"Развитие творческих способностей у дошкольников"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кривилина Любовь Алексеевна

Развитие творческих способностей у дошкольников.

Ребёнок по природе своей – исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию-важнейшие черты детского поведения. Итак, исследовательская, поисковая активность-естественное состояние ребёнка. Следовательно, подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_u_doshkolnikov.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у дошкольников.

Ребёнок по природе своей – исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию-важнейшие черты детского поведения. Итак, исследовательская, поисковая активность-естественное состояние ребёнка. Следовательно, подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования.

Важно также понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой. Они требуются каждому человеку независимо от характера его деятельности.

Творчество-это создание нового, преобразование, трансформация того, что существовало вначале. Формируя, открывая, уточняя, интегрируя вновь открывающиеся возможности, творец одновременно конкретизирует и видоизменяет стоявшую перед ним вначале проблему. Начиная поиск, ребёнок не всегда ясно осознаёт, зачем он это делает. Более того, он не знает, что он найдёт в итоге. Исследовательская деятельность –деятельность творческая и она имеет свою специфику.

Умение видеть проблемы-интегративное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в разных видах деятельности в разных видах деятельности. Но есть упражнения, которые хорошо помогают в решении этих задач.

Вот некоторые упражнения.

- «Смотреть на мир чужими глазами»

Читаем детям неоконченный рассказ:

Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны…

Предлагаем детям продолжить рассказ. Сделать это необходимо несколькими способами.

1.Представить, что ты гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега?

2.Представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге.

3.Лётчик, отправляющийся в полёт.

4.Ворона, сидящая на дереве.

5.Зайчик, сидящий под кустом в лесу.

Аналогичных рассказов можно придумать множество. Используя их сюжеты, мы научим детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

Сколько значений у предмета»

Повысить и одновременно проверить уровень развития этой способности можно  с помощью заданий. Детям предлагается Детям предлагается хорошо знакомый им предмет (кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, краски и т.д.) Даётся задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального использования этого предмета. Поощряются самые оригинальные и неожиданные версии. И чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируется и развивается продуктивность, оригинальность, гибкость мышления. Это задание позволит ребёнку научиться концентрировать свои мысли на одном предмете. Помещая его в разные ситуации и создавая самые неожиданные связи с другими предметами, ребёнок учится открывать в обыденном новые и неожиданные возможности.

-«Наблюдение как способ выявления проблем».

Увидеть проблему можно путём наблюдения и элементарного анализа действительности. Проблемами для детских исследований вполне могут стать такие, как:

-«Почему светит солнце?»

-«Почему играют котята?»

-«Почему попугаи могут разговаривать?»

Метод наблюдения лишь внешне выглядит простым. На практике это не так. Наблюдению необходимо учить. И это нелёгкая задача. Умению смотреть и видеть уделяется много внимания теми, кто учит детей изобразительной деятельности. Дети учатся наблюдать за живыми и неживыми объектами. Эффективными заданиями для развития умения наблюдать может стать предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы. Например, осенние листья, деревья, яблоки. Листья можно взять в руки, внимательно рассмотреть, определить форму, назвать цвет. Можно поговорить и о том, где они растут, какие они на других деревьях разные непохожие. Почему каждую осень меняют цвет и опадают, какую пользу приносят и так далее.

В качестве упражнения для развития способности к наблюдению хорошо использовать задание «наблюдение очевидного».

Предложить ребёнку рассмотреть какой-либо хорошо знакомый ему объект и спросить, что он видит в данную минуту. В качестве объекта для рассматривания выступает его друг, о, котором он уже имеет представление: рост, цвет волос, цвет глаз и так далее. Теперь же направление его взгляда, опущены или приподняты уголки губ, какова причёска, покрой одежды. Можно поговорить с детьми о том, какую информацию мы можем получить об этом человеке, например, можно описать, чем он расстроен, по какой причине. Мы узнаем больше, если проявим к человеку внимание, стремление помочь, если поговорим о нём самом.

-«Наблюдение за настроением».

