом.

Любите своих детей!

 Они ответят Вам и Родине тем же.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Ознакомление детей с окружающей действительностью как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста».

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с окружающей действительностью как средство воспитания патриотизма"....

Тема:«Ознакомление детей с окружающей действительностью – как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста»

Презентация на тему "Ознакомление детей с окружающей действительностью - как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста"....

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к...

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера посредством организации развивающей среды в ДОУВоспитание нравственности, патриотизма у детей дошкольного возраста, прожи...