Особую значимость для развития психосоциальной сферы имеют наблюдения, направленные на исследование настроений, эмоций, чувств, мотивов поведения других людей. Изучение внутреннего состояния человека или сказочного героя побуждают к описаниям, аналогично тем, что приводятся в сказках. Так ребёнок не только устанавливает связи произведений искусства и реальной жизни, но и, что особенно важно, исследует всю палитру настроений, динамику чувств, эмоций, мотивов поведения людей.

Игры также развивают познавательные действия, воображение, творческую активность.

Игра «Карусель»

Игра создаёт ощущение быстрой смены событий и внутреннего состояния человека, а также его мыслей, чувств, эмоций. Детям предлагается мысленно сесть на карусель. Они встают в круг и берутся за концы лент, привязанных к обручу. После каждого полного оборота дети делают остановку в разных мирах. Например, «В мире воды», «Воздуха», «Огня», «Земли». Это помогает заметить детям вокруг себя то, что соответствует этому «миру» и чего они не замечали раньше. Например, вода в блюдце под цветами, капли воды на стекле, вода в кране и так далее.

Игра «Волшебные превращения».

На её основе можно провести мысленный эксперимент, например, как стихия огня воздействует на изменение физических свойств воды. Дети делятся на 2 группы: группа «Огонь» и группа «Капельки воды». В холоде «капельки воды» замерзают: дети двигаются медленно, превращаясь в снежинки или ледяные шарики, когда «огонь» далеко. Но когда «огонь» рядом, они двигаются быстрее, «испаряются» и превращаются в «пар», становятся невидимыми (приседают).

Умение по-разному смотреть на одно и то же явление или событие отражается в изобразительной деятельности детей. Они рисуют разные сюжеты на одну и ту же тему. Например, «Осень».. Раскрывая её, можно нарисовать деревья с пожелтевшими листьями, улетающих птиц, машины, убирающие урожай на поле, первоклассников, идущих в школу.

«Выдвигаем гипотезы»

Гипотеза-это предположительное, вероятное знание, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом. Гипотезы, предположения, а также провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться размышлять, задавать вопросы. Делая предположения, мы обычно используем слова «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если».

Упражнения, позволяющие развивать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи.

1.При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Ветка дерева, телефон, книга, самовар, барабан. Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?

2.Упражнения, предполагающие обратное действие.

Например, при каких обстоятельствах или условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

3.Упражнения на выдвижение гипотез?

Почему детёныши животных любят играть?

Почему весной тает снег?

Почему цветы имеют яркую окраску?

Почему самолёты оставляют след в небе?

Почему не тонут металлические корабли?

Луна не падает на землю?

Можно на каждое «почему» предложить провокационные идеи.

4.Упражнение «Найди возможную причину события»

Дети стали больше играть во дворах.

Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом.

Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

Друзья поссорились.

5.Упражнение для тренировки умения вырабатывать гипотезы и провокационные идеи.

Что-бы произошло, если бы волшебник исполнил три твоих желания?

6.Птицы низко летают над землёй.

На столе лежит открытая книга.

Машина сигналит под окном.

Мама сердится.

Необходимо высказать логическое предположение, объяснение. Затем дать два-три самых фантастических объяснения.

7.Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов, слоны меньше кошки, мыши больше слонов. Что произойдёт?

Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей-важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и в конечном счёте прогресс в любой творческой деятельности. 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

Развитие творческих способностей старших дошкольников

Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия сп...

«Развитие творческих способностей старших дошкольников на основе календарно-праздничной культуры Белгородчины»

 Тема проектаориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры Белгородчины, формирование бережного отношения и любви к ней. Символизирует непреходящее значен...

Художественный труд - как способ развития творческих способностей старших дошкольников

Совершенствование художественно-творческих способностей детей, познание свойств материалов, желание эксперементировать с ними. Развитие умений создавать художественные образы. Развитие глазомера, ловк...

Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...

Самообразование "Развитие творческих способностей детей дошкольников с ОНР в нетрадиционной изодеятельности и ее влияние на развитие мелкой моторики

Тема: Развитие творческих способностей детей дошкольников с ОНР в нетрадиционной изобразительной деятельности и ее влияние на развитие мелкой моторикиЦели:- Формировать умение выполнять полученные зна...